"Уроки доброты"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Уроки доброты!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

совместной образовательной деятельности

 по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему:

«Уроки доброты!»

C:\Users\STRANNIK\Desktop\tolerantnost.jpg

Автор:

Камалова Альфинур Минсалиховна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №74» НМР РТ

Тема

«Уроки доброты»

Возраст

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Ведущая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие  (формирование первичных ценностных представлений, развитие коммуникативных способностей)

Интегрируемые образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная.

Цель

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивать стремление и  умение справедливо оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Задачи:

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им; Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим);

Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей, умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое мнение, культуру речевого общения.

Развивающие

Развивать умение анализировать и размышлять о доброте, поступках, стремление проявлять доброту не только в словах, но и поступках;

Продолжать развивать умение отличать хорошие поступки от плохих, формировать представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека;

Развитие чувства ответственности и отзывчивости;

Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);

Формировать умение вести диалог.

Образовательные

Познакомить детей с новым понятием «Волонтеры»;

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках; Формировать умение работать в парах; подгруппах, делать выбор участников совместной деятельности.

Методические приемы, в том числе приемы, стимулирующие детскую инициативу и самостоятельность:  

Создание образовательной ситуации, беседа, упражнение - выполнение заданий, продуктивные вопросы.

Оборудование и материалы:

Картины с изображением добрых поступков, календарь, игра «Твистер», клубок.

Демонстрационный:

Книга.

Раздаточный:

Разрезные картинки для игры «Оцени поступок» (работа в парах), картинки для игры «Назови ласково», книжки «Добрые дела» (по количеству детей), медальоны.

Организация детей

Фронтально, подгрупповая, в парах

Индивидуальная работа

Оказание помощи детям при затруднениях

Обогащение и активизация словаря:

Волонтёр, добродушный, добряк, доброжелательный.

Предварительная работа

Написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ООД

Предварительная работа с детьми:

  1. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
  2. Чтение художественной и познавательной литературы

Структура ООД

  1. Вводная часть – 2 мин
  2. Основная часть – 17 мин.
  3. Заключительная часть – 3 мин. (Подведение итогов. Рефлексия)

Содержание основной организованной деятельности детей:

  1. Вводная часть. Мотивация детей. Создание  проблемной ситуации.

Воспитатель:

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята, какое у вас настроение?

-Какого цвета твое настроение?

-С каким запахом можно сравнить твое настроение?

Мне сказали, что вы самые добрые ребята. Это так? 

Дети: Да

Воспитатель: Что такое доброта? Что значит быть добрым?

Ответы детей:     Помощь маме, уважать старших, помогать малышам, заботиться о птицах, животных и т.д. 

Воспитатель: Это желание делать другим приятно: совершать некие действия, которые вызывают у окружающих радость, благодарность и другие позитивные чувства. Это отзывчивость, сострадание и терпимость.

Как вы думаете, надо рассказывать о своих добрых поступках Ответы детей: (надо, нет, не знаю).

Да, ребята, можно рассказать о своих добрых поступках, с целью показать пример другим. Как можно об этом рассказать? (по телевизору, прочитать книгу, газету, нарисовать, выпустить газету)

Воспитатель: А еще мы можем составить книгу «Добрых дел».

Смотрите, у меня необычная книга с красивой обложкой и разноцветными листочками. А листочки пустые, чтобы заполнить их, надо выполнить задания, которые соответствуют цвету страницы. Как вам такая идея?

Ответы детей: Давайте.

Воспитатель: А как можно заполнить пустые листочки?

Ответы детей (Написать, нарисовать, приклеить…….)

Воспитатель:  А где же взять картинки? (Ответы детей)

 Открываем первую (красную) страницу книги. Обращает внимание на эмблемы – подсказки на странице и на столах.

II. Основная часть

Подходят к первому  столу с красным  сердечком.

1 задание.  На столе лежит красный клубок с конвертом.

Нам надо выполнить задание, и получить картинку для нашей книги.

