Культурно историческое наследие России. Народная игрушка.
материал
В материале рассказывается об освоении Дальневосточных земель казаками, создание семей Амурского казачества, его бытом, укладом жизни, традициями. Воспитание детей казачат. Характер игрушек, которыми играл маленькие казачата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Культурно историческое наследие России.
Народная игрушка.
Цель: рассмотреть освоение Дальневосточных земель казаками.
Задачи:
- Проанализировать обстоятельства появления казаков на Амурских землях.
- Познакомить созданием семей Амурского казачества, его бытом, укладом жизни, традициями.
- Показать воспитание детей казачат мальчиков и девочек, характер игрушек.
Слайд 1
Уважаемые коллеги предлагаю отправиться сегодня Вам к истокам Российской государственности. Давним давно для защиты дальневосточных рубежей Российской Империи были отправлены служивые люди.
Слайд 2
С 1854 годов на берегах Амура появились первые представители современных Амурских казаков, когда проводился первый сплав из Забайкалья в устья Амура. На добровольной основе переселения казаков не получилось, их пришлось назначать по жребию. Замена вытянувшего жребий другим казаком, который должен был быть женатым и иметь крепкое здоровье, привела к тому, что в дальневосточный край пошли преимущественно бедные казаки, которые получили определенную плату от зажиточного казака, который не пожелал после жеребьевки идти «на Амур».
Слайд 3.
И, хотя переселение осуществлялось за государственный счет, государство предоставляло баржи, плоты также выдавались пособия, провиант до первого сбора самостоятельно выращенного урожая - мяса, муки, крупы и др, было еще много личных и хозяйственных предметов, необходимых в повседневном быту (одежда, обувь, утварь, хозяйственный инвентарь и др.). Если вес домашней утвари семьи казака превышал допустимую норму, то разрешено было переправлять только на плотах, построенных за свой собственный счет. К тому же размеры и этой части имущества были ограничены, в результате чего хозяин-казак вынужден был значительную часть вещей оставить родственникам или обществу.
Слайд 4.
Когда казаки прибывали на Амурску землю то они могли создавать свои поселения только в местах, где было им разрешено. При выборе места для жизни казачьего поселения условия его размещения не учитывалось.
Слайд 5
Главной задачей было защита рубежей Родины.
Слайд 6.
Семья казака – хранительница традиций и культуры народа. Семья – основа казачьего общества. Самое важное в казачьей семье – авторитет родителей, честь рода, личная ответственность родителей за воспитания детей. Большое значение для казаков имели традиции: среди них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другое. Казачество, превратившись в военно-служилое сословие, видело себя в числе первых защитников царской власти. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться»- говорит старинная казачья пословица.
В казачьих станицах мальчиков с раннего детства готовили к будущей воинской службе, а девочек посвящать себя семейной жизни. Это отражает характер игрушек, которые развивали в мальчиках проворство, смелость, отвагу, а в девочках качества хорошей хозяйки, матери.
Казаки частенько старались побаловать или занять игрушкой своих ребятишек. Игрушки казачат, были самодельными. Их на скорую руку делали не только матери, но и отцы.
Слайд 7.
Самые первые игрушки подвешивали над люлькой и это была ложка. Ребенок бил по ней ручками и так развлекался. Еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, «кружавки» (как тогда говорили), разные тряпочки. Яркие лоскуты развлекали младенца, пока мать была занята.
У малышей были и погремушки, сделанные из ярких декоративных тыковок. В высушенной тыкве проделывали дырочку, просовывали зерна кукурузы, трясли, зерна гремели – ребенок радовался.
Маленькие казачата любили играть с пылью. Как тогда говорили «нагортали» кучки пыли и соревновались у кого куча больше, потом прыгали с разбега в эту кучу – у кого пылевое облако больше, тот победил.
Слайд 8.
Делались свистульки и дудочки. Делались свистульки из камыша и глины в виде животных: петушков, коников. Иногда такие свистульки родители, но чаше всего их покупали или выменивали на какие-нибудь тряпки у старьевщика. Ехала по станице гарба (телега, повозка), а за ней толпа ребятишек, которые выпросили у родителей копейки или тряпки и желали купить свисток. Говорили: «Гарба проедет – вся улица свистит».
