Занятие "Волшебница зима"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ларина Нина Константиновна

Учить детей составлять слова с заданным звуком. Делить слова на части, предложение на слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_r.r.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема «Волшебница – зима»

Задачи:

Образовательные:

  • Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).
  • Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».
  • Уметь  делить  слова на части (слоги).
  • Упражнять детей  в подборе слов, начинающихся на заданный звук.
  • Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму («Назови ласково»)

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.

Методические приемы:

  • Сюрпризный момент
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки,).
  • Игровой 
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Форма: групповая

Оборудование:  Картинки по теме зима, коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); Снежинки для коробки; снежок для игры; снежинки в квадратах для выкладывания слогов, снежинки разные по размерам.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! 1 2 3 4 5 – будем много мы играть.

А сейчас послушайте загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. ( Зима)

Картинка зима

Воспитатель: - Ребята,  зимушка-зима прислала нам вот такие задания и предлагает все их выполнить (хочет послушать, что вы знаете о зиме)

Воспитатель: Ну что ж, давайте ребята приступать.

А чтобы сесть на свои места, нужно произнести простые слова:

Ма-ма-ма – наступила зима.

Зи-зи-зи – на санях скользи.

Ра-ра-ра – в путь дорогу пора.

( Дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Сели все правильно, руки положили «полочкой», Ноги вместе, спинка прямая.

Чтобы нам не запутаться с заданиями мы будем отрывать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)

Картина зима- пазл с 7 снежинками - заданиями

hello_html_3ff87b24.png№ 1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь, какой праздник был в декабре?(Новый Год, а в Январе? (колядки) А сегодня у нас февраль (праздник Советской Армии)

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием, открываем 2 задание.

hello_html_mae90f5b.png2   Дидактическая игра:   «Доскажите словечко».

(я буду начинать предложение, а вы должны его закончить, будьте внимательными)

На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились,  открываем 3 задание.

hello_html_m7fd69da2.png3  Дидактическая игра:   «Какая бывает зима».

- Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

- Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

- Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились,  открываем 4 задание.

https://lh6.googleusercontent.com/F4B1uo19ptQIstUi_lWd-HWhAWziQLQF3n3B3WcC4WZpAjE7eb_oTlkdUaewcOmHdI3uzPoPZ-Anv-lorHww-6Qq6PVjaHMgYZtTxRIaE_hEvvl41XK49z4bj_NxRO9kHCjznZQkCkixfsbUvQ4     Дидактическая игра:    «Назови ласково»

Воспитатель: я буду кидать вам снежок, называя слово; а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.

Снег — снежок

Мороз — морозец

Ветер — ветерок

Лед — ледок

Зима — зимушка

Сосулька — сосулечка

Дерево — деревце

Горка — горочка

Холод — холодок

Санки — саночки

Снежинка – снежиночка

Шапка – шапочка

Шуба – шубка

Шарф – шарфик

Свитер – свитерок

Льдина – льдинка

Снеговик – снеговичок

Физкультминутка.

А сейчас все вместе встанем и немножко отдохнём.

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим.

И Снегурку лепим мы,

Гостью – зиму любим мы.

  • №5. Ребята, посмотрите вот на эту картину и придумайте предложение о зиме (по картине)
  • Воспитатель: Молодцы, много составили предложений, из них получится большой рассказ по картине, но это мы будем делать на следующем занятии.

6   Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Ребята, слова состоят из частей, или слогов .Давайте вспомним как делим мы слово на части( подставляем ладошку к подбородку и сколько раз подбородочек стукнется о ладошку, столько будет и частей в слове). Раздаю картинки, дети отвечают

Воспитатель:

Воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог.

Картинки: снежинки, сосулька, снег, санки

 7 Дидактическая игра «Составь слово со звуком «С»

Воспитатель: Вот мы подошли к последнему 7 заданию, вам нужно придумать слово со звуком «с» (снежинки, сосулька, снег, санки)…

Воспитатель: молодцы, ребята, мы сегодня выполнили все задания Зимы. Вот она красавица наша.

Рефлексия. – Какое у вас настроение после занятия?

Что нового мы  узнали?

- А  что  понравилось  больше  всего  делать?

- Ребята,  а  может,  кому-то  было  сложно, что  не  получалось? 

Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....