«Формирование духовно-нравственных представлений на основе русских народных традиций»
методическая разработка на тему

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 111111.doc64 КБ
Microsoft Office document icon 111111.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

духовно-нравственных представлений  на основе русских народных традиций.

(из опыта работы)

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский).

В.А. Сухомлинский был одним из выдающихся педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть духовно  развитой личностью.

Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них  недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому я стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через фольклорные праздники.

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил мне определить разницу между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников. Ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным,  музыкальным наследием  заняло важное место в моей профессиональной деятельности.

Опираясь на методические рекомендации по данной теме я разработала системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ, составила   план мероприятий по приобщению  дошкольников к традиционной народной культуре , провела  анкетирование родителей, разработала сценарии праздников и развлечений, творческо-информационные проекты «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» и  «Широкая Масленица», создала соответствующую предметно-развивающую среду, составила картотеку народных игр, собрала фонотеку народных мелодий.

Духовно-нравственное  воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс.  В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная  программа  дошкольного образования «Детство»  под редакцией  Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе , программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям и православной педагогике,  темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственные компоненты развития личности ребёнка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности.

Актуальность моего опыта заключается в том, что общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.   Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности,   поможет нашим воспитанникам с уважением и интересом относиться к культурным традициям  своего  и других  народов,  а  в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Наше прошлое – это фундамент стабильной , полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

  В соответствии с этим в детском саду я реализую систему работы   «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Реализация цели достигается решением следующих задач:
- Создать  условия для приобщения детей к русской народной культуре;

- Приобщать детей к народным традициям; воспитывать любовь к Родине и русскому народу,  поддерживать интерес к его истории и культуре;

- Формировать устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

- Развивать духовно- нравственную личность с активной жизненной позицией,  закладывать основы толерантности у детей  дошкольного возраста, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Охранять и укреплять  духовное и психофизическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Для  решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая средаВместе с воспитателями в детском саду создан  мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины. Все  предметы народного быта собраны с помощью родителей, которые не остаются равнодушными к воспитанию своих детей. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. В группах появились народные календари и буклеты. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились русскими народными музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры в соответствии с ФГОС ДО.

Процесс приобщения к духовно-нравственной культуре средствами музыкального искусства очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение богатого музыкального материала, арсенала различных методов включающих наблюдение за детьми, мониторинг музыкального развития, организации самостоятельной музыкальной деятельности в повседневной жизни детей. Все эти компоненты я гармонично сочетаю в своём опыте работы, стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания, использую в своей работе современные педтехнологии: ИКТ,  проектную деятельность, здоровьесберегающие и др.

Содержание работы строится на календарных и народных праздниках и реализовывается в три этапа.

1 этап – подготовительный. Он включает в себя знакомство с праздником, его историей, обычаями, традициями, формами проведения.

2 этап – основной. В него входят непосредственная организация и проведение праздника.

3 этап – заключительный, на котором я прослеживаю степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них осталось после его окончания, ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника, разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника.

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Это языческие, православные и тематические праздники.  Знакомя детей с содержанием православных праздников, я беру  только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Я лишь знакомлю  воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей.

Дети очень любят музыкальное и устное народное творчество, поэтому фольклорное наследие очень широко использую на занятиях и в развлечениях. В своей работе использую все виды музыкального фольклора: народная песня, народные игры, народная хореография и народные музыкальные инструменты, а также широко использую загадки, пословицы, прибаутки, поговорки. В них, как и в других формах народного творчества заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. Они оказывают влияние на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает, на умственное развитие ребенка.

Самым распространенным средством музыкального фольклора является народная песня, которая входит в жизнь ребенка, как основа русской музыкальной культуры. Русские народные песни способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей России и Кубани. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной культуры, пробуждают интерес к ней.

Уже с раннего возраста дети чутко откликаются  на русские народные песенки, потешки, прибаутки. Песенки, потешки помогают мне установить контакт с малышами. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок  прихлопывает, притопывает, приплясывает, двигается в такт тексту. Очень нравятся детям  такие песенки, как «Сорока», «Ладушки, «Петушок», «Зайка» и др. Знакомство с народными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, формирует  отношение к окружающему миру. Пение народных песен способствует выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчает работу над расширением диапазона детского голоса, помогает добиться отчетливого произношения слов в песнях.

