Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
проект
Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Мини-музей «Русская матрёшка»
Срок реализации проекта: 29 марта – 2 апреля 2021 г.
Тип проекта: исследовательско-творческий; краткосрочный.
Формы работы с детьми:
- НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;
- НОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
- Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем.
Участники проекта:
воспитатели, дети разновозрастной группы (3-7 лет), родители.
Актуальность проекта:
Матрёшка является символом, хранительницей исконной русской культуры. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки; дать о ней некоторые, доступные для ребёнка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Цель проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка». Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представление о музее.
- Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
- Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
- Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки.
Воспитательные:
- Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки
- Расширить представление о музейной культуре.
Ожидаемые результаты проекта:
1.Знакомство детей с историей матрешки, как видом народного промысла;
2.Расширится круг представления о разнообразии этой игрушки;
3.Сформируется позитивное, уважительное отношение к родному краю;
4.Активизируется словарный запас детей, грамматический строй, связная речь;
5.Создание в группе мини-музея «Русская Матрешка», позволит сформировать у дошкольников представления о музее.
Этапы проекта:
1-й этап – подготовительный (22.03 – 26.03)
- выбор темы проекта и формы для его защиты.
- подбор методического материала, литературы по данной теме.
- подбор дидактических игр, иллюстраций, материалов для творческой деятельности;
2-й этап – Основной (29.03 – 02.04)
Работа с детьми по дням недели:
ПОНЕДЕЛЬНИК | - познакомить детей с историей матрешки, как народной игрушки, ее внешним обликом; - учить различать матрешек по форме, цвету; - развивать художественный вкус; - содействовать патриотическому воспитанию дошкольников. | Презентация «История матрешки». Дидактическая игра: «Собери матрешку» Чтение художественной литературы: С. Маршака «О матрёшках» Подвижная игра «Матрёшки танцуют»; |
ВТОРНИК | - учить описывать игрушку, называть её характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта; - развивать мелкую моторику, цветовое восприятия, закрепить понятие об игрушке. | Беседа: «Моя любимая игрушка» (матрешка) Рисование: «Укрась наряд для матрешки» Дидактическая игра: «Разложи матрешек начиная с большой, с маленькой» Чтение художественной литературы: Л. Некрасовой «Мы веселые матрешки» |
СРЕДА | - развивать у детей чувство формы, умение раскатывать, сплющивать, защипывать края; - формировать умение выполнять предметно- игровые действия; - учить расставлять посуду каждой матрёшке; - закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | Лепка «Угощаем матрешек» Дидактические игры «Помоги матрешке найти свои игрушки» Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие у матрешек» Чтение художественной литературы: Владимир Моисеев «Кто матрешку сделал, я не знаю» |
ЧЕТВЕРГ | - учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин; - упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек; - развивать зрительную память, наблюдательность, речь. | Конструирование «Дорожки для матрешки» "Покатаем матрешек на машине" Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками) Подвижные игры: «Шли матрешки по дорожке» Чтение художественной литературы: В. Приходько «Матрёшка на окошке» |
ПЯТНИЦА | - сформировать у дошкольников представления о музее; - учить разукрашивать раскраски по образцу; - развивать художественный вкус | Оформление мини-музея «Русская матрешка»; Развлечение на тему « В гости к нам идет Матрешка» Рисование « Раскрасим Матрешку» Чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек о матрёшке. |
3-й этап – Заключительный (26.01)
«Представление мини-музея»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия «Русская Матрешка»
Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, сформировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Материал: Расписные матрешки; наборы иллюстрации «Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого ребенка, краски, гуашь, вода, кисточки.
Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Содержание деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня есть сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Хотите заглянуть?
-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! (Дети любуются)
Воспитатель:
«Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные»
Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.
«Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном»
Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.
Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»
Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»
Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?
Ответы детей (играть)
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка?
Дети: - Из дерева
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его. Дерево- светлое, а матрешки все - цветные, яркие. Как это получилось? (Ответы детей)
- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.
-Скажите, почему вам понравились матрешки? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые)
-Какой узор на сарафане? (Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку, не украшенную узором, и обращает внимание детей на эту матрешку.
- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение? (невеселое)
- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке (раздает детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)
Дети рисуют под музыку
- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!
Воспитатель: (Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)
«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.»
Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей
Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .
3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .
4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .
5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов–Майданская, Вятская) .
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Поэтическая страничка
Сколько? (Я.Тайц)
Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!
Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!
Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.
Загадки про матрешку
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Г. Таравкова
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
О. Карелин
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)
З. Медведева « Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Мини-музей "Быт русской избы"
План работы мини-музея....
Проект. Мини-музей "Быт русской избы"
План работы мини-музея....
Долгосрочный проект "Мини-музей "Матрёшки""
Долгосрочный проект...
Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".
ЦЕЛЬ: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей Родине и уважения к труду народных мастеров через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...
Проект мини-музей "Русская матрёшка"
Проект по созданию мини- музея матрёшки в группе. Формы работы в нём.Организация родителей и детей....
Проект « Мини музей - Русская Матрёшка»
Проект « Мини музей - Русская Матрёшка» Матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. ...
Проект Мини музей «Русская матрёшка» разновозрастной группы комбинированной направленности «Шустрики»
Тема: Мини-музей «Русская - матрёшка»«Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на све...