Опыт работы по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи"
материал

Пастухова Алена Владимировна

Данная статья по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР). Является опытом работы по формированию финансовой культуры и азов финансовой грамотности у обучающихся с ТНР   старших дошкольников  из групп компенсирующей направленности через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений
экономического  содержания.

В статье описывается  опыт работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся с ТНР в педагогической деятельности, описаны формы, основные методы и приемы взаимодействия взрослого и обучающихся.

Статья направлена на  повышение профессиональных компетенций педагогов в соответствии с  требованиями обновленных ФГОС дошкольного  образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

(МБДОУ «Детский сад № 53 «Топтыжка)

_658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 5-11-87, 5-11-89,

detsad-53-2011@mail.ru

«Опыт по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»

Разработала: Пастухова Алёна Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории.

г Рубцовск 2024

Аннотация

Данная статья по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР). Является опытом работы по формированию финансовой культуры и азов финансовой грамотности у обучающихся с ТНР   старших дошкольников  из групп компенсирующей направленности через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений
экономического  содержания.

В статье описывается  опыт работы по формированию финансовой грамотности у обучающихся с ТНР в педагогической деятельности, описаны формы, основные методы и приемы взаимодействия взрослого и обучающихся.

Статья направлена на  повышение профессиональных компетенций педагогов в соответствии с  требованиями обновленных ФГОС дошкольного  образования.

Статья

Проблема формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР актуальна для нашего детского сада, так как в детском саду из 8 функционирующих групп – 5 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Обучающиеся с ТНР в силу своих индивидуальных особенностей и возможностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике. Актуальность данной проблемы стимулирует педагогов на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с дошкольниками. 

Выделяют пять видов функциональной грамотности: математическая, читательская, естественнонаучная, социально-коммуникативная, финансовая.

Подробно остановимся на формировании финансовой грамотности у дошкольников с ТНР.

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. На сегодняшний день, согласно оценкам экспертов, в России весьма низкий уровень финансовой грамотности. А это приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений. Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом.

        Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

        Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане формирования таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем финансово-грамотному человеку.

Работа по формированию финансовой грамотности представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, не утомляющей обучающегося с ТНР и способствующей лучшему запоминанию экономических понятий. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют расширению и уточнению первоначальных знаний об экономике.

При формировании финансовой  грамотности у дошкольников с ТНР мы используем различные технологии, методы и приемы, в том числе – коррекционные, обеспечивающие эффективность образовательного процесса: метод интеллект-карт, проблемно-ориентированные обучающие ситуации, проектную, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические развивающие игры, интерактивные игры, обучающие видео, здоровьесберегающие технологии. Отбор форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и специальной педагогики.

Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению экономическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Практика показывает, что использование инновационных технологий и форм работы оптимизирует образовательно-воспитательный процесс, делает его более привлекательным для детей, расширяет возможности подачи и закрепления материала, дает дополнительный методический инструментарий для педагога. Расскажем подробнее о применении каждой технологии и метода.

Без использования информационно-компьютерных технологий сегодня не обходится ни один образовательный процесс. Для современных детей любое образовательное мероприятие более доступно для понимания и интересно, если оно сопровождается показом видеоролика или презентацией. При знакомстве детей с основами финансовой грамотности мы использовали презентации «История возникновения денег», «Деньги мира», «История России на денежных знаках», «В гостях у гнома Эконома», «Загадки по финансовой грамотности» и др.

Электронные интерактивные игры в нашей работе стали незаменимыми помощниками при закреплении представлений о мире финансов. Дети с удовольствием разгадывали экономические загадки и ребусы, выполняли задания сказочных героев, участвовали в электронных викторинах.

Одной из новых форм работы стало для нас использование в образовательной деятельности видеороликов с участием воспитанников группы. Создание таких видеоматериалов небыстрый и трудоемкий процесс. Мы привлекли родителей (законных представителей). Дома дети (с помощью родителей) составили и выучили небольшие рассказы о профессиях своих пап и мам. В группе ребята , презентовали свои рассказы на фоне фотографий рабочего места своих родителей. Мы смонтировали видеоролик «Мир профессий» с выступлениями обучающихся с ТНР, цель которого – закрепление представлений о мире профессий, понимания того, что, деньги зарабатываются в ходе трудовой профессиональной деятельности, что все профессии важны и уважаемы. Также в ходе заучивания и воспроизведения текстов у обучающихся развивалась монологическая речь, память, умение выступать на публике. Впоследствии они с интересом пересматривали видеоролик со своим участием, а также рассматривали карточки (распечатанные слайды презентации, на фоне которых выступали рассказчики), что свидетельствует о положительном результате нашего опыта.

Так же посредством сюжетно ролевых игр : «Семья», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Барбершоп», «Кафе», «Аптека» и др. происходит формирование финансовой грамотности воспитанников.  Например, через сюжетно-ролевую игру «Кафе» мы формируем у обучающихся с ТНР навык ведения диалога, умение взаимодействовать друг с другом (продавец – покупатель), грамматически правильно оформленную речь (диалог ведется с соблюдением грамматических форм русского языка). Подобные игры помогают сделать экономику понятной. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития у обучающихся с ТНР интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, а также устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, оказание платных услуг и др.