Игра «Паутина «Хорошие поступки»». Какие добрые поступки можете делать вы дома, в саду, на улице?.

Дети встают  в круг. Воспитатель оставляет нитку в руках, а клубок передает ребенку и называет добрый поступок. (Например: Я ухаживаю за кошкой. Я помогаю маме мыть посуду. Я уступаю место старшим в транспорте. Я кормлю птичек. Я ремонтирую порванные книги). Дети продолжают.

Покорми собачку,
Накорми кота,
Им поможет выжить               
Ваша доброта!

Вот такая крепкая паутина получилось из добрых дел. Я знала, что вы добрые ребята. Ваши поступки говорят об этом.

Предлагаю открыть конверт, достать картинку и вставить в книгу.  (Музыкальное сопровождение).

Открываем вторую (зеленую) странцу.

 2 задание.  Игра «Скажи ласково» с использованием коврика «Твистер». Перед вами лежит коврик с разноцветными кружочками.

Для выполнения этого задания вам надо выбрать медальоны разного цвета. Выбирайте. А теперь, возьмите картинку со своим цветом. И назовите предмет, изображенный на картине ласково.

Стол – столик

Солнце – солнышко

Платье – платьице

Ключ - ключик

Белка - белочка

Книга книжечка

Картина – картинка

Мыло-мыльце

Дуб-дубок

Картина- картинка

Вишня-вишенка

Мама-мамочка

Ложка- ложечка

Шапка – шапочка

Собака – собачка

Воспитатель: Говорите чаще друг – другу добрые ласковые слова, Ласковое, доброе слово душу согревает.

После выполнения задания дети достают картину из конверта и вставляют в книжку.

Воспитатель: Предлагаю открыть следующую страницу (синяя).

Подходят к третьему столу.

3 задание. На столе лежат разрезные картинки (Оцени поступок) (дети берут половинки картинок, рассматривают, догадываются, что их надо соединить попарно).

Самостоятельная деятельность детей: объединение в пары.

Игра «Оцени поступок» Дети работают в парах. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди:

  1. Мальчик уступил место бабушке в автобусе. Мальчик сделал хорошо, он уважает взрослых»
  2. Мальчик обижает девочку. Другой мальчик защищает ее.
  3. Девочка не делится игрушками. Она поступает плохо, потому что играть надо дружно.
  4. Мальчик помогает мыть посуду маме, он поступает хорошо, потому что заботливый.
  5. Дети кормят птиц зимой, они поступают хорошо, потому что заботятся о природе.
  6. Мальчик целится в птицу из рогатки, поступает плохо, потому что нельзя убивать птиц.

 Вы правильно оценили поступки, значит, мы можем открыть конверт и поместить картинку в книгу.

Воспитатель: Ребята, вы знаете родственные слова к слову «Добро». 

Ответы детей: Добрый, добродушный, добряк, доброжелательный.

Воспитатель: Правильно, а еще есть такое слово, как добродетель. Добродетель – это человек, который делает добрые дела.  А еще к слову добро родственным словом является слово доброволец или волонтер.

Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. По одежде и галстуку можно определить направление волонтерства. (слайд)

Я хочу обратить ваше внимание на следующие страницы в книге (желтая). Открываем следующую страницу, вы ничего не заметили?

Дети: другая эмблема.

Воспитатель: Правильно, эта эмблема волонтерского движения.

Кому помогает волонтер?

Ответы детей: Пожилым людям, бездомным животным, природе, инвалидам, сиротам и всем кто попал в беду. (Подходят к столу с эмблемой волонтерского движения)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы с вами может открыть волонтерское движение в нашем детском саду?

 Сможем ли мы быть волонтерами?

 Кому мы можем оказать помощь в нашем детском саду? (Вместе с детьми обсуждаем, кому может понадобиться наша помощь в д/с.)

Воспитатель: Как много добрых дел мы можем совершить! Теперь нам надо решить в какой день недели что мы будем делать. (Обсуждает с детьми) давайте попробуем сделать так, как предложил  Кирилл - составим план добрых дел на неделю.