Колыбельная песня, как один из древнейших жанров фольклора составляет ценную часть сокровищницы народного творчества. В процессе ознакомления с колыбельной я знакомлю детей с бытом своих предков, с местом, где дети спали (колыбелька), с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон, т.е. приобщаю детей к культуре собственного народа. Через выражение  любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, учу детей понимать «доброе» и «злое», закладываю основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы участником действия.

Русская народная песня обладает огромной художественно - воспитательной ценностью. Каждая песня – это маленькая сценка, в которой участвовать может каждый. Дети очень любят создавать игровые образы в соответствии с текстом песни. Особо полюбившимися стали песни «Ой вставала я ранешенько», «Где был, Иванушка?»,  «Во кузнице» и многие другие.

В старших группах вводится новый жанр – частушки, колядки. Это достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен  прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, да еще и подыграть на доступных музыкальных инструментах.

        Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство  художественно-эстетического воспитания, поэтому я стараюсь создать потребность постоянного общения с музыкой. Яркая, интересная музыка, которой является русская народная  мелодия, вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку. Уже в младшей группе знакомлю детей с элементами русских народных плясок: полуприседания, притопы, выставление ноги на пятку, на носок, В старших группах дети уже исполняют русские народные пляски, хороводы. В свободных плясках под русские народные мелодии дети переживают различные эмоции и выражают их через движения, проявляя при этом находчивость и сообразительность.

        Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах.

        Многие музыкальные инструменты мы делаем своими руками: шумелки, коробочки, трещотки, бубенцы и т.д.  Эта форма работы детям особенно нравится. Выступления оркестра стали неотъемлемой частью детских праздников и досугов. Дети с удовольствием исполняют в оркестре русские народные мелодии «Посею лебеду на берегу», «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот»  и другие. Инструментовку произведения создаем вместе с ребятами, по ходу прослушивания музыки. Ищем интересные оркестровые приемы, подбираем тембровые и динамические сочетания. Участие в оркестре приучает детей к собранности, сообразительности и внимательности, прививает навыки ансамблевого исполнительства, активизирует музыкальные способности, творческую фантазию.

        Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы,  я приучаю детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. А итогом нашей совместной работы с детьми являются праздники.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

В нашем детском саду регулярно проводятся  народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Весна- красна», «Пасха в гости к нам пришла»,  «Яблочный Спас» и др. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения.  В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников я стараюсь использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых.

На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. В процессе совместной деятельности взрослых и детей  происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи, укрепляется связь между детьми и родителями.

Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности  я использую различные формы взаимодействия с родителями -  как традиционные, так и нетрадиционные:

 - информационно-аналитические: анкетирование ;

 - наглядно-информационные: стенды, папки-передвижки, фотовыставки;

 - познавательные: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры ООД, совместное создание развивающей среды.

 - досуговые: совместные праздники и развлечения.

 Ведь тесный контакт с семьями воспитанников является одним из основных условий реализации задач духовно – нравственного воспитания. Родители – активные помощники в создании костюмов, декораций, в подготовке сюрпризных моментов.

Совместные праздники устанавливают теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: детей, родителей, воспитателей. Такие праздники помогают родителям стать для своих детей настоящим другом и авторитетным наставником. Они помогают пробудить интерес к своей родословной, к семейным традициям и обычаям; формируют нравственную культуру детей и родителей; способствуют развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания, взаимовыручки; воспитывают чувство гордости за свою семью.

Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов музыкального воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип  -  это  сочетание  обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них.           Наблюдения за детьми показали, что у детей через русские народные праздники  формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение  радоваться своим успехам, успехам сверстников.

Развивая и обучая на образцах прекрасного  мы вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Художественно-эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение  и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств  личности ребенка.



Предварительный просмотр:

Формирование

духовно-нравственных представлений  на основе русских народных традиций.

(из опыта работы)

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский).

В.А. Сухомлинский был одним из выдающихся педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть духовно  развитой личностью.

Проанализировав уровень развития детей, я обнаружила, что у них  недостаточно знаний об истории своего народа, его традициях. Поэтому я стала более углубленно изучать проблему приобщения детей к русской народной культуре через фольклорные праздники.

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений позволил мне определить разницу между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников. Ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным,  музыкальным наследием  заняло важное место в моей профессиональной деятельности.

