Методическая разработка: "Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе"
методическая разработка (старшая группа)
Методика выявления и реализации индивидуальных образовательных запросов с целью обмена опытом по повышению активности ребенка в процессе образования на примере изучения материала по лексическим темам в логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.docx | 53.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе»
- Введение.
Цель: описание методики выявления и реализации индивидуальных образовательных запросов с целью обмена опытом по повышению активности ребенка в процессе образования.
Задачи:
- создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).
- учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
- учить делать выбор, планировать собственную деятельность. как равноправного участника проектирования и реализации своей индивидуальной образовательной траектории наравне со взрослыми.
Основная идея педагогической деятельности: выявление и реализация образовательного запроса дошкольника в освоении образовательной программы в логопедической группе на примере изучения материала по лексическим темам.
Новизна: методическая разработка уточняет и конкретизирует алгоритм выявления и реализации образовательного запроса по 32 лексическим темам. Приведены примерные запросы детей, способы реализации и варианты подведения итогов в виде самостоятельных творческих работ.
Актуальность: ФГОС ДО (п.1.4) определяет одним из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, в соответствии с которым «образовательная деятельность выстраивается на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
Данная методическая разработка позволяет создать механизм, обеспечивающий в образовательной деятельности субъектность ребенка, его активную роль в процессе своего образования с учетом современных образовательных стандартов всех уровней для формирования базовых компетенций человека:
- информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- самоорганизационных (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самообразовательных (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
2. Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников.
2.1. Практические рекомендации:
Вначале недели, в утреннем круге, когда дети и взрослые собираются вместе, дети по наводящим вопросам, наглядному материалу, загадкам определяют тему недели. Отвечая на вопросы: «Что мы знаем по этой теме? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» осуществляется планирование работы на неделю. План в течении недели может дополняться, если у детей возникают вопросы, на которые они хотят получить ответ. В течении недели проигрываются игры по лексической теме, игровые упражнения, слушание, игры-цепочки и т.д. Создаются условия для поиска информации по данной теме (энциклопедии, иллюстрации, презентации, слушание).
Ежедневно осуществляется рефлексия и планирование совместной работы на день. Дети делятся своим мнением, предлагают, педагог тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, педагог в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
После того, как ребята сделают свой выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров они расходятся по разным центрам активности. Решение об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми принимается самим ребенком. Признается и соблюдается право выбора работать в центре или свободно играть. Ребенок может с равным правом делать что-либо в рамках общей темы или отказаться от участия в ней. Исключением из права самоопределения может быть ситуация, когда выбранная ребенком самостоятельная работа в центре активности совпадает с графиком работы специалиста, деятельность которого обусловлена определенными временными рамками (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физ. воспитанию, инструктора по плаванию и пр.). В этом случае, в момент выбора и планирования воспитатель (или учитель-логопед, психолог) сообщают ребенку (детям) о том, что их ждет «обязательная и ответственная работа и их приглашают в логопедический кабинет». В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.
От педагога требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию недели по изучаемой лексической теме все результаты работы отражаются в заключительной презентации и оформлении практического продукта (альбома, выставки, плаката, видеопоздравлений и т.д.)
