«Педагогические методы, формы, приемы выявления и развития творческих способностей дошкольников»
консультация

Зайцева Татьяна Александровна

Рассмотрим педагогические методы и формы, которые способствуют продуктивному личностно – ориентированному творческому обучению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические методы, формы, приемы выявления и развития творческих способностей дошкольников » Воспитатель высшей категории: Зайцева Татьяна Александровна Государственное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г.Троицка » 2024г.

Слайд 2

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь » Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Слайд 3

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.С . Выготский

Слайд 4

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Поскольку одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видиофрагментов , демонстрация опытов, детское экспериментирование.

Слайд 5

Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи: 1 ) формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники; 2 ) формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения.

Слайд 6

Для развития детского творчества старших дошкольников используются различные приемы. Прием в педагогике – это 1 ) способ педагогических действий в определенных условиях; 2 ) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу решения любой проблемы, называют эвристическими. С.Барре приводит перечень эвристических приемов, формулируя их в виде вопросов, которые вполне эффективно могут использоваться для развития детского творчества старших дошкольников в разных видах продуктивной деятельности.

Слайд 7

В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея может получиться сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы).

Слайд 8

Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Например, детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Преувеличение или преуменьшение – это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Типизация – самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Все эти приемы (конечно, без четкого осознания и знания их названий) применяются детьми для создания фантастических образов, описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов, людей и т.д.

Слайд 9

Формы развития детского творчества старших дошкольников весьма разнообразны – коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные формы – это экскурсии в музеи, походы в театр, на концерты, выставки. Групповые и подгрупповые формы развития детского творчества используются в процессе совместной деятельности детей и воспитателей и в самостоятельной деятельности детей – в играх, изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В свободной деятельности старших дошкольников, во время развлечений и праздников используются игры, соревнования, конкурсы. Индивидуальные формы работы с детьми обязательно используются при развитии детского творчества, так как учет индивидуальные особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка – обязательное условие развития детского творчества.

Слайд 10

Таким образом, развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Предпочтение отдается игровым методам обучения. Приемы развития детского творчества у старших дошкольников выступают как часть методов обучения, они достаточно специфичны: объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование . Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей. Эта деятельность может носить интегрированный характер, т.е. объединять разные виды деятельности дошкольников. Различные формы развития детского творчества (коллективные, групповые, индивидуальные) могут включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (изобразительную, речевую, музыкальную, познавательную ).

Слайд 11

Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей могут осуществится только при условии, если рядом с ребенком будут любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги .

Слайд 12

Ребенок способен творить исключительно в атмосфере наполненной эмоциональным комфортом , душевным теплом, весельем и гармонией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Музыкальные методы и приемы для развития музыкальных способностей дошкольников

Игровое творческое развитие ребёнка, его природная музыкальность и способности к творческому самовыражению, вот главная наша цель для дальнейшей самореализации его в жизни. Существуют музыкальные мето...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа деятельности  педагогического работникапо выявлению  и развитию способностей дошкольников...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа  деятельности педагогического работникапо выявлению и развитию способностей дошкольников...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников

Программа деятельности педагогического работника по выявлению  и развитию способностей дошкольников...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников «Интеллект»

Программа деятельности  педагогического работника по выявлению  и развитиюспособностей дошкольников «Интеллект»...

Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников "Творец"

Программа деятельности  педагогического работника  по выявлению и развитию  способностей дошкольников "Творец"...