Статья Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников
статья (старшая группа)
Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 70.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса и условия его развития у старших дошкольников
Несмотря на то, что такая проблема, как изучение и применение на практике методов и приемов активизации познавательной деятельности детей достаточно глубоко исследована, но отдельные вопросы, касающиеся активизации познавательной деятельности непосредственно в старшем дошкольном возрасте нуждаются в дополнительном изучении.
Л.П. Баданина в своей работе «Психология познавательных процессов» рассматривает познавательную деятельность человека, состоящую из ряда необходимых элементов, что представлено в следующей схеме.
Рис. 1. Элементы познавательной деятельности человека.
В свою очередь Г.И. Щукина полагает, что «познавательную активность следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе».
Таким образом, указанные разными авторами отдельные стороны понятия активности не противоречат друг другу, а лишь дополняют существенные стороны понятия.
Концептуальный подход к исследованию познавательной деятельности был предложен Т.И. Шамовой . Автор выделила компоненты познавательной деятельности, определив, таким образом, ее состав и структуру, что представлено в следующей схеме.
Рис. 2. Структура познавательной деятельности.
Изучая вопросы развития познавательного интереса старших дошкольников, следует, конечно, обратиться и Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, где познавательной деятельности определено значимое место. Более того, согласно образовательному стандарту, основными являются пять областей знаний, в том числе и познавательное развитие. Именно познавательное развитие включает в себя познавательный интерес и познавательные способности ребенка-дошкольника. В свою очередь познавательные способности в ФГОС ДО состоят из следующих:
Рис. 3. Структура познавательных способностей
Исходя из таких закрепленных положений, следует определить, что понимается под терминами «познавательный интерес» и «познавательные способности». Г.И. Щукина определяет «познавательный интерес» в аспекте педагогики и трактует его, как избирательную направленность личности, которая «обращена к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Похожей позиции придерживается и еще один отечественный исследователь Н.Ф. Добрынин. Но есть и расхождения не только в трактовке определений терминов, но и более широкое понимание познавательного интереса. Так, например, можно обратиться к работе Н.Г. Морозовой, которая под познавательным интересом понимает «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру».
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно выявить следующие особенности познавательного интереса:
1. Он выражается в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи.
2. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением человеком знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой - этот процесс невозможен без приобретения новых знаний, которые являются фундаментом развития познавательного интереса.
3. Познавательный интерес активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение.
4. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.
На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности детей приобретает важное значение. В этой связи осуществляется поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности самоактуализации, саморазвития, самореализации личности. Это обусловливает необходимость активного обучения.
В свою очередь познавательный интерес является глубоким внутренним мотивом, основанным на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Также Г.И. Щукина определяет, что познавательный интерес не развивается у дошкольников сам по себе, а для его развития существуют определенные содержательные компоненты, такие как:
- эмоциональный компонент
- интеллектуальный компонент
- регулятивный компонент
- творческий компонент
Эмоциональный компонент подразумевает положительные эмоции у детей по отношению к деятельности. Интеллектуальный компонент, в свою очередь, связан с развитием процесса мышления. Регулятивный компонент отражает устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности. И, наконец, творческий компонент выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
Понятие творчества становится все более важным в педагогическом и психологическом мышлении. В образовании определения варьируются от совершенно новых идей до новых способов рассмотрения и решения проблем, от творчества, характерного для искусства, до идеи научного прорыва. Причину же формирования нетворческого стиля мышления многие исследователи видят в том, что в процессе воспитания и обучения дети постоянно сталкиваются с задачами, имеющими заданный набор элементов и единственно правильное решение. В результате этого у детей складывается тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей могут сложиться у личности при наличии такой возможности тренировки на задачах и заданиях, которые предполагают самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным любое разумнее решение проблем.
Проблему познавательной активности многие считают одной из ключевых проблем современного дошкольного и школьного образования. Это обусловлено тем, что именно от сформированности познавательной активности и зависит эффективность образования в целом. Процесс образования должен быть процессом целенаправленного, планомерного, организованного развития познавательной активности детей.
Безусловно, каждый возраст ребенка имеет свои особенности развития, в том числе и возможности развития произвольного поведения. В рамках нашего исследования мы более подробно остановимся на особенностях такого поведения в старшем дошкольном возрасте. Главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Конечно, понятие «дошкольный возраст» является достаточно широким, так как в него включен не в целом весь возраст ребенка, посещающего дошкольное учреждение, а несколько основных этапов.
Вопросы периодизации дошкольного возраста были поставлены достаточно давно и рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями. Однако мы не будем обращаться к работам до XX века, а рассмотрим особенности дошкольного возраста, опираясь на работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других.
Л.С. Выготский в своих работах выделил несколько ключевых моментов в возрастной периодизации дошкольника. Так, именно он определил критерии деления детского развития, а также позитивные стороны для каждого периода:
- кризис новорожденности, который выпадает на период от 2 месяцев до 1 года ребенка;
- кризис одного года охватывает возраст от 1 года до 3 лет. В возрасте одного года ребенок учится ходить и говорить.
- кризис трех лет охватывает возраст от 3 лет до 7 лет. Именно в этот период, по мнению Л.С. Выготского, появляются новые черты личности ребенка.