2.2. Образовательная технология «Модель трех вопросов»
Образовательная технология «Модель трех вопросов» | ||||
Цель: | задачи | Этапы реализации | Подведение итога | |
При знакомстве с лексической темой недели, обсуждаются три вопроса: 1.«Что мы знаем?» 2.«Что мы хотим узнать?» 3.«Что нам нужно сделать, чтобы узнать?» |
| 1. Что мы знаем? Фиксация знаний по данной теме. 2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, педагог тоже может вносить свои идеи. 3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Составление плана работы в центрах активности. Взрослые активно включаются в этот процесс, важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды | Ежедневная рефлексия, подведение итогов в конце недели через презентацию выполненной работы. (Используются разные формы: -оформление тематического альбома в виде аппликации; -коллективных рисунков на ватмане по данной лексической теме; - лепка из пластилина и бросового материала; - индивидуальные рисунки детей с презентацией, в виде рассказа о том, что нового он узнал по изучаемой теме; - создание видеопоздравлений к 8 марта, 23 февраля.; - создание познавательных буклетов; - проведение опытов в процессе нахождения ответа на интересующий вопрос; - изготовление альбома достопримечательностей родного края; - посадка и уход за растениями на окне; - создание панно в нетрадиционных техниках рисования; - создание фотоальбома со своими домашними животными с подробным рассказом о повадках и уходом за животными и т.д. |
2.3. Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе по лексическим темам:
1 | Тема: «Игрушки» | |||
1.«Что мы знаем?» | 2.«Что мы хотим узнать?» | 3.«Что нам нужно сделать, чтобы узнать?» | Итоги | |
Перечисляют игрушки. Игрушки, то, с чем мы играем. Выделяют мягкие игрушки, Лего конструктор, кубики, куклы, машинки… С игрушками надо играть аккуратно, не ломать их. | Из чего сделаны игрушки? Где их делают? Кто их делает? | Посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых, посмотреть видеоролики с родителями… | Изготовление игрушки собственными руками: - лепка из пластилина, - выполнение мягкой игрушки из носочка, -выполнение игрушки из картона с подвижными конечностями), - построение игрушки из Лего конструктора. | |
2 | Тема: «Детский сад» | |||
Это большой дом, здание. Сюда приводят детей, здесь они играют, кушают, гуляют и занимаются, поют песни. | Самое любимое занятие в детском саду? Кто работает в детском саду? Какой бы сад для детей я придумал? | Понаблюдать, спросить у тех, кто работает в детском саду, посмотреть в энциклопедии, иллюстрациях. | Построение из кубиков детского сада. Создание книжки «Садик моей мечты» (детские иллюстрации с последующей презентацией). | |
3 | Тема: «Золотая осень» | |||
Осень – это время года, которое идет после лета. Осенью желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай, животные готовятся к зиме. | Какие птицы улетают на юг? Почему желтеют листья? Куда пропали насекомые? Как ежик готовится к зиме? Почему заяц меняет шубку? | Посмотреть в энциклопедии, наблюдать за природой, спросить у взрослых, посмотреть видеоролики с родителями. | Анализ иллюстраций, репродукций картин, прослушанных рассказов о природе осенью. Выполнение коллективной работы «Золотая осень» с использованием нетрадиционной техники – создание мозаичного рисунка из обрывных кусочков цветной бумаги. | |
4 | Тема: «Наша Республика» | |||
Название республики Башкортостан, столица республики г. Уфа. города в котором живем – Туймазы. Герб Башкортостана, достопримечательности нашего города. | Кто такой Салават Юлаев? Куда можно отправиться в путешествие по республике Башкортостан? | Посмотреть в энциклопедии, вспомнить из собственного опыта, спросить у взрослых, посмотреть видеоролики с родителями… | Создание альбома по достопримечательностям Башкортостана (рисунки детей, фотографии достопримечательностей, вырезки из журналов с последующей устной презентацией) | |
5 | Тема: «Овощи» | |||
