Конспект занятия с детьми старшей группы дошкольного возраста «Магия волшебства в живой и неживой природе»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ковалевская Екатерина Леонидовна

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, расширение и закреплять знания детей о свойствах воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyty.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

с детьми старшей группы дошкольного возраста

«Магия волшебства в живой и неживой природе»

Воспитатель:

Ковалевская Е.Л.

Санкт-Петербург

2024

Тема: «Магия волшебства в живой и неживой природе»

Цель: Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, расширение и закреплять знания детей о свойствах воды.

Задачи:

 Образовательные: 

  1. Расширять и закрепить знания  о физических  свойствах  воды и льда.
  2. Упражнять в умение приобретать знания посредством практических опытов и делать выводы.
  3. Объяснять «магию» с научной точки зрения.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  2. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  3. Развивать коммуникативные навыки общения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
  3. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в команде.

Методы и приемы:

  • наглядные: обследование, опыты.
  • словесные: беседа, мотивация, дидактические упражнения, вопросы, поощрения.
  • игровые: фокус, обыгрывание.

Технологии: технология исследовательской деятельности,  игровая, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированные технологии.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально - коммуникативное.

Предварительная работа: рассматривание объектов живой и не живой природы; знакомство со свойствами воды; беседа   «Кто такие ученые?» «Что такое опыты?»; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность;  игры на логическое мышление, память, внимание.

Материалы и оборудование: Таз с водой, одноразовые стаканчики, формочки, ножки и ручки на палочках, рыбки на магнитиках и две удочки с магнитами,  прозрачные бутылки с водой, чайник с теплой водой, блюдца, трубочки, одноразовые ложки, краски в палетке, кисточки, лед, пригласительные билеты, прозрачная банка с ветками деревьев, горшочек с цветами, морские звездочки.

Ход занятия:

Части занятия

Задания и упражнения

Содержание

Вводная часть

1.Приветствие и знакомство

2.Беседа о лаборатории и знакомство с правилами поведения

Дети заходят в группу по пригласительным билетам «Лаборатория  волшебства и магии».
Психологический настрой «Подари улыбку».
«Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и подарим улыбку, ведь именно с нее начинается приятное общение и волшебство».

Воспитатель предлагает детям поделиться на пары и сесть за стол, на котором много  стаканчиков и материалов.

«Ребята, вы сегодня мои маленькие волшебники и находимся мы в лаборатории»

- «А вы, слышали, кто же обычно  работает в лаборатории?» (Ответы детей)

- И что обычно делают в лаборатории? (Ответы детей).

- Как вы думаете, а для чего проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей)

- Ребята, а вам бы хотелось увидеть и  узнать, что-то новое и интересное? (Ответы детей)

- Тогда для начала вспомним правила поведения в нашей лаборатории волшебства.

Воспитатель зачитывает детям правила поведения в лаборатории:

«- Внимательно слушать главного волшебника (воспитателя);

- Громко не разговаривать, что бы ни мешать друг другу;

- Аккуратно пользоваться емкостью для воды;

- После каждого опыта делать выводы.

Запрещается:

- Вставать с места без разрешения;

- Трогать оборудования и материалы»

1. Проблемная ситуация

Воспитатель показывает фокус детям.

 «Цветная водица» (Четыре бутылки с водой с закрытыми крышками, внутренние стороны крышек покрыты акварельными красками - красной, зелёной, синей, а одна крышка чистая).

Воспитатель просит одного из детей попробовать окрасить воду (дает ему бутылку с чистой крышкой). У ребёнка не получается.  Тогда воспитатель предлагает назвать любой цвет одному из детей  и затем говорит такие слова:

«Ты вода-водица, Стань, вода-водица,

Не прозрачной, а ….». 

Встряхивая воду, вода окрашивается в  цвет,  который назвал ребенок, затем этот фокус повторяется еще раз.

- А, как вы думаете, как это у меня получилось? (Ответы детей)

-Может быть, вам интересно узнать о свойствах воды? (Ответы детей)

Основная часть

1. Экспериментирование с водой

(Опыт №1)

«Вода – это жидкость, которая не имеет цвета, вкуса и запаха, формы»

Нейроигра «Ловкие ручки и ножки»

Педагог говорит:

«Что бы нам с вами во всем разобраться отгадайте загадку»

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды – 
Жить нельзя нам без...
 (Вода)

«Правильно, вода. У вас на столе стоят стаканчики с водой». (Дети обращают на это внимание)

Воспитатель предлагает воду понюхать, попробовать на вкус.

 Затем, воспитатель обращает внимание, какого она цвета и предлагает отпустить в стакан с водой ложечку и трубочку.

После провести опыт и перелить воду в другую емкость не похожую на стакан форму.

(Дети работают в парах  и после опыта один из детей в паре делает вывод. Воспитатель слушает ответы всех пар).

-«Молодцы! Вы отлично справились с первым экспериментом.