Опираясь на методические рекомендации по данной теме я разработала системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ, составила   план мероприятий по приобщению  дошкольников к традиционной народной культуре , провела  анкетирование родителей, разработала сценарии праздников и развлечений, творческо-информационные проекты «Календарно-обрядовые праздники в детском саду» и  «Широкая Масленица», создала соответствующую предметно-развивающую среду, составила картотеку народных игр, собрала фонотеку народных мелодий.

Духовно-нравственное  воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс.  В основе моей работы лежат современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: примерная образовательная  программа  дошкольного образования «Детство»  под редакцией  Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе , программы «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева , «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, дополнительно обращаюсь к отечественным традициям и православной педагогике,  темам актуальным в современном обществе, обеспечивающим духовно-нравственные компоненты развития личности ребёнка, присущим традициям нашего края, региональной образовательной политике, светского характера образования и законности.

Актуальность моего опыта заключается в том, что общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.   Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности,   поможет нашим воспитанникам с уважением и интересом относиться к культурным традициям  своего  и других  народов,  а  в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Наше прошлое – это фундамент стабильной , полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

  В соответствии с этим в детском саду я реализую систему работы   «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Реализация цели достигается решением следующих задач:
- Создать  условия для приобщения детей к русской народной культуре;

- Приобщать детей к народным традициям; воспитывать любовь к Родине и русскому народу,  поддерживать интерес к его истории и культуре;

- Формировать устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;

- Развивать духовно- нравственную личность с активной жизненной позицией,  закладывать основы толерантности у детей  дошкольного возраста, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Охранять и укреплять  духовное и психофизическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Для  решения поставленных задач была создана соответствующая предметно-развивающая средаВместе с воспитателями в детском саду создан  мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины. Все  предметы народного быта собраны с помощью родителей, которые не остаются равнодушными к воспитанию своих детей. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. В группах появились народные календари и буклеты. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились русскими народными музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры в соответствии с ФГОС ДО.

Процесс приобщения к духовно-нравственной культуре средствами музыкального искусства очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение богатого музыкального материала, арсенала различных методов включающих наблюдение за детьми, мониторинг музыкального развития, организации самостоятельной музыкальной деятельности в повседневной жизни детей. Все эти компоненты я гармонично сочетаю в своём опыте работы, стараюсь соответствовать основополагающим закономерностям, принципам, подходам современной педагогики, психологии и методики преподавания, использую в своей работе современные педтехнологии: ИКТ,  проектную деятельность, здоровьесберегающие и др.

Содержание работы строится на календарных и народных праздниках и реализовывается в три этапа.

1 этап – подготовительный. Он включает в себя знакомство с праздником, его историей, обычаями, традициями, формами проведения.

2 этап – основной. В него входят непосредственная организация и проведение праздника.

3 этап – заключительный, на котором я прослеживаю степень усвоения праздника детьми: какое мнение о празднике у них осталось после его окончания, ведут ли дети разговоры между собой на тему прошедшего праздника, разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника.

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Это языческие, православные и тематические праздники.  Знакомя детей с содержанием православных праздников, я беру  только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Я лишь знакомлю  воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей.

Дети очень любят музыкальное и устное народное творчество, поэтому фольклорное наследие очень широко использую на занятиях и в развлечениях. В своей работе использую все виды музыкального фольклора: народная песня, народные игры, народная хореография и народные музыкальные инструменты, а также широко использую загадки, пословицы, прибаутки, поговорки. В них, как и в других формах народного творчества заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. Они оказывают влияние на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает, на умственное развитие ребенка.

Самым распространенным средством музыкального фольклора является народная песня, которая входит в жизнь ребенка, как основа русской музыкальной культуры. Русские народные песни способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей России и Кубани. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной культуры, пробуждают интерес к ней.

Уже с раннего возраста дети чутко откликаются  на русские народные песенки, потешки, прибаутки. Песенки, потешки помогают мне установить контакт с малышами. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок  прихлопывает, притопывает, приплясывает, двигается в такт тексту. Очень нравятся детям  такие песенки, как «Сорока», «Ладушки, «Петушок», «Зайка» и др. Знакомство с народными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, формирует  отношение к окружающему миру. Пение народных песен способствует выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, облегчает работу над расширением диапазона детского голоса, помогает добиться отчетливого произношения слов в песнях.