Овощи – это плоды растения, которые мы едим (капуста, морковь, свекла…) Овощи полезные, в них есть витамины. | Что вырастает на грядках в огороде? Что делать чтобы морковка выросла большая и полезная? Что можно приготовить из овощей? Какие животные любят овощи? Можно ли посадить огород на подоконнике? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях, вспомнить мультфильмы, рассказы, расспросить взрослых и других ребят в группе, прослушать на интересующую тему рассказы | Создание коллективной работы «Что растет на грядке?» (лепка овощей на грядках в огороде). Выполнение плаката «Кто что любит» (вырезание картинок животных и «кормление» их (рисование овощей, которыми кормят животных). Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Повар» (приготовление борща); Высаживание лука, ухаживание и наблюдение за процессом роста… | |
6. | Тема: «Фрукты» | |||
Фрукты – это плоды, которые растут на деревьях (яблоки, груши, апельсины…) Фрукты полезные, в них есть витамины. | Что растет в саду? Что можно приготовить из фруктов? Из чего вырастает яблоня? Почему яблоки бывают зеленые, красные и желтые? Чем полезны фрукты? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях, вспомнить из собственного опыта факты о фруктах, расспросить взрослых и других ребят в группе, прослушать на интересующую тему рассказы | Выполнение коллективной аппликации фруктового сада. Проигрывание сюжетно-ролевой игры: «Приготовление компота для кукол». Изготовление панно в виде банок яблочного компота с использованием нетрадиционной техники рисования (штампов- разрезанных яблок). Беседа «Что мы узнали о фруктах». | |
7 | Тема: «Перелетные птицы осенью». | |||
Перелетные птицы – птицы, которые улетают осенью в другие края (журавль, лебедь, ласточка, соловей, грач, скворец...) | Почему они улетают? Куда именно улетают? Когда вернутся? | Рассмотреть иллюстрации, наблюдать за птицами, расспросить взрослых, посмотреть слайды о перелетных птицах | Коллективная лепка с последующей выставкой перелетных птиц; Беседа «Интересные факты о перелетных птицах» | |
8 | Тема: «Одежда. Обувь» | |||
Одежда – это то, что мы на себя надеваем. Она бывает взрослая и детская, женская и мужская. Обувь – это то, что надевают на ноги. Одежда нам нужна для защиты от грязи, чтобы было тепло, удобно и красиво. | Кто придумывает одежду, шьет ее? Кто изготавливает обувь? Из чего делают обувь? Какую одежду куда одевают? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях, вспомнить из собственного опыта, расспросить взрослых и других ребят в группе, прослушать на интересующую тему рассказы | Создание коллективного буклета – раскладушки: «Как приходит одежда к нам в дом» (выращивание хлопка, изготовление нитей и плетение из нитей ткани, создание модельером фасона изделия, пошив изделия на фабрике, развоз изделия по магазинам, покупка изделия); Беседа «Как ухаживать за одеждой» (выступления из собственного опыта) | |
9 | Тема: «Дом» | |||
Дом – там, где мы живем, у дома есть крыша, стены, фундамент, окна, дверь, крыльцо. Дом бывает одноэтажный и многоэтажный, кирпичный, деревянный. | Кто придумывает как строить дом? Как делают мебель? Какой бы дом построил я? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедиях, вспомнить мультфильмы, рассказы, расспросить взрослых и других ребят в группе, прослушать на интересующую тему рассказы, просмотр познавательных роликов. | Построение дома из кубиков, Лего конструктора. Создание коллажа - комнаты своей мечты (вырезание предметов мебели из различных заготовок и расположение по своему вкусу с дополнительной прорисовкой предметов интерьера) | |
10 | Тема: «Посуда» | |||
Посуда – то, из чего мы едим. Столовая, чайная посуда. Кухонная посуда для приготовления пищи: кастрюли, сковородки) | Из чего изготавливают посуду? из каких материалов? Можно ли есть из одной посуды с домашними животными? | Рассмотреть иллюстрации, побеседовать со взрослыми и сверстниками, просмотреть познавательные ролики о посуде. | Выполнение аппликации, сервировка стола на праздничный обед. Беседа «Правила поведения за столом» (из собственного опыта) | |
11 | Тема: «Продукты» | |||
Продукты – это, то, что мы едим, то, из чего готовят пищу (хлеб, молоко, торт, йогурт, конфеты…) Продаются они в магазине. Продукты из мяса -мясные, продукты из молока – молочные, продукты из муки- мучные. | Какие продукты полезные, а какие вредные? В каком отделе искать продукты в магазине? Из чего и как делают мороженое? | Спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательный материал на данную тему. | Создание коллажа «Полезные и вредные продукты» (вырезание изображение продукции из рекламных акционных буклетов и распределение их в 2 корзины: вредная и полезная еда); Беседа и просмотр иллюстраций о создании мороженного. | |
