Проект мини музея "Русская матрёшка"
проект (средняя группа)
Информационно творческий проект "Русская матрёшка".Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 197.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное Дошкольное Образовательное Учреждение
РЖД Детский сад № 35
ПРОЕКТ:
« РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Составитель: Савельева Н.А.
г. Ангарск 2014
Содержание:
2022
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тип:
Информационно – творческий,
Место проведения:
ЧДОУ Детский сад № 147 ОАО «РЖД»
По количеству участников:
групповой (, средняя группа)
Проблема:
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:
Почему русская матрешка является символом России?
Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Как появилась матрешка?
У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.
Актуальность проекта:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки.
Цель проекта:
Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Механизм реализации проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .
Этапы реализации проекта:
Этап I Подготовительный.
- выбор темы проекта и формы для его защиты.
-подбор методического материала, литературы по данной теме.
-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;
Этап II Исследовательский:
-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
-ознакомление с историей матрешки;
-изучение художественных элементов;
-составление орнаментов;
Этап III Творческий
-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись, раскраски)
- совместная художественная деятельность родителей и детей
-обобщение результатов работы;
- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.
- развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»
Ожидаемый результат:
Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о русской народной игрушки Матрешки;
2. Развивать познавательный интерес к народной игрушки Матрешки;
3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
4. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным промыслом.
#1057;создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
#1055;ознакомить и привлечь внимание родителей к историческому и культурному наследию родного края .
7. Создать Мини - музей « Русская Матрешка»
8. Провести развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка»
Схема реализации проекта.
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
- Матрешка, является национальной игрушкой
- Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют матрешками.
- Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре.
- Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
- В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
В результате проведенной работы мы отметили:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего и младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности , (игровую , познавательную , художественную , речевую , музыкально-игровую.)
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
- На знакомство с разными видами матрешек , дети проявляли интерес и желание играть с ними.
- Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую , музыкально игровую).
- Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители.
- Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания « Мини - музея»
Приложение №1.
План работы с родителями по реализации проекта:
« Русская Матрешка »
Дата | Название мероприятие | Задачи мероприятия | Форма и место проведения |
Беседа "Как появилась матрешка". | Познакомить с историей возникновения Матрешки | Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе | |
Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан» | Дети выкладывают узор на сарафане у матрешки | НОД | |
«Мы веселые Матрешки». | Выполнять движения под музыку | Физкультурный досуг (в зале) | |
Рисование « Раскрасим Матрешку» | Учить разукрашивать раскраски по образцу | НОД | |
Стихотворение« Матрешка» А. Гришина | Заучивание стихотворений по теме. | Заучивание в группе | |
Лепка из соленого теста « Матрешка» | Продолжать учить создавать образ матрешки | НОД | |
Музыка« Мы веселые матрешки» | Разучивание песни. танца | Музыкальный зал | |
ФКМП Д\ игра « Разложи и собери матрешку» | Продолжать учить детей сравнивать матрешек по величине и количеству | В группе | |
Участие родителей в создании Мини- музея « Матрешка» | Оформление выставки. | В группе. Выставка поделок-матрешек, пошив сарафанов к развлечению | |
Музыкальное развлечение « В гости к нам идет Матрешка» | Привлечь родителей Доставить радость всем участникам | Музыкальный зал | |
Подведение итогов. |
Приложение №2
План работы с родителями по реализации проекта:
«Русская Матрешка»
Дата | Название мероприятия | Форма и место проведения |
Познакомить родителей с проектом целью его проведения | ||
Анкетирование родителей на начальном этапе проекта | ||
Привлечь родителей к участию выставки: « Матрешка» | ||
Консультация: « Матрешка» | ||
Раздача буклетов: « Матрешка – русская игрушка» | ||
Блиц – опрос родителей « Матрешкины вопросы» | ||
Участие родителей в музыкальном развлечении « Матрешка в гостях у ребят». |
Приложение №3
План работы с педагогами реализации проекта:
« Русская матрешка»
Дата | Название мероприятия | Форма и место проведения |
Ознакомить педагогов с проектом, целью его проведения | ||
Привлечь педагогов к разработке буклетов: « Русская матрешка» | ||
Оказание помощи в организации выставки мини – музея « Русская матрешка» (взаимодействие с детьми и родителями группы) | ||
Беседа – презентация « История появления матрешки» с педагогами | ||
Оформление общей выставки « Русская матрешка» |
Приложение№4
Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.
1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?
2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?
3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?
4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?
.
#1050;акая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________
6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________
7. Какие народные игрушки Вы знаете? ________________________________________________________
8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________
10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ #1057;уществуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________
#1052;ожет ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________
13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________
14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками? |
Спасибо, за сотрудничество.
Приложение №4
Анкета для родителей
Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .
3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .
4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .
5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину
Поэтическая страничка
Сколько? (Я.Тайц)
Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!
Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!
Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.
Загадки про матрешку
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Г. Таравкова
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы .(Матрешки)
О. Карелин
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)
З. Медведева « Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
Конспект занятий с детьми.
Тема: « Русская Матрешка»
Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается расширять представление об игрушке.( матрешке)
Материал: Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..
Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Предварительная работа: знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.
Содержание деятельности
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? ( Предположение детей). Хотите заглянуть?
-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! ( Дети любуются)
Воспитатель :
« Дуйте в дудки, бейте в ложки !
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные»
Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.
«Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном»
Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.
Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»
Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»
Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?
Ответы детей ( играть)
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?
Дети: - Из дерева
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось? ( Ответы детей)
- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.
-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие, веселые)
-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает внимание детей на эту матрешку.
- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение? ( невеселое)
- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке ( раздает детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)
Дети рисуют под музыку « Светит месяц»
- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!
Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)
«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.»
Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей "Матрёшка"
Фотография нашего мини-музея "Матрёшка"....
Долгосрочный проект "Мини-музей "Матрёшки""
Долгосрочный проект...
Презентация "Мини - музей Матрёшки"
В нашей группе, совместно с радителями, был создан проект "Мини - музей Матрёшки". Этот проект был сделан для ознакомления детей с культурой родного края. Матрёшка была представлена детям в ...
Проект мини-музей "Русская матрёшка"
Проект по созданию мини- музея матрёшки в группе. Формы работы в нём.Организация родителей и детей....
Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриот...
Проект « Мини музей - Русская Матрёшка»
Проект « Мини музей - Русская Матрёшка» Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. ...
Проект Мини музей «Русская матрёшка» разновозрастной группы комбинированной направленности «Шустрики»
Тема: Мини-музей «Русская - матрёшка»«Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на све...