(Если дети самостоятельно не могут составить план добрых дел, можно подвести их к этому плану.)

Обратите внимание, на столах лежат календари на неделю, один из них помощь взрослым, другой - детям, и их только 2, а вас 10. Как же сделать так, чтобы все могли выполнить задание? Давайте подумаем.

Ответы детей: делать по очереди, разделиться на подгруппы, потому что у них разноцветные полоски,  как наши медальоны.

Воспитатель: Да, правильно, для выполнения задания вы можете воспользоваться цветами своих медальонов. Найдите свои полоски. У кого зеленые и синие медальоны, будут помогать сотрудникам детского сада. А у кого красные, желтые – детям.

 (Дети выполняют задание, прикрепляют картинки к полоскам.

Воспитатель: И с сегодняшнего дня на целую неделю мы с вами становимся добрыми волшебниками - волонтерами, будем делать добрые дела.

Скажите, а вам нравится делать добрые дела?

Ответы детей: Да, когда делаешь добрые дела, поднимается настроение, чувствуешь, что ты хороший человек.

Воспитатель:

Что ж достаем картинки следующих страниц и прикрепляем в книгу.

III. Рефлексия

Воспитатель: Что ж,  мы с вами начали создание книги о доброте. Предлагаю пролистать ее.  Посмотрите, какая книга получилось? Ответы детей: интересная, самодельная, полезная, поучительная, красочная, яркая. Что можно с этой книгой сделать?

Ответы детей: Подарить другим детям, малышам, оставить в группе, показать родителям, предлагают забрать с собой и т.д.

Воспитатель: А может быть кто то знает пословицы о доброте?

Ответы: если дети не смогут сказать пословицы, воспитатель сама говорит, а затем предлагает хором повторить).

Доброе сердце лучше богатства.

В добре жить хорошо.

Что мы сегодня сделали доброго и хорошего?

Расскажите, что вам больше всего запомнилось?

О чем вы расскажете своим родителям.

Что вы нового узнали?

Мне тоже было интересно с вами. Вы добрые дети, способные совершать хорошие поступки. Я хочу подарить вам, блокноты, что бы вы для себя создали дневник добрых поступков. (раздает блокноты). Я желаю вам чтоб вы всегда совершали добрые поступки и у вас было хорошее настроение.



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги,  разрешите  предложить вам маленькую задачку на воображение.

Мы берем два не связанных предмета.

Например, одеяло и помидор.

 Теперь соединяем два несвязанных предмета с помощью предлога. И придумываем как такое вообще в природе может быть. Например, одеяло в помидоре.

Как вы это представляете? (ответы) принимаются все ответы

Если мы немножко подумаем  становится понятно, а что если помидор это большая упаковка, а одеяло свернуто и положено в эту упаковку в виде помидора.

После этой задачки многие наверняко задумались  “У меня нет воображения”

Я права? Просто мы его спрятали в детстве, не стали развивать дальше.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

«Начинать обучение творчеству надо как можно раньше», считал основатель теории  ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. 

ТРИЗ я использую в различных направлениях, и сегодня мне хочется рассказать вам о применении данной системы при работе со сказками.

Ведь сказки – это богатейший материал, с помощью которого мы развиваем у детей творчество и воображение.

Я вам предлагаю некоторые методы ТРИЗ в работе со сказками, которые использую в своей работе.

Первый МЕТОД  ТРИЗ, который я хотела бы вам представить – это  Анализ сказки по системному оператору

Разберем хорошо известную всем   сказку «Колобок».

так как детям  не нравится окончание сказки, мы придумываем другие концовки к этой сказке, чтобы колобок мог спастись... Но вначале давайте вспомним приключения Колобка.

 (на слайде показывает рисунок Колобка)

– Поможет нам все вспомнить метод «Системный оператор -  пятиэкранка». (В. помещает Колобка в центральную клетку.)  В центре  у нас КОЛОБОК

Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.

Потом Колобок едет на лифте вниз.