12 | Тема: «Зима» | |||
Зима – это, время года. Признаки зимы: идет снег, на деревьях нет листьев, вода в реке превращается в лед, люди тепло одеваются, медведи спят в берлоге. | Какие животные поменяли шубку? Чем питаются животные и птицы зимой? Чем мы можем им помочь? Как сделать кормушку своими руками? Какие узоры на снежинках? | Рассмотреть иллюстраций, поговорить со взрослыми и сверстниками, просмотреть познавательные ролики о зиме. | Беседа «Почему звери меняю шубку». «Парад снежинок» (просмотр слайдов). Изготовление коллажа «Покорми животное» (вырезание и приклеивание животных на листе бумаги и прорисовка того, чем они питаются). Создание книжки из рисунков детей «Жизнь животных зимой» (лисица охотится, заяц петляет- путает следы, медведь спит, ежик спит, белочка в дупле ест орешки, сова ночью выходит на охоту, хомяк спит в норке…) | |
13 | Тема: «Зимующие птицы» | |||
Птицы, которые не боятся холодов, и находят корм для пропитания и зимой: синица, воробей, сова, дятел, снегирь, синица, ворона, голуби…) | Как они выживают в холода? Что им помогает? Что они любят есть и как им помочь? | Рассмотреть иллюстрации, узнать у взрослых и сверстников, просмотр познавательных материалов. | Изготовление кормушек своими руками, заготовка корма с последующим вывешиванием на участке и кормлением птиц. | |
14 | Тема: «Новый год» | |||
Признаки нового года: новогоднее оформление, елка, подарки, зимние развлечения. | Чем можно украсить елку? Какие стихи выучить для деда мороза? Какие подарки сделать близким на новый год своими руками? | Просмотреть книги по ручному труду, спросить у взрослых, просмотр познавательных слайдов. | Выбор стихотворения детьми и его заучивание Изготовление новогодних открыток и елочных игрушек. Коллективное оформление группы к новому году. | |
15 | Тема: «Домашние животные» | |||
Домашние животные – животные, которые живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает. Перечисляют домашних животных и их детенышей. | Какие домашние животные на крайнем севере? Как животные стали домашними? Правда ли что лошади могут спать стоя? Где хомяки прячут свои запасы? Почему человек заботится о домашних животных? | Спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательный материал на данную тему, наблюдать за домашними животными. | Создание альбома домашних животных (рисунки детей); Рассказы детей о своих питомцах, о том, как надо о них заботиться. | |
16 | Тема: «Домашние птицы» | |||
Домашние птицы – птицы, которые живут рядом с человеком. Называют птиц и их птенцов. Чем они питаются. Какая от них польза для человека. | Летает ли курица? Почему куриные яйца бывают разных цветов? Почему гуси выходят сухие из воды? | Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды. | Коллективная лепка: «Птичий двор». Проведение беседы: «Что интересного и нового мы узнали о домашних птицах». | |
17 | Тема: «Дикие животные» | |||
Дикие животные живут сами по себе, они самостоятельно заботятся о себе, добывают пищу и строят жильё (слоны, львы, кенгуру, лиса, заяц, медведь, волк, лось…) | Какое животное считается самым быстрым на земле? Какое животное считают самым умным? Почему белка спускается по стволу дерева вниз головой и не падает? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы о диких животных, спросить у взрослых и сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы. | Проведение беседы: «Интересные факты из жизни диких животных». Создание панно «Дикие животные наших лесов» (нахождение в представленных картинках именно диких животных, вырезание и приклеивание на заготовленный фон). | |
18 | Тема: «Животные жарких стран» | |||
Животные, которые живут в жарких странах (крокодил, слон, бегемот, зебра, носорог, лев, жираф…) | Какие еще животные живут в жарких странах? Почему кенгуру называют сумчатым животным? Какой длины может быть шея жирафа? Для чего верблюду горб? | Рассмотреть иллюстраций в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы, спросить у взрослых сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы, вспомнить сказку Корнея Чуковского «Айболит». | Создание иллюстраций к сказке «Айболит» Корнея Чуковского. Проведение беседы: «Интересные факты из жизни животных жарких стран». | |
