Опыт работы "Лэпбук", как средство развития речи обучающихся с общим недоразвитие речи"
статья

Пастухова Алена Владимировна

Материал содержит опыт работы по премининению "Лэпбуков". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Опыт работы на тему:

 «Лепбук», как средство развития речи обучающихся с общим недоразвитием речи»

Подготовила: Пастухова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории.

город Рубцовск, 2023 г

«Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться  говорить!».

Е.Ахальцева

Здравствуйте уважаемые педагоги. Хочу вас поприветствовать на нашем брифинге, который посвящается инновационной технологии «Лепбук»

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с обучающимися с общим недоразвитием речи (далее ОНР), мы отмечаем у них отсутствие мотивации, снижение познавательной активности.

Мы постоянно ищем новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы: во – первых соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников с ОНР а во – вторых чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

Термин «Лэпбук»  был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей средство для систематизации информации. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук – книга на коленях, тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка. Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО:

•        информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал;

•        полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально  (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

•        является средством художественно-эстетического развития, приобщает к миру искусства;

•        вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

•        его структура и содержание доступны обучающимся дошкольного возраста;

•        обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого и ребенка, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение к деятельности, свободное общение и перемещение во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Разновидность лепбуков:        

  • Игровой.

Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр («Кто я?», «Что я загадал?»), мелкие предметы для игры («Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь») в небольшом тканевом мешочке.

  • Учебный (энциклопедический).

Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие обучающиеся с ОНР смогут при помощи воспитателя.

  • Поздравительный.

Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.

  • Автобиографические.

Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей. При изготовлении лэпбука «Наша группа» важно распределить материал так, чтобы каждому ребёнку было уделено внимание, каждый присутствовал в каком-либо разделе и хотя бы на одной из фотографий.

Чем привлекательна данная форма работы?  

•        Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал.

•        Это отличный способ для повторения пройденного материала в любое удобное время.

•        Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.

•        При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому обучающемуся с ОНР.

•        Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и обучающихся с ОНР.

•        Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.

•        Активизирует у обучающихся с ОНР интерес к познавательной деятельности.

•        Помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым.

•        Позволяет сохранить и систематизировать собранный материал.

•        Объединяет всех участников образовательного процесса.

Работа с лэпбуком способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, наблюдательности, воображения, мышления, а также развитию речи и мелкой моторики пальцев рук.

При создании лэпбука  обучающиеся с ОНР не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

В работе с обучающимися с ОНР данная технология помогает расширить и активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи, связную диалогическую и монологическую форму речи.

Вовлечь обучающегося с ОНР в образовательную  деятельность и получить желаемый результат возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён. В связи с этим нами было  решено  оформить игры и дидактический речевой материал в виде лэпбуков.

Например, лэпбук в виде дерева по теме «Осень»: этот лепбук предназначен  для обучающихся с ОНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет), а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей групп общеразвивающей направленности. Может применяться, как в индивидуальной работе, так и с небольшой подгруппой. В данном лепбуке расширяется и активизируется словарь по теме «Осень» (признаки осени, употребление прилагательных, глаголов. Например: осень какая?  -  дождливая, тёплая, золотая, холодная, ветреная, красивая, и т.д.). Так же в нем предусмотрены задания на заучивание стихотворений об осени, отгадывание загадок о признаках осени. Есть в нём задания и на развитие связной речи: составление описательных рассказов, по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

По данной технологии нами были изготовлены  лэпбуки по различным темам, таким как: «Зима», «Весна», «Лето»,  «Птицы»;  «Продукты питания», «Насекомые»; «Транспорт»; «Правила дорожного движения»,  «Шипелочка», «Рычалочка»; «Предлоги»; «Животные Севера», «Дикие животные», «Зимующие птицы» и другие.

Мы используем в своей работе лепбуки не только, когда проходим или закрепляем определённую лексическую тему, но и изготавливаем их совместно с обучающимися с ОНР. Например, мы изготовили и применяем лепбуки по творчеству детских писателей Н.Носова и А.С. Пушкина, а так же у нас есть лепбук по русско – народным сказкам.

У нас есть лепбуки для экспериментальной деятельности, например лепбук «Вода» знакомит обучающихся с ОНР  с самым важным компонентом природы - водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля; о роли воды в жизни растений, животных, человека; о свойствах и состояниях воды. Так, разделы «Вода в природе», «Что растёт в воде?», «Кто живёт в воде»,  способствовали развитию познавательного интереса к природе и природным явлениям.

Очень часто мы слышим от детей вопросы: «Откуда берется дождик и куда исчезает летом вода из луж?». Объяснить детям о  круговороте воды в природе решили в форме сказки «Сказка про капельку», которую включили в лэпбук. Послушав сказку, дети узнали, что в мире есть много маленьких капелек, которые   испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.

В лэпбуке затронута тема повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов (раздел «Береги воду»). Рассмотрев с детьми знак экономии воды (зачеркнутая капля  воды, бегущей из крана), нарисовали этот знак и прикрепили  к стене у кранов в умывальной комнате, как напоминание: не забывать плотно закрывать кран, чтобы вода не лилась понапрасну.

У нас есть лепбуки для сюжетно-ролевых игр такие как, «Ветеринарная клиника», «Больница», «Кондитерская».

Хочется отметить, что к работе по изготовлению лэпбуков подключились  и родители. С учетом их возможностей, мы раздали задания на выполнение того или иного элемента лэпбука (родители вместе с детьми занимались поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий). Так, совместно с родителями  был изготовлен лэпбук «Правила дорожного движения».

Готовые лэпбуки  мы даём  обучающимся с ОНР домой, чтобы они с помощью родителей могли вспомнить пройденный материал или пополнить лэпбук новой интересной познавательной информацией.

Мы считаем данную технологию успешным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФАОП и ФГОС ДО. Ведь это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты; это поиски, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь, если посеять «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Данная технология позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду. 

Список литературы:

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга». [Текст]/ Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч, 2015. - №4.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка – Синтез, 2010.

3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Кинезиология, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Коррекция речевых нарушений методами кинезиологии у детей дошкольного возраста, путём развития межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной и речевой деятельности....

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....