Уважаемые  коллеги ответьте на вопрос «Из каких продуктов его бабушка испекла? нажимаем)

 Теперь Колобок едет вверх. Где он был (в начале сказки)? (Катится по тропинке)

Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?  (ТЕСТО)

А что произошло потом?

Таким образом,  у нас с вами получился такой системный анализ персонажа сказки.

  В сказке Колобок не смог убежать от Лисы и она его съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

Потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Но исправим печальный исход, с помощью вашего воображения. Нам поможет в этом метод Решение сказочных задач.

Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы лиса его не съела.

Может быть и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть не захочется, не правда ли?

А как Колобок может стать невкусным?

А такая новая сказка про Колобка вам нравится?

А сейчас, хочу пригласить сюда своих помощников, счастливых обладателей красных  и синих фишек. Проходите, пожалуйста,  я вас попрошу выйти  и занять места за столами определенного цвета.

Приглашаю Вас в сказочную мастерскую.  Будем сочинять сказки по разным методам ТРИЗ технологий.

Первая группа участников с красными фишками – по МЕТОДУ «Морфологический ящик».

Вторая группа, с синими фишками составляет сказку по МЕТОДУ

«КАТОЛОГ» с помощью картинок.

Ознакомьтесь пож, с алгоритмом  составления сказок, и  приступайте к выполнению задания. Если получится, можно  оформить сказку в книжку.

А мы с вами уважаемые коллеги разберем метод «Мозговой штурм».

Разберём суть данного метода на конкретных примерах.

  1. Например: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вспомним, где просила Аленушка братца: «Не пей водицы, козленочком станешь». Не послушался Иванушка.

Подумайте пожалуйста,  «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал

Например: - «Можно с собой взять водички»«В лесу поесть сочных ягод», или даже «Поискать ручеек». Безусловно, эти ответы все подходят, но, по сюжету сказки - леса нет, «солнце высоко, поле широко, а колодец далеко».

Что же делать? Ответ: «Сделать своей ногой след и из него напиться». Здесь уже ярче видна изобретательность – предлагается трансформировать «чужой след» в свой.

  1. Или пример по сказке: Курочка ряба». Изобретательная задача может быть сформулирована следующим образом: «Как сделать так, чтобы золотое яичко не разбилось, хотя мышка все равно пробежит и махнет хвостиком?». Ответы  могут быть различными, ведь девиз тризовцев «Можно говорить все».

Но, прежде чем предлагать такую изобретательную задачку детям, продумайте заранее, какие бы могли вы предложить варианты ответов.

Дети чаще предлагают следующие варианты: «Яичко накрыть чашкой», «Положить его в чашку или тарелку», предлагают и варианты преобразовать сам стол, на котором находится золотое яичко: «Сделать в столе ямку и туда положить яичко»«Сделать стол вогнутым».

Спасибо всем за активное участие!

Коллеги, я смотрю,  вы уже готовы.

Первая группа как вы справились с заданием?

Расскажите, как составили сказку.  

СЛАЙД 13  метод каталога

Прочитайте нам вашу сказку.

Слушаем вторую группу. Какое у вас было задание?

Спасибо большое! Мне очень приятно было работать с вами. Очень много идей, сколько творчества.

Надеюсь, вам понравился наш мастер – класс, и вы будете использовать ТРИЗ технологию в своей работе с детьми.

 Хочу закончить свой мастер-класс такими словами. Без воображения нет соображения. Эйнштейн считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Пусть дети, изобретают свои велосипеды. Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 1-й "Бережем природу"

Занятие из цикла "50 уроков мудрости". Цель  занятия - формирование духовно-нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 2-й "Дружба"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия -  духовно- нравственное воспитание....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 3-й "Благодарность"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного влзраста....

Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.

Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста  представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....

Уроки доброты. Урок 2 «Вовка добрая душа»

Конспект совместной деятельности с детьми направленный на ознакомство  детей с волонтерской деятельностью, ее значение в жизни человека....

Уроки доброты. Урок 3 "Цветик -семицветик"

Совместная деятельность направленная на формирование представлений детей о людях с ОВЗ, привлечение внимания к их проблемам....