19 | Тема: «Животные холодных стран» | |||
Животные, которые живут на севере (олень, белый медведь, пингвин, тюлень, морж, песец, морской котик) Называют детенышей. | Чем питаются животные на севере? Для чего оленю рога? Чем отличается белый медведь от бурого? | Рассмотрение иллюстраций, беседа со взрослыми, просмотр познавательных роликов. | Создание коллективного панно «Животные холодных стран». Проведение беседы «Интересные факты из жизни животных севера». | |
20 | Тема: «Транспорт» | |||
Транспорт- то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы. Разделяют транспорт на воздушный (самолет, вертолет), наземный (грузовик, автобус, поезд, машина, мотоцикл), водный (катер, корабль, подводная лодка). | Как люди придумали транспорт? Кто придумал велосипед? Что называют специальным транспортом? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы о транспорте, спросить у взрослых и сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы. | Рассказ о специальном транспорте по выбору (пожарная машина, скорая помощь, полиция, мусоровоз, комбайн, трактор, эвакуатор, бензовоз, аварийная служба, автовышка, инкассация). | |
21 | Тема: «День защитника Отечества» | |||
Этот праздник тех, кто служил в армии, защищал и защищает свою родину. | Кто такой десантник? Каким надо вырасти чтобы стать военным? Нужна ли армия в мирное время? | Рассмотреть иллюстрации детских энциклопедий с изображением военных и боевого транспорта, иллюстраций о родах войск. Прослушать военные песни. | Прослушивание песен: «Катюша», «У солдата выходной», «Это, сынок, десантники», «Аты – баты» Изготовление поздравительных открыток. Съемка видеопоздравления «С днем защитника Отечества» с чтением стихотворений, исполнением патриотических песен. | |
22 | Тема: «Профессии» | |||
У каждого взрослого человека есть профессия. Это такое дело, которое приносит пользу другим людям. Перечисляют профессии, чем они занимаются, какую пользу приносят. | Кто управляет поездом? Кто придумывает как построить дом? Какая профессия самая нужная? Какие инструменты нужны в разных профессиях? | Просмотреть иллюстрации, опросить родителей и педагогов о профессиях, просмотреть познавательные мультфильмы, ролики. | Проведение беседы: «Все профессии нужны, все профессии важны». Создание альбом профессий с рисунками детей. | |
23 | Тема: «Мамин праздник. Семья» | |||
Праздник мам- 8 марта. Надо помогать маме, не огорчать ее, нарисовать ей открытку. Мама член нашей семьи. Семья - самые близкие и родные люди. | Кто знает, как поздравить маму с праздником? Какие поделки – (подарки) ты можешь сделать сам и научить других? | Просмотреть иллюстрации, просмотреть познавательные материалы, спросить у взрослых и сверстников. | Изготовление поздравительных открыток. Видеосъемка поздравлений к 8 марта мамам и бабушкам нашей группы (пожелания, чтение стихотворений) | |
24 | Тема: «Наше тело» | |||
Тело – это сложный организм, который состоит из разных органов. Называют части тела. Что надо делать чтобы не болеть (делать зарядку, правильно питаться, заботится о себе, соблюдать правила безопасности) | Что такое органы чувств? Для чего они нужны? На что похоже наше сердце? Правда ли что человек состоит из воды? | Рассмотреть иллюстраций в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы, спросить у взрослых сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы. | Изготовление плаката «Тело человека» (лоб, глаза, нос, щека, ухо, шея, грудь, живот, плечо, предплечье, локоть, ладонь, пупок, бедро, колено, голень, стопа.) Проведение беседы: «Соблюдаем правила гигиены» | |
25 | Тема: «Весна» | |||
Весна – это время года, которое наступает после зимы. Приметы весны: пробуждение природы, солнце греет, снег тает, появляются проталины, распускаются подснежники, текут ручьи, появляются почки на деревьях, просыпаются медведи…) | Что изменилось в природе? Когда просыпаются ежи? У каких зверей начинается линька? Почему лед тает? | Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды. | Проведение опыта со льдом, как на него влияет повышение температуры воздуха. Рисование подснежников. | |
26 | Тема: «Перелетные птицы весной» | |||
