Консультация на тему:Развитие физических качеств у дошкольников с помощью подвижных игр
консультация (подготовительная группа)

Краевая Лидия Васильевна

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Развитие физических качеств у дошкольников

с помощью подвижных игр»

Развитие физических качеств у дошкольников

с помощью подвижных игр

« В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

П.Ф. Лесгафт

1.Игра как ведущий вид деятельности

       Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

       Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

       «Детская игра - это не забава». П. Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

       Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы.

          Изучив литературу о физических качествах, я выбрала путь, который показался самым верным - развивать физические качества ребенка с помощью игры. Ведь игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни.

          Игра - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. (см. Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 3 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования.)

2.Характеристика физических качеств

     Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека

 Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека

Развитие основных физических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности.

    Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего,  своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Развитие физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений (см. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду).

Ловкость

способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Быстрота

способность выполнять движения с минимальной для данных условий затратой времени 

Гибкость

способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Выносливость

Способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью

Сила

Способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения

3.Значение подвижных игр для формирования физических качеств

дошкольников

 «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами» К. Д. Ушинский.

 Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

 По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

 П.Ф. Лескафт писал: « В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия в полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью».

  Одним из главных значений подвижной игры является развитие физических качеств ребёнка. Игра, - это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость.

        Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности. Понятно, что если несколько часов играть в одну и ту же игру, то она надоест и будет не интересна для детей. Кроме этого, если игры будут однотипны, - это тоже в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Здесь можно посоветовать чередовать игры из различных классификаций. (см.Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»). Например, сначала провести игровую гимнастику, затем подвижную не командную игру, которая не требует больших затрат энергии. Далее можно для разнообразия поиграть в шуточную игру, затем провести командную игру с большой физической нагрузкой, затем поводить хоровод (музыкальная игра) и т.д. Будет целесообразно между подвижными играми «вставлять» интеллектуальные, не подвижные игры, или заняться рисованием или лепкой. Чем чаще меняется ситуация (в разумных пределах), тем легче поддерживать интерес у ребёнка к определённой деятельности. Тесное взаимодействие педагога и ребёнка должно вести к определённым положительным результатам, направленным на развитие полноценной личности. Дошкольники разных возрастных категорий предпочитают разные игры. В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь. В возрасте 4-6 лет дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, перепрыгивать, топать. Источник: http://borgul.ru/2016/11/podvizhnye-igry-v-podgotovitelnoj-gruppe.html

Подвижная игра

По формированию физических качествhttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/14/s_5d03935394f18/1173279_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/14/s_5d03935394f18/1173279_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/14/s_5d03935394f18/1173279_3.png

По формированию физических качеств

по двигательному содержанию

По степени физической нагрузки

     В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил

-активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;

-совершенствует движения, развивает их координацию;

-формирует быстроту, силу, выносливость;

-учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;

-учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;

-формирует личностные качества (честность, справедливость, дисциплинированность);

-учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;

-развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

        Поэтому в работе по формированию физических качеству детей использовала принципы организации подвижных игр:

 -осознанности и активности (осмысленное отношение к подвижным играм (надо знать правила игры, как выполнять основные движения, заложенные в игру). -системности и последовательности (заключается в регулярности, планомерности проведения подвижных игр).

-повторения (только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы).

-доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей и возможностей ребенка – превышение нагрузки может принести вред здоровью).

-постепенного усложнения (увеличение объема и интенсивности нагрузки).

-творческий характер развития (создание ребенком движений, двигательных образов, когда он выступает как субъект физической культуры).

   Осуществляла варьирование подвижных игр разными способами:

изменением сигнала, увеличением дозировки, усложнением правил и двигательного содержания, изменением размещения игроков на площадке.

4.Классификация подвижных игр

            Подвижные игры классифицируются в зависимости от их назначения, основных элементов и целей. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем. (см. С.Л. Новоселова «О новой классификации детских игр»)

Наиболее распространена следующая классификация:

  1. Командные игры;
  2. Игры без разделения на команды;
  3. Шуточные игры;
  4. Музыкальные игры;
  5. Национальные (старинные) подвижные игры;
  6. Игровая гимнастика.

Следует понимать, что подвижные игры, помимо развития физических качеств личности преследуют и другие цели: развитие смекалки, чувства юмора, чувства музыкального ритма, приобщение к национальной культуре и т.д. Но мы исследуем исключительно узкую проблему, а именно, влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

 

Классификация подвижных игр по формированию физических качеств

На силу

На ловкость (координация движений)

На быстроту

На гибкость

На выносливость

«Скакалки», «Классики», «Река и ров», «Паровозик», эстафета – «Носильщики»

Игры в парах на преодоление сопротивления:

«Кто сильнее» Перетягивания каната, «Лошадки», «Цепи кованные», «Волк во рву», «Классы»

«Удочка», «Кто быстрее дойдёт до середины», «Кто быстрее намотает шнур» «Школа мяча», «Эстафета по кругу», «Не попадись» ,«Обеги, не задень», «Ловишка с мячом», «Через болото», «Поймай палку» Эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик», «Ловля обезьян», «Перелет птиц»

Встречная эстафета с бегом

«День и ночь»

Переправа в обручах

«Зайцы и волк»,

«Караси и щука», «Ловишки», «Мы весёлые ребята»

«Парный бег»,

«Мышеловка»,

«Перебежки»

«Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники»,

«Чьё звено быстрее соберётся», «Горелки

«Два Мороза»

«Циркачи», «Мостики» ,Игры – эстафеты: «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей»,

« Лиса в курятнике»,

«Ручеёк»,

«Делай так!»,

«Море волнуется»

Волшебные скакалки», «Пробеги тихо», «Найди пару», «Поезд» ,«Совушка» «Лётчики»,

«Кошки – мышки», «Бездомный заяц»,

«Тяни-толкай»

 Игры подбираются таким образом, чтобы у детей равномерно развивались все основные физические качества.  

    Исходя из всего сказанного, хочется обобщить. Игра - это основной вид деятельности в дошкольном образовании, через игру  дети познают мир. Благодаря игре у детей проявляется такие качества как: ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость. Чтобы проявить эти качества мы применяем подвижные игры. Подвижные игры классифицируются в зависимости от их назначения, основных элементов и целей. Так же следует понимать, что подвижные игры, помимо развития физических качеств личности преследуют и другие цели: развитие смекалки, чувства юмора, чувства музыкального ритма, приобщение к национальной культуре и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Формирование физических качеств у дошкольников на основе подвижных игр сопряженных с развитием основных видов движений

Сообщается о роли подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста; об опыте ведущих отечественных педагогов в области развития физических качеств детей, о роли подвижных игр в развитии физич...

Консультация на тему : Развитие движений и навыков у дошкольников посредством музыкального воспитания.

Консультация на тему : Развитие движений и навыков у дошкольников посредством музыкального воспитания....

Развитие физических качеств старших дошкольников средствами музыкально-подвижных игр

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Поэтому для воспитания здорового человека, формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного во...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»...

«Развитие физических качеств у дошкольников через организацию подвижных игр».

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...

Тема: « Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры».

Обоснование необходимости проекта. В настоящее время основной проблемой образования является слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", з...