Проект мини музея "Русская матрёшка"
проект (средняя группа)

Савельева Н.А

Информационно творческий проект "Русская матрёшка".Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект197.72 КБ

Предварительный просмотр:

Частное Дошкольное Образовательное Учреждение

РЖД Детский сад № 35

ПРОЕКТ:

« РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Составитель: Савельева Н.А.

г. Ангарск 2014

Содержание:

2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тип:

Информационно – творческий,

Место проведения:

ЧДОУ Детский сад № 147 ОАО «РЖД»

По количеству участников:

групповой (, средняя группа)

Проблема:

« Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»

Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:

Почему русская матрешка является символом России?

Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

Как появилась матрешка?

У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.

Актуальность проекта:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки.

Цель проекта:

Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Механизм реализации проекта:

Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .

Этапы реализации проекта:

Этап I Подготовительный.

- выбор темы проекта и формы для его защиты.

-подбор методического материала, литературы по данной теме.

-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;

Этап II Исследовательский:

-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

-ознакомление с историей матрешки;

-изучение художественных элементов;

-составление орнаментов;

Этап III Творческий

-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись, раскраски)

- совместная художественная деятельность родителей и детей

-обобщение результатов работы;

- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.

- развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Ожидаемый результат:

Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о русской народной игрушки Матрешки;

2. Развивать познавательный интерес к народной игрушки Матрешки;

3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

4. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным промыслом.

#1057;создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

#1055;ознакомить и привлечь внимание родителей к историческому и культурному наследию родного края .

7. Создать Мини - музей « Русская Матрешка»

8. Провести развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»

Схема реализации проекта.

Выводы:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:

  • Матрешка, является национальной игрушкой
  • Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют матрешками.
  • Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре.
  • Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
  • В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

В результате проведенной работы мы отметили:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего и младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности , (игровую , познавательную , художественную , речевую , музыкально-игровую.)
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
  • На знакомство с разными видами матрешек , дети проявляли интерес и желание играть с ними.
  • Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую , музыкально игровую).
  • Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители.
  • Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания « Мини - музея»

Приложение №1.

План работы с родителями по реализации проекта:

« Русская Матрешка »

Дата

Название мероприятие

Задачи мероприятия

Форма и место проведения

Беседа "Как появилась матрешка".

Познакомить с историей возникновения Матрешки

Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе

Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан»

Дети выкладывают узор на сарафане у матрешки

НОД

«Мы веселые Матрешки».

Выполнять движения под музыку

Физкультурный досуг (в зале)

Рисование « Раскрасим Матрешку»

Учить разукрашивать раскраски по образцу

НОД

Стихотворение« Матрешка» А. Гришина

Заучивание стихотворений по теме.

Заучивание в группе

Лепка из соленого теста « Матрешка»

Продолжать учить создавать образ матрешки

НОД

Музыка« Мы веселые матрешки»

Разучивание песни. танца

Музыкальный зал

ФКМП Д\ игра « Разложи и собери матрешку»

Продолжать учить детей сравнивать матрешек по величине и количеству

В группе

Участие родителей в создании Мини- музея « Матрешка»

Оформление выставки.

В группе. Выставка поделок-матрешек, пошив сарафанов к развлечению

Музыкальное развлечение « В гости к нам идет Матрешка»

Привлечь родителей

Доставить радость всем участникам

Музыкальный зал

Подведение итогов.

Приложение №2

План работы с родителями по реализации проекта:

«Русская Матрешка»

Дата

Название мероприятия

Форма и место проведения

Познакомить родителей с проектом целью его проведения

Анкетирование родителей на начальном этапе проекта

Привлечь родителей к участию выставки:

« Матрешка»

Консультация: « Матрешка»

Раздача буклетов:

« Матрешка – русская игрушка»

Блиц – опрос родителей

« Матрешкины вопросы»

Участие родителей в музыкальном развлечении « Матрешка в гостях у ребят».

Приложение №3

План работы с педагогами реализации проекта:

« Русская матрешка»

Дата

Название

мероприятия

Форма и место проведения

Ознакомить педагогов с проектом, целью его проведения

Привлечь педагогов к разработке буклетов: « Русская матрешка»

Оказание помощи в организации выставки мини – музея « Русская матрешка» (взаимодействие с детьми и родителями группы)

Беседа – презентация « История появления матрешки» с педагогами

Оформление общей выставки

« Русская матрешка»

Приложение№4

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • Покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребенку надоели;
  • в магазине появились игрушки-новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

  • Куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие;
  • народные;

4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

  • На цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • • дизайн;
  • страну-изготовитель;
  • известность марки;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребенка;

.

#1050;акая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________

6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________

7. Какие народные игрушки Вы знаете? ________________________________________________________

8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________

#1057;уществуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________

#1052;ожет ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________

13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение №4

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).

2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .

3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .

4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .

5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .

6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .

7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .

8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .

9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .

10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .

Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину

Поэтическая страничка

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.

Загадки про матрешку

Загадки про матрешку

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

(Матрешка)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?

(Матрешка)

Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.

(Матрешка)

Г. Таравкова

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы
.(Матрешки)

О. Карелин

Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (
Матрешка)

З. Медведева « Матрешка»

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.

Конспект занятий с детьми.

Тема: « Русская Матрешка»

Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается расширять представление об игрушке.( матрешке)

Материал: Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..

Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Предварительная работа: знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.

Содержание деятельности

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? ( Предположение детей). Хотите заглянуть?

-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! ( Дети любуются)

Воспитатель :

« Дуйте в дудки, бейте в ложки !

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные»

Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.

«Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном»

Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.

Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.

Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»

Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»

Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?

Ответы детей ( играть)

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?
Дети: - Из дерева

- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось? ( Ответы детей)

- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.

-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие, веселые)

-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает внимание детей на эту матрешку.

- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение? ( невеселое)

- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке ( раздает детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)

Дети рисуют под музыку « Светит месяц»

- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!

Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)

«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.»

Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Матрёшка"

Фотография нашего мини-музея "Матрёшка"....

Презентация "Мини - музей Матрёшки"

В нашей группе, совместно с радителями, был создан проект "Мини - музей Матрёшки". Этот проект был сделан для ознакомления детей с культурой родного края. Матрёшка была представлена детям в ...

Проект мини-музей "Русская матрёшка"

Проект по созданию мини- музея матрёшки в группе. Формы работы в нём.Организация родителей и детей....

Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»

Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриот...

Проект « Мини музей - Русская Матрёшка»

Проект « Мини музей  -  Русская Матрёшка»  Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. ...

Проект Мини музей «Русская матрёшка» разновозрастной группы комбинированной направленности «Шустрики»

Тема: Мини-музей «Русская - матрёшка»«Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на све...