Перелетные птицы – птицы, которые улетали в теплые края и весной возвращаются (грачи, иволга, стриж, ласточка, жаворонок, соловей…) | Почему птицы летают стаями? Почему птицы возвращаются весной? | Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, наблюдать за птицами, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды. | Проведение беседы: «Интересные факты из жизни перелетных птиц». Создание альбома «Перелетные птицы весной» с последующей презентацией. | |
27 | Тема: «Волшебный мир космоса». | |||
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется космосом. Самая близкая и яркая звезда -солнце, луну мы видим ночью, в космос летают на ракете космонавты. | Какие планеты ты знаешь? Каких животных космонавтов ты знаешь? Кто первым полетел в космос? | Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные видео материалы. | Проведение беседы: «Интересные факты о космосе» Организация выставки рисунков: «Загадочный космос». Создание из различных материалов космического корабля. | |
28 | Тема: «Весенние полевые работы» | |||
Весенние полевые работы – это работы, которые проводятся на полях весной. Когда сходит снег с полей, вспахивают землю и сеют зерно (пшеницу, овес, рожь) | Что обозначает пословица: «Если весну проспал, зимой голодать будешь»? Кто вспахивает землю? Как получить рассаду? Для чего картошку сажают в землю? | Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды. | Посадка семян в группе «Огород на окне» (высаживание, наблюдение, полив) Проведение беседы: «Сельскохозяйственный труд. Профессии» | |
29 | Тема: «Насекомые». | |||
Насекомые: бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, муха, жук… | Что общего у всех насекомых? Почему муравей самый сильный на земле? В кого превращается гусеница? Как собирает пчелка мед? | Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды. | Проведение беседы: «Интересное из жизни насекомых». Создание альбома «Насекомые» (рисунки детей, аппликации, фотографии) | |
30 | Тема: «Труд» | |||
Труд – это, работа, занятие, который приносит результат. Кто что делает. Учитель — учит читать, писать, считать. Пожарный — тушит пожар. Строитель — строит и ремонтирует дома. Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит. Фотограф — фотографирует. | Кто работает на кране? Кто работает на экскаваторе? Кем работает твоя мама? Кем хочешь стать когда вырастешь? | Прослушать стихотворения и рассказы о людях разных профессий, рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, спросить у взрослых, посмотреть познавательные ролики о труде. | Проведение беседы о труде. Рассказы детей о том, кем работает мама, папа, дедушка, бабушка…Что они делают и что им нужно для работы. Создание коллажа: «Кому это нужно для работы» | |
31 | Тема: «День Победы» (наша Родина Россия). | |||
День победы – 9 мая, в этот день советский народ победил в великой отечественной войне. Солдаты нашей армии освобождали нашу Родину от захватчиков 4 года. В этой войне погибло очень много людей. | Воевал ли твой прадедушка на войне? Какие военные профессии мы знаем? Что делали на войне дети? Почему советский народ победил на войне? | Прослушать воспоминания участников войны, прослушать рассказы о великой отечественной войне, рассмотреть иллюстрации, спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательные ролики о ВОВ. | Проведение беседы: «Мы помним – мы гордимся». Рассказы детей о членах семьи, которые воевали в ВО войне, какими они были, почему мы все гордимся подвигом своих близких? Создание бессмертного полка нашей группы. | |
32 | Тема: «Лето» | |||
Лето – это время года, которое наступает после весны. Признаки лета: жара, солнце греет, зеленая трава, листва на деревьях, растут цветы, ягоды, купание, легкая одежда, панама, много насекомых… | Какие летние развлечения мы знаем? Какие правила катания на самокате и велосипеде мы знаем? Какой самый длинный день в году? Как надо вести себя на природе? | Прослушать стихотворения, рассказы о природе летом, рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, узнать у взрослых и сверстников, просмотреть познавательные слайды о лете. | Создание плаката: «Береги природу» (коллективное рисование, правила поведения на природе) Проведение беседы: «Знай сам и научи другого» (правила безопасности летом на водоемах, в жаркую погоду, правила безопасности на игровой площадке – осторожность на качелях, роликах, велосипеде, соблюдение ПДД). |
- Заключение.