Колыбельная песня, как один из древнейших жанров фольклора составляет ценную часть сокровищницы народного творчества. В процессе ознакомления с колыбельной я знакомлю детей с бытом своих предков, с местом, где дети спали (колыбелька), с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребенка на сон, т.е. приобщаю детей к культуре собственного народа. Через выражение  любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, учу детей понимать «доброе» и «злое», закладываю основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогает этому прием обращения к ребенку по имени, что делает его как бы участником действия.

Русская народная песня обладает огромной художественно - воспитательной ценностью. Каждая песня – это маленькая сценка, в которой участвовать может каждый. Дети очень любят создавать игровые образы в соответствии с текстом песни. Особо полюбившимися стали песни «Ой вставала я ранешенько», «Где был, Иванушка?»,  «Во кузнице» и многие другие.

В старших группах вводится новый жанр – частушки, колядки. Это достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен  прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, да еще и подыграть на доступных музыкальных инструментах.

        Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство  художественно-эстетического воспитания, поэтому я стараюсь создать потребность постоянного общения с музыкой. Яркая, интересная музыка, которой является русская народная  мелодия, вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку. Уже в младшей группе знакомлю детей с элементами русских народных плясок: полуприседания, притопы, выставление ноги на пятку, на носок, В старших группах дети уже исполняют русские народные пляски, хороводы. В свободных плясках под русские народные мелодии дети переживают различные эмоции и выражают их через движения, проявляя при этом находчивость и сообразительность.

        Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах.

        Многие музыкальные инструменты мы делаем своими руками: шумелки, коробочки, трещотки, бубенцы и т.д.  Эта форма работы детям особенно нравится. Выступления оркестра стали неотъемлемой частью детских праздников и досугов. Дети с удовольствием исполняют в оркестре русские народные мелодии «Посею лебеду на берегу», «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот»  и другие. Инструментовку произведения создаем вместе с ребятами, по ходу прослушивания музыки. Ищем интересные оркестровые приемы, подбираем тембровые и динамические сочетания. Участие в оркестре приучает детей к собранности, сообразительности и внимательности, прививает навыки ансамблевого исполнительства, активизирует музыкальные способности, творческую фантазию.

        Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы,  я приучаю детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. А итогом нашей совместной работы с детьми являются праздники.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

В нашем детском саду регулярно проводятся  народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние святки», «Весна- красна», «Пасха в гости к нам пришла»,  «Яблочный Спас» и др. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения.  В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников я стараюсь использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых.

На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. В процессе совместной деятельности взрослых и детей  происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи, укрепляется связь между детьми и родителями.

Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности  я использую различные формы взаимодействия с родителями -  как традиционные, так и нетрадиционные:

 - информационно-аналитические: анкетирование ;

 - наглядно-информационные: стенды, папки-передвижки, фотовыставки;

 - познавательные: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры ООД, совместное создание развивающей среды.

 - досуговые: совместные праздники и развлечения.

 Ведь тесный контакт с семьями воспитанников является одним из основных условий реализации задач духовно – нравственного воспитания. Родители – активные помощники в создании костюмов, декораций, в подготовке сюрпризных моментов.

Совместные праздники устанавливают теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: детей, родителей, воспитателей. Такие праздники помогают родителям стать для своих детей настоящим другом и авторитетным наставником. Они помогают пробудить интерес к своей родословной, к семейным традициям и обычаям; формируют нравственную культуру детей и родителей; способствуют развитию коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания, взаимовыручки; воспитывают чувство гордости за свою семью.

Подводя итоги работы, я могу сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов музыкального воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип  -  это  сочетание  обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

В результате моей деятельности у детей появился интерес к возрождению народных традиций, желание самим участвовать в них.           Наблюдения за детьми показали, что у детей через русские народные праздники  формируется гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине, навыки культурного поведения, умение  радоваться своим успехам, успехам сверстников.

Развивая и обучая на образцах прекрасного  мы вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Художественно-эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение  и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений. В результате комплексной работы происходит формирование духовно-нравственных качеств  личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пришла Коляда, открывай ворота!" Сценарий театрализованного действа с участием всех дошкольных групп ЧДОУ на основе русских народных традиций

Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам.  Ск...

Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание на основе русских народных сказок"

В консультации рассмотрен вопрос духовно-нравствееного воспитания подрастающего поколения с использованием русских народных сказок....

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....

Консультация для родителей «Духовно нравственное воспитание на основе русских народных сказок»

Консультация для родителей «Духовно нравственное воспитание на основе русских народных сказок»...