-Вы почувствовали себя настоящими волшебниками? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает немного подвигаться. Проводится нейроигра «Ловкие ручки и ножки».

2. Экспериментирование со льдом

(Опыт №2)

«Лед – замороженная жидкость (вода)»

Подвижная игра «Рыбки в озере»

 Воспитатель предлагает детям продолжить опыты и обращает внимание на то, что наступила весна и на улице происходят изменения  в природе.

Ребята, а что происходит ранней весной в природе? (Ответы детей)

-Правильно снег и лед таят, солнышко греет…..

Воспитатель загадывает загадку:

Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься.  (Лед).


Воспитатель ставит  на стол тарелочки, в которых замороженные кубики льда. Затем предлагает рассмотреть льдинки взять в руки и подержать их немного.
 (Дети также работают в парах, и после опыта и обсуждения со своим напарником  один из детей в паре делает вывод о свойствах льда. Воспитатель слушает ответы всех пар)

- Лед прозрачный, твердый, скользкий, холодный, таит от теплых рук и превращается в воду, лед это замороженная жидкость! Ребята вы настоящие волшебники!

- Ребята, а у меня есть еще льдинки.

Воспитатель показывает детям на льдинки, в котором заморожены маленькие рыбки и предлагает окунуть их в теплую воду, затем посмотреть, что произойдет со льдом и с рыбками. Затем воспитатель задает вопросы и предлагает детям отнести рыбок в озеро.

Подвижная игра «Рыбки в озере»

Дети делятся на 2 команды и  по очереди переносят рыбок в таз с водой на магнитной удочке. Победила та команда, которая быстрее перенесла всех рыбок в пруд.

3. Экспериментирование с водой

(Опыт №3)

«Живая вода»

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит прозрачная банка со срезанными веточками, на которых распустились листочки и горшочек с цветком. Рядом стоит сосуд с водой с этикеткой «Живая вода».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает веточки и предлагает поразмышлять с детьми, что бы произошло, если бы ветки и цветы были без воды.

- Ребята, а могут ли существовать животные, растения или человек без воды? (Ответы детей)

- Молодцы, действительно вода обладает животворными свойствами. Без воды не может жить ничего живого на планете.

4. Экспериментирование с водой

(Опыт №4)

«Вода может растворять краску»

Воспитатель предлагает детям занять свои места и провести опыт с водой и красками. На столе стоят стаканы с водой и палетки с краской. Детям необходимо договориться в парах в какой  из предложенных цветов они будут окрашивать  стаканчик с водой и провести свои наблюдения. После чего один из детей в паре, посовещавшись, делает выводы и отвечает воспитателю.

-Уважаемые волшебники, какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)

(После чего один из детей в паре, посовещавшись, делает выводы и отвечает воспитателю)

Заключительная часть.

1. Возвращение к проблемной ситуации

-Ребята, вы молодцы, что выполняли все наши эксперименты, и я надеюсь, почувствовали себя настоящими магами и волшебниками.

Воспитатель еще раз возвращается к фокусу «цветная водица» и рассуждает вместе с детьми о нем.

2. Рефлексия.

- А что больше всего вам запомнилось?

- А были у вас какие либо трудности?»

Дети с воспитателем вспоминают,  какие опыты они проводили, и какие задания им больше всего были интересны. Какие трудности возникали? Что им больше всего запомнилось. Педагог благодарит, хвалит детей и предлагает им выбрать морские звездочки: если занятие понравилось то ребенок выбирает красную морскую звезду, а если не очень, то желтую. Затем дети относят свои морские звезды в озеро с рыбками и кладут их туда.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный песочек"- конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста по формированию изобразительных способностей средствами природы

-Познакомить детей с песком и его свойствами, развивать умение рисовать палочкой на мокром песке, делать отпечатки формами, крышками, деталями конструктора ,воспитывать интерес к изобразительному твор...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «НЕВАЛЯШКА»(с использованием игровых те...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязиЗадачи: Расширять представления о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;Сформировать целостный взгл...

#УрокЭколят2021 #Друзья Земли Всероссийский урок "Эколята-молодые защитники природы" для дошкольного возраста 5-6 лет "Живая и неживая природа"

В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" было проведено занятие по теме  "Живая и неживая природа" в подготовительной к школе группе .  Материа...

Конспект занятия с детьми старшей группы "Дом, в котором я живу"

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний детей о своём доме; уточнение знаний о своём месте жительства....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы дошкольного возраста по познавательному развитию «Скоро в школу»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельностиЗадачи: Образовательные:Создавать условия для проявления инициативы и самостоятельности в позновательно-исследовательс...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы дошкольного возраста по познавательному развитию «Прогулка по Петергофу»

Цель: актуализация полученных знаний и применение их в практической деятельности.Задачи:Образовательные:закреплять порядковый счет; состав числа; умение ориентироваться на листе бумаги; умение определ...