Большую роль при формировании финансовой грамотности играют дидактические игры: «Кем быть?», «Кому что нужно для профессии?», «Доходы-расходы», «Бюджет семьи» и др. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Неоценимую роль в подготовке и проведении игр, бесед, НОД сыграло использование научно-популярной и художественной литературы. Сюжетная проза обладает одним очень важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. «Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - это выдержка из замечательной сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Бедный Буратино не мог знать догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.

Дети познакомились с книгами по финансовой грамотности (Т. Поповой «Откуда берутся деньги?», Энциклопедия для малышей в сказках»), а также авторскими дидактическими сказками, которые мы оформили и объединили в сборник «Сказки гнома Эконома». Не остались в стороне пословицы и поговорки о труде, деньгах, бережливости, добропорядочности. Дети с удовольствием собирали «Рассыпавшиеся пословицы», которые были оформлены в виде иллюстрированных карточек. Нами был составлен и оформлен «Экономический словарик», к нему подобраны предметные картинки.

Так же мы  в своей работе при формировании финансовой грамотности у обучающихся с ТНР используем метод интелелкт-карт. Обучающийся с ТНР, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира. В процессе работы с применением интеллектуальных карт обучающиеся с ТНР учатся не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретают средство, позволяющее самостоятельно развивать речь в процессе общение и обучения.

Предлагаем подробно рассмотреть процесс создания интеллект-карты «Финансы». Проблема: обучающиеся  имеют скудные знания о финансах. Цель сформировать у обучающихся с ТНР понятие «финансы» и повысить  их уровень экономических знаний.

Создание интеллект-карты «Финансы». Сбор информации, осуществляется, через: самостоятельную деятельность; совместную деятельность; при взаимодействии с семьёй. Беседу по теме «Семейный бюджет» проводили в первой половине дня. Заранее подготовили всю наглядную информацию на столах расположили несколько чистых листов бумаги. Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Провели беседу: Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами предлагают варианты знаков - заменителей слов. Затем объединяем рисунки в смысловые группы. После этого начинаем заполнять интеллект-карту (для детей – «рисовать рассказ») в соответствии с законами её построения в следующей последовательности: в центре листа, расположенного горизонтально, изображаем главную тему «Финансы»; в стороны рисуем стрелки, количество которых равно количеству ключевых символов. Каждая стрелка соответствует цвету ключевого символа. Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы. Нашли с детьми смысловые связи между группами После этого составили рассказ о финансах в семье, используя интеллект - карту.

Ещё одним направлением в работе по формированию финансовой грамотности у обучающихся я с ТНР является лэпбук. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого и ребенка, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение к деятельности, свободное общение и перемещение во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Работа с лэпбуком способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, наблюдательности, воображения, мышления, а также развитию речи и мелкой моторики пальцев рук.

В работе с обучающимися с ОНР данная технология помогает расширить и активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи, связную диалогическую и монологическую форму речи.

Например, лэпбук  «Школа гнома Эконома»: этот лэпбук предназначен  для обучающихся с ОНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет), а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей групп общеразвивающей направленности. Может применяться, как в индивидуальной работе, так и с небольшой подгруппой. В данном лэпбуке расширяется и активизируется словарь по финансовой грамотности (деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить.). Так же в нем предусмотрены задания на заучивание стихотворений и отгадывание загадок о финансах. Есть в нём задания и на развитие связной речи: составление описательных рассказов, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

Процесс формирования у дошкольников основ финансовой грамотности является более действенным и успешным, если в работе с детьми наряду с традиционными методиками применяются инновационные технологии.

Свой первый экономический опыт ребёнок получает в семье. Поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). Это является главным условием. Перед педагогами стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности.

В процессе организации образовательной деятельности с воспитанниками мы старались обеспечить педагогическую поддержку семей, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной работы.

В результате целенаправленного взаимодействия участников образовательных отношений с помощью родителей в группах был создан развивающий центры «Школа экономистов», представленный современными дидактическими играми. Родители приняли активное участие в изготовлении дидактических пособий и игр, в создании лэпбуков по финансовой грамотности. В изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и театрализованным играм. Участвуя в конкурсе совместного творчества «Книжки-малышки по финансовой грамотности», родители творчески подошли к процессу придумывания сказок собственного сочинения и оформления иллюстраций к ним.

Овладев азами финансовой грамотности  дошкольники с ТНР  смогут смело    войти в социальную жизнь; понять, что такое материальные ценности (мир вещей как результат труда людей); они осознают на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; у них сформируются навык видеть красоту человеческого творения; сформируются базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Литература:

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка – Синтез, 2010.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015
  4. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Занимательные финансы. Программа «Азы финансовой культуры дошкольников». Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – М.: Вита Пресс, 2019. – 31 с.
  5. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А.Д. Шатова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...