Казаки народ творческий, с выдумкой. Придумали вот что. Когда корова линяла, пух счесывали, собирали его, а когда полный мешок накопиться, кипятили воду, бросали туда этот пух, мешали в чане палкой, пух сбегался в один ком, ком вытаскивали, отжимали, высушивали, обшивали тряпками – вот и готов мяч. Его можно было бросать друг другу и перекатывать ногами.
Слайд 9. Юла, дзига.
Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперек дзиги, тогда она летела, крутясь. Дзигой сбивали мишени – камни. Умельцы бросали ее кнутом вдаль на два метра и дальше.Такая игра развивала глазомер, меткость, учила казачонка обращаться с плеткой. Это могло пригодиться во время боя на войне.
Дети любили лепить игрушки из теста. Когда мать пекла хлеб, немного теста выделялось детям. Они лепили себе птичек, куколок. Это занятие поощрялось, считалось, что девочка вырастет хорошей хозяйкой, коли любит с тестом возиться.
Слайд 10.
Жизнь каждого ребёнка начиналось с куклы Пеленашки, ребёнок ещё не родился, а бедующая мамочка с молитвой с мыслями о будущем дитятке уже мастерила куклёнка. Ткани на изготовления были родные – от сарафана, от рубахи отца, ведь всё это хранило родовую и генетическую память.
Кукол делали из разных материалов: из кабачка. кукурузы, соломы, сухих стеблей пшеницы и из дерева.
Слайд 11.
У мальчиков игрушки были вырезаны из дерева или слеплены из глины. Вырезал для внуков дед. Вырезал коней, петушков, человечков и даже маленькие санки, лодочки, грабли, тяпки.
С помощью игрушек в семье с ранних лет приучали ребенка к труду и самостоятельности, передавали игрушки от старшего поколения младшему для навыка домашнего ремесла. Девочки с малолетства осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество, мальчиков обучали мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу прививали казачат к правильному уходу за лошадьми.
Слайд 12.
Когда казачонку исполнялся всего 3 год, его вели к первому причастию. В три года его в первые одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня под уздцы и проводил три раза его по двору. Если ребенок не упадет и не заплачет – значит всё, молодец, испытание выдержал. В дальнейшем обучением казачонка занимался крестный отец. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его всё жизнь.
Слайд 13.
Юные казаки участвовали в конных играх, в этих играх проверялась боевая подготовка коня и всадника. В них закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать морально-волевые качества всадника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заселение дальневосточных земель казаками
Сплав амурских казаков
Поселения казаков Первыми станицами, центрами казачьих округов стали: - Игнашинская; - Албазинская ; - Кумарская ; - Иннокентьевская . Позже казаки построили на берегах Амура десятки станиц и хуторов. Так появились станицы Благовещенская и Хабаровская .
Семья казака -хранительница традиций и культуры
Игрушки маленьких казачат Первые игрушки казачат подвешивали над люльками - это была ложка, еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, "кружавки", разные тряпочки. У малышей были погремушки, сделанные из ярких декаративных тыковок.
Одной из самых любимых игрушек быи свистки и дудочки
Юла, дзига Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперк дзиги , тогда она летела крутясь. Дзигой сбивали мишени- камни .
Игрушки для девочек
Игрушки для мальчиков
Традиции казака Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел - «пай». При рождении малика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Самым главным казаки ставили авторитет огца и матери. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.
Конные игры Конные игры у казаков включали в себя: Состязания в скачке, которые проводились в определённое время и в особом месте. Упражнения с оружием верхом на коне: стрельба в лист и скачка на мишень, работа дротиком. Коллективные конные упражнения, которые назывались шермициями . В них казаки делились на две партии и демонстрировали сомкнутый и развёрнутый строй, атаку лавой. Фехтовальные игры конного и пешего характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"
Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....
"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"
Отдел образования администрации Чернянского района Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста по...
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...
особенности проявления интереса к культурно-историческому наследию города у дошкольников
презентация по петербурговедению...
«Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России»
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИВ методической разработке представлено: образовательный маршрут с воспитанниками старшего дошкольного возраста по формированию духовности и общечеловеч...
Открытое занятие по «Культурно-историческому наследию России» Тема занятия: «Дымковская роспись»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия по направлению «Культурно-исторического наследие»Тема: «Дымковская роспись»...