Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
статья

Конькова Иркям Назировна

Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника как средство индивидуализации образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_i_realizatsiya_iom.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника как средство индивидуализации образовательной деятельности

Молоканова Н. В., старший воспитатель

Билялова Н. А., воспитатель

Комарова Л. В., воспитатель

Конькова И. Н., музыкальный руководитель

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Радость»

 г. Волжского Волгоградской области»

С переходом  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  возникает  необходимость  в  использовании  инновационных подходов  к  организации  образовательного  процесса  в  современной  дошкольной образовательной  организации.  Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» - предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития дошкольника с опорой на его сильные стороны, природные склонности,  способности и возможности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой, реализующей инновационный проект на тему «Индивидуализация образовательного процесса как компонент качества образования в рамках сетевого взаимодействия». Проект предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, признает и учитывает широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития. Одним из условий проекта является наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающие в себя индивидуальные образовательные маршруты по различным направлениям детской одарённости, индивидуальные образовательные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья, развивающие программы.

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. В нашем ДОУ создана система целенаправленного выявления и развития одарённых и талантливых детей в разных видах деятельности:

- подготовка пакета диагностических методик для выявления предпосылок развития способностей и одарённости детей в разных видах деятельности;

- составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

- координация и интеграция деятельности специалистов и родителей;

- интеграция основного и дополнительного образования, охват большего количества детей дополнительным образованием в ДОУ;

- обеспечение преемственности в работе с одарёнными детьми  между дошкольным образованием и дополнительным (посещение кружков и секций вне ДОУ);

- активизация участия детей в конкурсах и фестивалях разного уровня;

- создание условий для публикации детских работ в СМИ;

- оказание квалифицированной психолого – педагогической помощи родителям (законным представителям) воспитанников;

- прослеживание успехов выпускников ДОУ.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса  для детей с ограниченными возможностями  здоровья также является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных программ (адаптированных образовательных программ). Адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются на основании заключений ПМПК и ИПРА  (для ребёнка – инвалида).Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка cограниченными возможностями здоровья в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся  у них условия, контингент детей и т.д. ИОМ разрабатывается коллегиально (педагоги, родители - полноправныеучастники работы над ИОМ). Маршрут разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (месяц, полугодие, учебный год). Порядок разработки и корректировки ИОМ в образовательном учреждении закрепляется локальным нормативным актом «Положением об индивидуальном образовательном маршруте». Структура нашего ИОМ представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свою  цель,  задачу и смысловую нагрузку:

- Блок 1.  Мой портрет (содержит общие сведения о ребёнке.

- Блок 2. Сведения об  усвоении адаптированной образовательной программы.

- Блок 3. Организация коррекционно-развивающей работы.

- Блок 4. Социализация, который включает мероприятия, направленные на социализацию (конкурсы, персональные выставки, фестивали, праздники, ярмарки, экскурсии и др).

Блок 5. Дневник динамического наблюдения (результаты диагностики специалистов сопровождения и воспитателей, заключение и рекомендации ПМПк).

Данные блоки в совокупности позволяют обеспечить комплексную психолого-педагогическую работу с ребенком с ОВЗ  по различным направлениям ИОМ.

Результаты работы и достижения детей оформляются в портфолио. Демонстрация творческих работ является важным этапом  работы, ведь любому ребёнку необходимо публичное признание своих способностей.

Результатами проекта являются победы и призовые места в очных городских, региональных, Всероссийских конкурсах, участниками которых являются и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 г. пять воспитанников подготовительной к школе группы стали победителями II открытого городского конкурса презентаций индивидуального образовательного маршрута «Мой путь».

В 2017 г. 16 воспитанников ДОУ стали победителями и призёрами IРегионального Фестиваля детских идей, представив индивидуальные проекты в разных номинациях. Среди победителей – воспитанница с ограниченными возможностями здоровья, с помощью музыкального руководителя она выступила в номинации «Банк весёлых затей».

Разработанные  нами методические рекомендации по структуре и разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с разными образовательными потребностями, представленые нами на семинарах- практикумах участникам сетевого взаимодействия, предложены  для апробации в своих дошкольных учреждениях.

Опыт работы по проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов представлен нами на региональном семинаре «Эффективные практики реализации ФГОС ДО: опыт, проблемы, перспективы», где  мы провели мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника: понять, раскрыть, поддержать».

Интеллектуальными  продуктами проекта являются:

- программа «Талантливый ребёнок» по выявлению и развитию предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада;

- программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей;

- методические рекомендации по разработке адаптированной образовательной программы;

- методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- видеоролик  «Раскрыть, понять, поддержать»;

- видеоролики о реализации инклюзивной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Материал по составлению индивидуального образовательного маршрута рекомендован для воспитателей и специалистов ДОО...

Консультация для воспитателей "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника "

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется н...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов. Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен мат...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень р...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника ( 3-4 лет)...