Реализация технологии позволяет дошкольникам:
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- учиться уважать интересы других детей;
- формулировать свой запрос, нести ответственность за выбор;
- научиться самим инициировать интересные дела;
- планировать, ставить цели, руководить собственным процессом познания и действия, обсуждая их со сверстниками и взрослыми;
- учиться использовать разные источники информации для самостоятельного поиска новых сведений;
- презентовать результаты собственной̆ деятельности.
Внедрение данной технологии позволяет педагогам:
- принять право ребенка выбирать содержание своего образования,
- понять, что поддержать инициативу детей может только тот педагог, который сам проявляет инициативу.
Происходит понимание того, что необходимо пользоваться информацией, полученной от детей, выстраивать взаимодействие на основе обратной связи (развивать детей, опираясь на их личный опыт). Возникает потребность в преобразовании среды, так как надо идти от потребностей и интересов детей, сделать ее доступной и открытой.
Перед педагогом появляется задача – уметь вдохновить, направить и… вовремя отойти в сторону, стать помощником.
Важно сотрудничество родителей, детей и педагогов. Родителям предстоит узнать интересы детей и научиться их учитывать, включиться в образовательный процесс и участвовать в реализации образовательных запросов детей, стать полноправными участниками образовательного процесса и выступить в роли помощника в развитии ребенка, поддержки его инициативы.
Поддержка детской инициативы дает детям уверенность в том, что их мир, интересы важны не только для них, но и для взрослых. Дети становятся более открытыми, любознательными, проявляют интерес и показывают его, видят пути его реализации, понимают свою значимость. Они становятся сплочёнными, поддерживают друг друга.
Дети, которых слушают и слышат взрослые, которым предоставляют право выбора, способны к принятию самостоятельных решений и ответственности за эти решения. Самый главный эффект – активизация ребенком своего личного опыта.
Список литературы
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.
- Зубкова Н.М. Воз и Маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7лет. Речь 2006г.- 59с.
- Иванова А.И. «Мир растений: Эксперименты и наблюдения в детском саду. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 160 с.
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2013г.- 64с.
- Кузьмина, А. С. Исследовательский проект "Волшебное чудо – снежинки": для детей старшей группы, педагогов и родителей / А. С. Кузьмина // Воспитатель ДОУ.– 2019. – № 1. – С. 27–31.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.- 239с.
- Понамарева, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Понамарева [и др.] // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 3. – С. 64–68.
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования Мозаика-Синтез Москва 2014.-221с.
- Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Обруч, 2011. с. 240
- Свирская Л.В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010.-142с.
- Семенака, С. И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника / С. И. Семенака // Детский сад: теория и практика. – 2014. –№ 4. – С. 86–95.
- Тегаева О. Воздух-невидимка. Занятие с элементами экспериментирования с детьми 5–6 лет / О. Тегаева, И. Бабаринова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 13–18. – ISSN 0012-561X.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015. – с. 6
Цифровые образовательные ресурсы:
-http://iqsha.ru/ - Онлайн-сервис дистанционного образования для детей дошкольного
возраста.
-http://pochemu4ka.ru/index/detjam_o_professijakh/ «ПочемуЧка»
-http://открытыйурок.рф/ «Открытый урок» Фестиваль педагогических идей
- http://detsad-journal.narod.ru/Журнал «Детский сад от А до Я» научно-методический журнал для педагогов, родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ
Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...
Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...
Система коррекционно-образовательной работы в ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на заседании ресурсного методического центра ЦРО г. Нижневартовска (2014-15г.)...
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на выездном обучающем семинаре для председателей и членов ПМПк образовательных учреждений....
Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР...
Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР
В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивид...
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в логопедической группе ДОУ.
ознакомить с особенностями проектирования индивидуального образовательного маршрута в детском саду....