Патриотическое воспитание
статья
Выступление на педагогическом снвете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание в детском саду | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные: воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину; формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами; формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу); формирование духовно-нравственных отношений; формирование уважения к культурному наследию своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Для патриотизма характерны следующие черты:
- эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
- чувство единения со своим государством;
- обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
- готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации в родительских уголках
Совместная деятельность детей и родителей:
-Оформление рисунков «Мое любимый город»
-Изготовление альбома « Моя малая Родина»
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, полезной и вредной пищи для детей.
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
• Конкурсы, спортивные мероприятия:
• Вечер народных игр и забав
•Посиделки, досуги
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Основные направления патриотического воспитания:
Историко – краеведческое - система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Духовно – нравственное – это семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Гражданско – правовое - воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое - направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое - ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Спортивно-патриотическое - направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое - направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. В зависимости от возраста уголки в группах разные. В младшей группе больше сказок, и русских народных, и сказки разных народов, портреты пап в военной форме и т.д. Но обязательно портрет Президента нашей страны и Российский флаг.
В детском саду мы празднуем основные государственные и народные праздники, памятные даты. В образовательной деятельности, используем мультимедийную установку для показа презентаций, беседуем, проводим праздники и досуги.
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
6 июня - День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина
18 марта – День воссоединения Крыма с Россией.
27 марта – Всемирный день театра.
12 июня – День России.
22 июня – День памяти и скорби.
7 сентября – День Бородинского сражения.
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.
Всемирный день животных, День учителя, день отца, Всемирный день хлеба и.д.
Не забываем мы и русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.
Растим детей сильными, смелыми, отважными, и этому подтверждение на праздновании 23 февраля.
Как же без дня «День государственного флага Российской Федерации». Воспитываем любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Что самое дорогое у человека - это его семья. Праздник День семьи, любви и верности. И, конечно же, рядом с детьми их мамы, папы, братья и сестры.
• Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.
• Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
• Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России, ее столице; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...