- кризис семи лет. В этот период у ребенка формируется самостоятельность. Также именно этот период характеризуется сменой деятельности дошкольника, обусловленной его переходом из дошкольного учреждения в школу. Таким образом, игровая деятельность сменяется на учебную.
Некоторые отечественные исследователи рассматривают дошкольный возраст не сам по себе, а применяя его в контексте становления речевых и других умений ребенка. Так, например, Е.А. Белошеина, Н.П. Деревянко и другие отечественные авторы останавливаются на трех, так называемых критических периодах в развитии речевой функции. По утверждению Л.И. Божович кризис семи лет можно назвать «период рождения социального Я ребенка». Это обусловлено, прежде всего, тем, что в этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, новой социальной позиции школьника, происходит переоценка ценностей, появление новых мотивов поведения. По словам вышеназванного нами автора переход детей к школьному обучению означает переход «к систематическому накоплению знаний <…> формирует у ребенка основы мировоззрения».
Безусловно, это новый и сложные этап в жизни ребенка, что оказывает прямое воздействие на формирование его личности в целом. Переход к систематическому обучению и позволяет младшему школьнику вступить в новые отношения с окружающими, занять новое для него положение в обществе, что и составляет основную предпосылку для формирования личности. А подготовка этого периода лежит именно на сформированных качествах в период дошкольного детства.
Коммуникативные умения и навыки старших дошкольников способствуют его психическому развитию, о чем в своих работах пишут ряд исследователей: А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская. А. О.С. Степина отмечает, что максимального значения необходимость сформированности коммуникативных навыков «достигает к моменту обучения в школе, т.е. в младшем школьном возрасте». Сформировать коммуникативные навыки – означает научить обучающихся ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку.
Именно через процесс общения дети дошкольного возраста учатся понимать себя и других людей, оценивать их чувства и действия, а это, в свою очередь, дает шанс реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. По мнению Л.С. Выготского, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении. В этом возрасте ведущим является эмоциональное общение обучающегося с взрослым. Затем оно сменяется предметно - деловым и, наконец, речевым общением.
Еще одной важнейшей особенностью дошкольника является процесс его обучения через игровую деятельность. Игра для ребенка – это сфера самовыражения, самопроверки; игра оказывает на развитие речи большое влияние, так как требует определенной способности к коммуникации. Речевые игры, направленные на развитие словоизменения имен существительных, комплексно способствуют формированию и активизации зрительного восприятия, сравнению предметов, их классификации, усвоению категорий родного языка. Также, на их основе, происходит закрепление и обогащение приобретенных знаний, а, следовательно, развиваются речевые возможности ребенка.
Игровые методы включают в себя применение театрализованных, имитационных, ролевых и других видов игр. Следует обратить внимание на том, что игровые методы получили достаточно широкое распространение, как в практической деятельности, так и в теоретических трудах различных отечественных и зарубежных авторов. На сегодняшний день игра рассматривается в качестве одного из распространенных приемов повышения эффективности обучения. Она помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изучаемого, так как в процессе игры, в первую очередь, задействована эмоциональная сфера детей. И, как отмечается в работах исследователей, в результате дети не столько механически усваивают учебный материал, сколько «душевно обживают его». Использование в процессе обучения игр благодаря их эмоционально-образной действенности способствует более прочному формированию навыков и умений, делает картину социального мира близкой и понятной для дошкольников. Неслучайно, современные авторы в этом вопросе ссылаются на уже известные работы Л.С. Выготского, который утверждал, что «под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию».
Таким образом, игра наделена своими особенностями и является важнейшим элементом для развития личности ребенка-дошкольника. Так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, ее рекомендуют использовать как один из способов в формировании познавательного интереса.
Помимо игровой деятельности и общения, на развитие личности оказывает влияние детское художественное творчество. Задача формирования и развития творческой личности требует и организации соответствующей деятельности – комбинированной или творческой. Это обусловлено, прежде всего, тем, что развитие творческих способностей может происходить посредством творческой деятельности. З.Р. Бусыгина утверждает, что именно художественное творчество является взаимосвязью таких факторов, как «экспрессия, коммуникация и символизация» [Бусыгина]. Более того, посредством художественного произведения ребенка можно определить многое о его личности, о сформированности или несформированности определенных качеств. Они выявляют личностные особенности ребенка, как бы рисуя его портрет, индивидуальность, передают эмоциональный опыт.
Таким образом, на основании изученной литературы мы можем смело утверждать, что познавательный процесс – это сложный, многоаспектый процесс, который требует к себе пристальное внимание и изучения, как в теоретическом плане, так и с практической стороны. Старший дошкольный возраст является именно тем периодом развития ребенка, когда закладываются основные качества, которые в последствие являются плацдармом для формирования личности ребенка и его успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок старшего дошкольного возраста уже полноценно готовится к школе. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию познавательного интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности и создание условий по развитию представлений старших дошкольников о России как государстве.
Развитие представлений дошкольников о России как государстве.Проблема воспитания гражданственности в последние десятилетия...
Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"
Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников
Психолого-педагогические условия развития памяти старших дошкольников изучались такими известными учеными, как Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, З.И. Истоминой, А.В. Запорожцем и др. Д...
Статья: Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Формирование элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития зависит от качества психолого-педагогических условий обучения. Ни один вид деятельности де...
«Психолого - педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в условиях реализации развития ребенка в дошкольной организации.»
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»....
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР.
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР....