Методическая разработка "Крупяная игротека".
методическая разработка (старшая группа)

Григорьева Ольга Сергеевна

     В настоящее время речевое развитие детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В век информационных технологий, гаджетов, речь детей развивается позднее. В современной педагогике уделяется большое внимание этому вопросу. Одной из обязательных составляющих по развитию речи детей, является работа по совершенствованию мелкой моторики рук. Ведь уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков ребенка. Поэтому очень важно проводить такие игры.

     С этой задачей прекрасно справляются игры с крупами. Крупа – не только ценный пищевой продукт, но и отличный развивающий игровой материал. В ходе игр с крупой у детей вырабатывается ловкость рук, умение управлять движениями пальчиков, умение концентрировать внимание на определенном действии, развивается восприятие цвета и формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_krupyanaya_igroteka.docx63.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Крупяная игротека»

Подготовила воспитатель Григорьева О.С.

Содержание

  1. Актуальность
  2. Пояснительная записка
  3. Приложение 1
  4. Приложение 2
  5. Приложение 3
  6. Приложение 4
  7. Проложение 5

Актуальность

     В настоящее время речевое развитие детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В век информационных технологий, гаджетов, речь детей развивается позднее. В современной педагогике уделяется большое внимание этому вопросу. Одной из обязательных составляющих по развитию речи детей, является работа по совершенствованию мелкой моторики рук. Ведь уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков ребенка. Поэтому очень важно проводить такие игры.

     С этой задачей прекрасно справляются игры с крупами. Крупа – не только ценный пищевой продукт, но и отличный развивающий игровой материал. В ходе игр с крупой у детей вырабатывается ловкость рук, умение управлять движениями пальчиков, умение концентрировать внимание на определенном действии, развивается восприятие цвета и формы.

Пояснительная записка

 «Уровень развития речи детей

 находится в прямой зависимости

 от степени сформированности

 тонких движений рук»

М. М. Кольцова

     Взаимосвязь мелкой моторики рук и речевого развития дошкольника известна уже давно. Еще наши прапрабабушки, бабушки и мамы использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока, сорока».

     В настоящее время существует много способов развития мелкой моторики, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные. Один из таких способов – игры с крупами. Такие занятия доставляют малышам большое удовольствие. Кроме того, крупы вполне доступный материал для работы.

      Методическая разработка «Крупяная игротека» представляет собой комплекс игр и варианты сенсорных коробок на различные лексические темы. Подробное изучение игр с крупами, их группирование, описание развивающей цели к каждой игре, внесение новизны в классические игры с крупами составляют инновационную направленность авторской разработки. Это долгоиграющее и экологичное пособие для детей, позволяющее окунуться в мир занимательных игр. Помимо развивающего характера, эти игры примечательны тем, что их легко сделать своими руками. Дети могут принять непосредственное участие в подготовке данных игр, привносить новые элементы, атрибуты, а варианты игры разнообразны и безграничны. Крупяную игротеку могут применить в своей работе и другие педагоги детского сада. Музыкальный руководитель может провести дидактическую игру «Раздели по звуку», инструктор по физической культуре может применить несколько дидактических игр во время проведения спортивного досуга, логопед сможет при помощи сенсорных коробок, закреплять словарный запас по разным лексическим темам,  а психолог использовать игры с крупами для снятия напряжения детей, например, игру “Волшебный рис”, которая обладает успокаивающим расслабляющим эффектом.

В результате реализации авторской разработки, были отмечены положительные моменты, а именно:

  • Развитие мелкой моторики рук, повышение ловкости рук, движения пальчиков, что проявляется в бытовых моментах (во время одевания, управлении столовыми приборами, написании прописей в соответствии с возрастом, в рисовании и т.д.).
  • Расширение и закрепление лексики, словарного запаса по определенным лексическим темам во время игры с сенсорными коробками.
  • Развитие диалогической речи – во время совместной игры дети составляют диалоги между воображаемыми героями.
  • Развитие коммуникативных навыков – дети общаются друг с другом в процессе игровой деятельности, учатся быть дружными во время совместной деятельности.
  • Закрепление названий цветов во время игры (крупы окрашены в разные цвета).
  • Развитие психических процессов: внимания – дети учатся сосредотачиваться на одном действии; воображения – дети придумывают новые сюжеты игры.
  • Игры с крупами обладают успокаивающим эффектом, расслабляют детей, что особенно заметно на гиперактивных детях, детях с повышенной возбудимостью.
  • Повышение чувства собственной значимости, самооценки, самостоятельности – крупяная игротека была подготовлена совместно с детьми, в процессе этого дети радовались своему труду, результату своего труда.

Таким образом, крупяная игротека представляет собой ценный материал по речевому развитию детей, привносит разнообразие в игровую деятельность, помогает педагогу решать разносторонние задачи.

Приложение 1

Игры с крупами

1. Сухой бассейн из круп (развитие мелкой моторики рук) 

Задачи.

•        Развивать тактильное ощущение и восприятие.

•        Формировать умение узнавать и называть предмет наощупь.

•        Воспитывать усидчивость.

Материал: любая пластиковая емкость (ведро, коробка, контейнер (2,5-5 л.)), наполненная наполовину разной крупой (горох, белая и красная фасоль, пшено, рис, греча), мелкие предметы и объемные геометрические фигуры.

2.Пальчики купаются (снятие напряжения)

Воспитатель предлагает ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша

«плавают в бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова

«ныряют».

3.Найди сюрприз (предмет) (развитие поисковой активности)

Воспитатель сообщает детям, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и предлагает его достать. Малыш погружает руки в крупу и, перебирая ее, ищет и находит предмет.

4.Найди предмет, какой назову (развитие поисковой активности)

В этом варианте игры, в «бассейне» воспитатель прячет от 2 до 5 предметов. Предварительно дети рассматривают эти предметы.

Ребенок должен найти и достать тот предмет, который назовет педагог. В конце среднего дошкольного возраста можно использовать два «бассейна» и устраивать соревнования между детьми.

5.Найди геометрическую фигуру (развитие тактильного восприятия)

Этот вариант игры похож на предыдущий, только здесь в «бассейн» помещаются объемные геометрические формы.

6.«Божьи коровки» (развитие мелкой моторики рук)

Атрибуты: контейнер, горох, покрашенный в зеленый цвет, мелкие игрушки – божьи коровки, искусственные цветы, детский пинцет.

Варианты игры: ребенок играет с божьими коровками, пряча их в крупу; ребенок вытаскивает божьи коровки при помощи пинцета.

7.«Собери бусы» (развитие художественного вкуса)

Атрибуты: контейнер, цветная вермишель, тонкий шнур.

Ребенок собирает бусы на свое усмотрение.

8.«Заполни форму» (развитие мелкой моторики рук, закрепление названий геометрических форм, фигур)

Атрибуты: контейнер, формы для выпечки, цветная фасоль.

Ребенок заполняет формы фасолью.

9.«Раздели по звуку» (развитие музыкального слуха)

Атрибуты: яйца от киндер-сюрпризов, заполненные разной крупой.

Ребенок распределяет по парам по звучанию.

10.«Тактильные крышечки» (развитие тактильного восприятия)
Атрибуты: крышечки с приклеенной крупой.
Ребенок на ощупь составляет тактильные пары.

Приложение 2

Сортировка круп

Цель. Развитие мелкой моторики. Задачи.

•        Развивать тактильное восприятие.

•        Формировать умение узнавать и называть виды круп.

•        Закреплять умение различать величину предметов.

•        Развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие.

Материал. Емкость с разными видами круп (горох, красная и белая фасоль, рис, пшено, греча), тарелочки из набора кукольной посуды, разные емкости с широким и узким горлом.

Золушка

Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужна крупа (ответы детей). Затем педагог и дети вспоминают названия блюд и решают приготовить для кукол угощение. Воспитатель обращает внимание детей на тарелочки, интересуется у ребят, что перед тем, как начать готовить, нужно сделать (ответы детей).

Дети перебирают (сортируют) крупу, а потом «готовят» разные блюда в игровом уголке.

Разложи по видам

В этой игре дети сортируют крупу в баночки, бутылочки и закрывают для хранения или изготовления пособий, например шумовых игрушек. А если дети раскладывают в тканевые мешочки, то это могут быть тактильные игрушки.

Аппликация из круп

Цель. Развитие мелкой моторики рук. Задачи.

•        Развивать координацию, ловкость рук.

•        Развивать творчество, воображение.

•        Воспитывать усидчивость.

Материал. Пластиковые баночки с крупами (в каждой баночке один вид крупы: красная и белая фасоль, горох, пшено, рис, греча), картон разного размера, цвета и формы (например, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, треугольной и др.), листы с контурными изображениями разных предметов, животных, транспорта, овощей, фруктов, игрушек, пластилин.

Предварительная работа. Рассматривание узоров, д/и «Составь узор» (из бумажных геометрических фигур).

Разложи по контуру

Перед детьми листы с контурными изображениями различных предметов, транспорта, животных, игрушек, овощей, фруктов и др., баночки с крупами. Ребенок самостоятельно выбирает материал для работы. По окончании – крупы раскладываются в баночки.

Составь узор

На листе картона квадратной, круглой или прямоугольной формы ребенок самостоятельно составляет узор из разных круп. Форму, размер и цвет листа малыш выбирает сам. В конце работы ребенок раскладывает крупы в баночки.

Составь узор 2

В этом варианте игры ребенок сначала наносит на поверхность картона пластилин, а затем уже составляет узор, вдавливая в него крупу. Здесь уже работу малыша можно использовать для выставки или подарка маме, папе и т. д.

Рисование на крупе

 Цель. Развитие мелкой моторики рук.

  Задачи.

•        Развивать тактильное ощущение.

•        Развивать творчество, воображение.

•        Воспитывать усидчивость.

Материал. Поднос, на котором тонким слоем рассыпана любая мелкая крупа (например, манка, пшено, рис, греча и др.), коробочка с мелкими предметами (например, колпачки от фломастеров, крышки от разных бутылок, счетные палочки, желуди, маленькие шишки и др.).

Пальчики рисуют

Ребенок рисует каждым пальчиком по очереди, сначала одной рукой, затем другой. Можно рисовать сразу обеими руками. Вариантов много, это зависит от желания и возможностей малыша.

Рисование на крупе предметом

Ребенок рисует, делает отпечатки на крупе любым маленьким предметом из коробочки.

Игры-забавы с использованием круп

Цель. Развитие мелкой моторики.

Задачи.

•        Развивать ловкость рук.

•        Воспитывать усидчивость.

•        Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и животным.

Материал. Крупы (фасоль, горох, пшено), сюжетные игрушки, сделанные из пластиковых бутылок, баночек, картонных коробочек (птичка, собачка, кошка и т. д), игровое поле с наклеенным на одной стороне домиком, плоскостные фигурки животных (заяц, мишка и т. д.).

Покорми птичку

Создать игровую ситуацию – птичка хочет кушать. Ребенок «кормит» птичку, просовывая крупу в специально сделанное отверстие (или в горлышко бутылки). Аналогично «кормим» кошку, собачку и т. д.

Выложи дорожку

 Перед ребенком игровое поле и баночки с разными крупами. Создать игровую ситуацию – помочь зайчику добраться домой. Малыш выкладывает дорожку из крупы. Затем зайчик «идет» по дорожке до своего домика.

Приложение 3

Варианты сенсорных коробок

 

1.«Пляж» (активизация лексики по теме – пляж, песок, море, зонт, купаться, купальник и т.д.)

Атрибуты: поднос, пшено (манка), фасоль синего цвета, ракушки, крупные цветные бусины для имитации камней, зонтики для коктейлей, мелкие игрушки.

2.«Африка» (активизация лексики – названия животных Африки)

Атрибуты: глубокий поддон(контейнер), манная крупа, мелкие игрушки – животные Африки, деревья, синяя фасоль для имитации водоема.

3.«Север» (активизация лексики – названия животных Северных стран, слов лед, снег, холодно и т.д.)

Атрибуты: глубокий поддон (контейнер), манная крупа (кукурузная мука), мелкие игрушки – животные Севера, фасоль голубого, синего цвета для имитации моря.

4.«Мир древних животных» (активизация лексики – названий древних животных)

Атрибуты: поднос, пшено, фасоль синего цвета, цветные бусины для имитации камней, мелкие игрушки – древние животные (динозавры и т.д.).

5.«Мир насекомых» (активизация лексики – названий насекомых)

Атрибуты: горох, мелкие игрушки – насекомые, искусственные цветы.

6.«Мир машин» (активизация лексики – машина, части машины, мост, дорога и т.д.)

Атрибуты: поднос разной крупой, мелкие машинки, деревянная игровая дорога, цветные бусины, фасоль.

7.«Ферма» (активизация лексики – названий домашних животных)

Атрибуты: поднос с разной крупой, домик из конструктора, забор из конструктора, мелкие игрушки – домашние животные.

8.«Лесные животные» (активизация лексики – названия лесных животных)

Атрибуты: поднос с горохом, шишки для имитации деревьев, сухие листья для имитации деревьев, спилы веток для имитации пней, синяя фасоль для имитации реки, мелкие игрушки – лесные животные.

Приложение 4

Консультации для родителей

Консультация – практикум для родителей:

«Развиваем наши пальчики –

игры с крупами»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

2. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.

Ход:

     Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

     Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

     Развитие ребёнка раннего возраста происходит через  практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чувства рук. Для более успешной манипуляции предметами надо с раннего возраста развивать мелкую моторику рук. 

     Самомассаж помогает снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.).

     Рука ребёнка ещё  очень слаба, поэтому в данном  случае речь пойдёт о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону руки малыш поглаживает мягкой губкой или кусочком меха – это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание жёсткой щёткой или предметом (орехом, карандашом) кончиков пальцев повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думает, с чем это связано?

Это можно объяснить несколькими причинами:

- взрослые меньше говорят с детьми;

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео);

- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

     Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

     Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

     Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.

Игра 1 «Бусы из макарон»

Для этой игры Вам понадобится обыкновенный шнурок и крупные макароны с широким отверстием. Задача для малыша – сделать бусы для мамы, нанизывая макароны на шнурок. Ребёнок постарше может собирать бусы из разных видов макарон в заданной вами последовательности.

Игра 2 « Покорми киску»

 (хрюшу, собачку, птичку – любое животное, которое заинтересует вашего ребёнка). Для изготовления такой игрушки вам понадобится пластиковый контейнер от ватных палочек. Наклейте на крышку изображение мордочки животного, предварительно вырезав горячим ножом небольшое отверстие в районе рта. Суть игры в том, чтобы накормить киску, проталкивая пальчиком в «рот» любые мелкие предметы – это могут быть семечки, фасоль, горох или сухие макароны. Игра готова.

Игра 3 «Помогаю маме»

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, малыши крутятся возле вас. Предложите ему перебрать крупы. Тем самым он окажет вам помощь и потренирует свои пальчики. Мы с вами сегодня будем перебирать фасоль, рис и косточки. Каждому я раздам тарелочки с набором круп и немножко поиграем.

Крупа – это очень хороший материал для развития мелкой моторики деток. Перебирая крупу или пересыпая ее из руки в руку, малыш тренирует тактильную чувствительность и моторику, которую в свою очередь, помогает ребенку выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

Игра 4 «Пересыпалки»

Такая игра будет интересна ребенку. Для ее проведения вам понадобятся крупы мелкого и среднего размера, различные емкости, ложки. Здесь можно предоставить полную свободу вашему ребенку. Он может пересыпать крупы из одной емкости в другую пальчиками, затем ладошкой, затем при помощи ложечки. Не оставляйте малыша без присмотра и, конечно, приготовьтесь к глобальной уборке.

Игра 5 «Веселые рисунки»

Для проведения игры вам понадобится поднос, на который тонким слоем нужно насыпать манную крупу. Вначале, самим сделать несколько рисунков, затем предложит малышу повторить за вами. Интересные картины получаются, если сделать оттиск руки и дорисовать детали, которые подсказывает воображение, так у вас может получиться птица или собака.Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.

Игра 6 « Найди игрушку»

Вам понадобиться стакан крупы (любой, более менее крупной) и маленькая игрушечка или несколько. Насыпьте в глубокую миску и закопайте в нее игрушку. Попросите ребенка найти игрушку в крупе сначала левой, а потом правой ручкой.

Крупы можно использовать для пластилиновых картинок и фигурок. Вдавливать крупинки в пластилин одно удовольствие.

Поделки из крупы – это интересный вид рукоделия, который поможет ребенку развивать фантазию, логику и способность работать с разными материалами. Совместное времяпрепровождение укрепит отношение между родителями и детьми и подарит много положительных эмоций.

Игра 7 «Солнышко из кукурузной крупы»

Предложите своему ребёнку сделать необычное солнышко. Нанесите на бумагу, где изображено солнышко клей ПВА, насыпьте кукурузную крупу — получится интересная аппликация.

Возможностей для игры с малышом огромное количество, главное, найти время и желание. У ребенка стремление к взаимодействию с взрослым есть всегда, важно, чтобы родитель был всегда готов его поддерживать.

Помните, что все игры с мелкими крупами должны проходить под четким контролем родителей или другого взрослого человека. Многие скажут, что такие игры небезопасны, но представьте себе, что ребенку предстоит жить в этом опасном и непредсказуемом мире. Более правильным будет научить его обращаться с опасными предметами, нежели всю жизнь ограждать от них.

Успехов Вам и вашим малышам!

Консультация для родителей «Игры с крупами»

     Из гречки, риса, фасоли, манки можно не только готовить пищу – полезно использовать их для всестороннего развития детей. Игры с крупой полезны для мелкой моторики, сенсорики, концентрации внимания, творчества. Что главное, дошкольникам всегда нравятся занятия с «взрослыми» предметами, а крупы найдутся в каждом доме без исключения. Мы собрали 18 примеров увлекательных игр и правила использования круп для развития детей разного возраста.


    ПОЛЬЗА Многим в детстве запрещали играть с едой. Но из любых правил есть исключения. Игры с крупами интересные, с ними можно придумать массу увлекательных занятий – пересыпать, сортировать, выкладывать фигуры и цифры, прятать внутри «сюрпризы». В процессе несложных манипуляций ребенок развивается интеллектуально и физически, становится более усидчивым. Польза игр с крупой: развивают мелкую моторику; улучшают концентрацию внимания; учат ориентироваться на плоскости; развивают сенсорное восприятие (тактильные ощущения); активизируют фантазию и творческие способности.

     КАК ИГРАТЬ С КРУПАМИ? Игры с крупой идеально подходят для возраста 4-7 лет. Дети 2-3 лет и младше могут из любопытства засунуть мелкие крупинки в нос, уши, проглотить их и поперхнутся. Поэтому во время занятия с малышами обязательно должен находиться взрослый. Рекомендации по организации развивающих занятий с крупами: Зона для игр. В процессе выполнения задания ребенок будет неизбежно рассыпать часть крупы. Поэтому пространство лучше застелить клеенкой, а саму игру проводить на кухне. Так взрослому потом будет проще сделать уборку. Емкости. Для игры хорошо подготовить длинный и широкий лоток с невысокими стенками или поднос. Малышу будет удобнее играть, и крупа будет рассыпаться меньше. Разные маленькие баночки, бутылочки, тарелочки для сортировки служат дополнением и подбираются согласно условиям игры. Задания. Должны быть как можно интереснее. Хорошо рассказать сказку или придумать историю. Например, вместо простого указания «перебери крупу» попросить девочку представить себя Золушкой, которая должна выполнить задание, чтобы пойти на бал. Сенсорные коробки.           Для развития детей полезны игры с тематическими коробками, наполненными крупой. Например, из манки можно сделать песочный пляж, окрашенного в голубой цвет риса – море. Дальше из спичечных коробков делается шезлонг и киоск с мороженым. Взрослый предлагает поиграть маленькими фигурками человечков в семейных отдых: поплавать, позагорать, поесть мороженое.

       ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-1 ГОДА Для самых маленьких детей – 1 года и младше – выбор игр с крупами небольшой. В основном их целью является развитие тактильных ощущений. Знакомство. Взрослый насыпает по пригоршне круп 3–4 видов на поднос и водит ручками малыша сверху, проговаривая названия. Массаж ножек. Гречка или фасоль насыпается в таз, и малыш, придерживаемый взрослым за подмышки, топчется ножками по шершавым крупинкам. «Где спрятались ручки?». Взрослый опускает в глубокую миску с манкой руку, и просит малыша отыскать ее. Вместе они раскапывают пальчики, ладошку. Наконец, под радостный возглас показывается вся рука. Сенсорная коробка «Радуга». Рисовая или манная крупа окрашивается пищевыми красителями в разные цвета, а затем высыпается в коробку полосами. Ребенок пробует смешивать их между собой, тренируя творческие способности. Игрушка. Небольшая фигурка, желательно одна из любимых малышом, прячется в крупу, но не полностью. Выглядывать должна небольшая часть. Взрослый предлагает поискать спрятавшуюся игрушку.

     ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В этом возрасте на первый план выходит развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, влияет на речевой запас, интеллектуальные способности малышей, разные полезные умения и навыки. Сортировка. В большой миске смешивается по пригоршне белой и темной фасоли или гречки и риса. Рядом ставятся две маленькие тарелочки. Ребенок с помощью взрослого перебирает и раскладывает крупы по отдельным емкостям. Сенсорная коробка «Дорожные приключения». На широком подносе рассыпается манка или гречка, после чего освобождаются полосы – дороги. По ним могут ходить пешеходы-пальцы или ездить машины. Полезно также установить картинки с дорожными знаками и пешеходным переходом и потихоньку учить правила дорожного движения. Сито. В чашку с мукой или манкой добавляются крупные макароны или фасоль. Сначала малыш пробует отсортировать крупы руками. Затем взрослый предлагает воспользоваться ситом. Маленький помощник. Разные крупы очень удобно хранить в пластиковых бутылках. Малыш может помочь их пересыпать при помощи воронки (лейки). Такое задание не только развивающее, но и полезное для хозяйства. Затем бутылки можно потрясти и на слух определить, где какая крупа. Рисуем пальчиками. На темном подносе рассыпается манка. Затем взрослый пальцем рисует простые рисунки или геометрические фигуры и просит ребенка повторить. Раскопки. На дно лотка помещается красочная картинка, а сверху присыпается слоем любой крупы. Вооружившись ложкой, граблями или просто руками, ребенок раскапывает заветный рисунок и называет, что на нем изображено.

      ИГРЫ ДЛЯ ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ Сенсорные игры с крупами не теряют актуальности и в старшем дошкольном возрасте. Теперь задания усложняются и требуют проявления смекалки, логики, воображения. Бусы из макарон. Макароны с отверстием нужно нанизать на нитку или ленту – сделать бусы для мамы. Хорошо использовать несколько видов макарон. По желанию их можно раскрасить гуашью. Аппликация «зимняя сказка». На плотной бумаге (картоне) темного цвета нужно нарисовать клеем ПВА снеговика, облако, точки (снег), елку. После каждой нарисованной фигуры сверху необходимо сыпать манную крупу, а остатки стряхивать. Составь пару. 5-7 видов круп следует отварить – буквально по 2 столовые ложки. Дальше в чашки насыпаются крупы, а рядом в тарелочки – каши. Ребенок должен найти пары, опираясь на внешний вид, запах, вкус. Изучаем цифры и буквы. Из фасоли, макарон, гречи на распечатанном контуре нужно выложить цифры: 1, 2, 3 и т. д. То же самое ребенок проделывает с буквами. В поисках сокровищ. В большое количество манной крупы следует спрятать драгоценности – монетки, стразы, бусины, маленькие машинки, колечки. Нужно отыскать все сокровища. Хорошо в нее играть вместе с другими детьми. Угадай крупу на ощупь. Ребенку завязывают глаза и ставят перед ним разные крупы в чашках. Он должен верно определить, где какая, и произнести названия. Сенсорная коробка «Огород и ферма». Вместе с малышом в большом пластиковом контейнере можно сделать огород из гречки, пастбище из зеленой чечевицы или окрашенного риса, поставить забор, фигурки зверей, насыпать им корм (из разных круп). Играть можно по-разному: сажать в огород овощи из пластилина, кормить животных, выгонять на пастбище, находить лишний предмет (дикое животное, фрукт), считать предметы и т. д.

      У игр с крупой есть масса достоинств. Они увлекательные, не требуют вложения денег, подходят для коллективных занятий, например, в детском саду. Работа с крупинками способствует развитию мелкой моторики, воображения, речи и многого другого. Выберете игру по возрасту или придумайте свою – и получите вместе с малышом и пользу, и удовольствие.

Приложение 5

Консультации для педагогов

Консультация для педагогов по теме:

«Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»

     Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
    Одним из важных аспектов развития дошкольника , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила
научное обоснование.
    Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

     Я хочу рассказать, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.

     Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.

                     

                      Предлагаю несколько игровых упражнений.

1.Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.
2.Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать «клад».
3.Смешайте, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам.
4.Насыпьте в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела.
5.Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы.

Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.


Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.

Теперь, хочу предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук.

«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами. Можно просто предложить ребенку самому придумать сюжет и воплотить его при помощи пластилина и крупы на лист бумаги.

«Баночка»
Насыпать слоями в баночку разные крупы и украсить баночку. Замечательный подарок маме или близким людям. Так же такая баночка станет прекрасным украшение любой кухни.


«Грибок»
Распечатайте картинку грибочка. Пусть ребенок размажет пластилин и украсит крупами.
Получается замечательный грибок, и такая работа очень нравится детям.


    Я предложила несколько вариантов, это лишь малая часть того, как можно с пользой занять ребенка.
Поверьте, детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.
     Уважаемые коллеги, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук-движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно,
 работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Консультация для педагогов

«ИГРЫ С КРУПОЙ И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

     Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

Первое знакомство

Прячем ручки

     Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

 Пересыпаем крупу

 Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Покормим птичек

Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц: «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!».

Вкусная кашка

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите мишку, зайку, куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу?! Ах! Какая вкусная кашка!». Через некоторое время обратите внимание ребенка, что она разбухла.

Сортируем, перекладываем, собираем

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту». Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу! Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой». Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис. Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

ТВОРЧЕСТВО

Рисование

Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку. Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой! На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты. Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал! Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

 Аппликации

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия! Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова! Бусы из макарон Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления. Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям. Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики-шумелки, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

 Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата освоиться и предложить найти такой же. После игры Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна». Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!

Приложение 5.

Практическая деятельность с детьми по теме:

«Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие действительности»

Цель: формировать у детей мелкую моторику рук.

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «Крупа»

2 Научить детей работать с крупой (сортировать крупу, перебирать, рисовать на ней, складывать)

3 Воспитывать интерес к играм с крупой, аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе)

4 Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие, мышление.

Оборудование: Игрушка Мышка, мешочки с крупами (гречка, рис, манка, горох, фасоль), массажные мячики

                          Ход занятия:

1.Приветствие:

 Выглянет солнышко, спрячется тень,

Если с улыбкой сказать: «Добрый день»

(Передаём мячик друг другу, обращаясь каждому по имени)

-Сейчас будем массировать руки колючими мячиками

 

Этот шарик мы берём, им мы ручки разотрём

Меж ладошками кладём и ладошки разомнём.

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки разминаем.

2. Основная часть.

- Сегодня на занятие к нам пришла Мышка. Посмотрите, что же она гам принесла? (Показываю мешочки с крупами)

- Давайте вспомним, как называется каждая крупа?

- Ребята, это рис, горох, фасоль, манка, гречка.

- И сегодня на занятии мы с вами будем играть с крупой вместе с мышкой.

- Но пока мышка шла до нас, по пути потеряла свой ключик от норки. И мышка немножко расстроена.

-Чем мы можем ей помочь?

- Давайте поможем найти ключик?

  1. Задание: «Игра с фасолью»

- Может ключик потерялся в фасоли? Давайте проверим.

(Дети опускают руки в ёмкость с фасолью и ищут ключик)

- Есть ключик в тарелке? (нет)

- Скажите, а какого цвета у нас фасоль? (красная и белая)

- Давайте покажем мышке, где красная и белая фасоль. А для этого надо будет крупу разложить в нужные тарелки по цвету. В первую тарелку – красную фасоль, а во вторую- -белую.

      Физ. минутка для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до 5. (Повторить 2-3 раза)
  2. Крепко зажмурить глаза (считая до 5) открыть, посмотреть в даль (Повторить 4-5 раз)

2 Задание: «Игра с Рисом»

- А теперь немного поиграем с крупой нашими пальчиками.

1. Набрать в ладонь крупу, высыпать сквозь пальцев

2. Перебирать пальчиками крупу, набирать и мелкими движениями перебирать, высыпая большим, указательным и средним пальцами (солить)

- Есть ли в этой тарелки ключ? Нет.

  1. Задание «Грузчик» (Гречка)

- А сейчас мы с вами побываем в роли грузчика. Кто такой грузчик ? (Разгружает и выгружает груз)

- Мы с вами будем пересыпать ложечкой крупу из одной тарелки в другую.

- Нашёлся наш ключик? (нет)

     

                  Физ.минутка «Мышка»

       

     Мышка потянулась,

     Раз – нагнулась,

     Два – нагнулась,

     Три – нагнулась (наклоны)

     Руки в стороны развелв,

     Ключик, видно,  не нашла.

     Чтобы ключик нам достать,

     Нужно на носочки встать.

  1. Задание «Я- художник» (Манка)

- Давайте с мышкой побываем в роли художника, чтобы рисовать.

- а нам понадобится контейнер с манкой и ватные палочки

  Детям предлагать порисовать палочкой на манной крупе (волны, солнышко, облака, домик, ёлочку)

  1. Задание «Тактильные дорожки» (Горох)

- Ребята вам необходимо пройти по всем дорожкам. А для этого нам понадобится горох. Будем выкладывать для мышки дорожку горохом.

Нашли мы с вами ключик? (да)

  1. Задание «Сюрприз»

- Мышка за вашу помощь приготовила для вас сюрпризы. Они у нас с вами в сундучке.

-Хотите узнать какие это сюрпризы? Ну, давайте же скорее посмотрим.

  1. Заключительная часть

- Наше занятие подходит к концу.

 -Давайте вспомним, кто сегодня к нам приходил на занятие?

- Во что мы играли с мышкой?

- Вам понравились игры?

Конспект занятия в средней группе

«Вкусная, нежная, каша полезная»

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма занятия (НОД): познавательно-исследовательская.

Цель: формировать представления детей о пользе каши, продолжать знакомить детей со свойствами предметов ближайшего окружения

Образовательные задачи:

  • продолжать закреплять с детьми названия разных видов круп (гречка, рис, пшено), различать их на вид, как и из чего варят каши;
  •  воспитывать познавательный интерес, желание участвовать в простейшей исследовательской деятельности;
  • закрепить умение соотносить существительные с прилагательными;
  • учить самостоятельно отвечать на вопросы полными предложениями;
  • познакомить с пословицами о каше.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое внимание;
  • развивать пальчиковую моторику;
  • развивать наблюдательность и логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к труду повара;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому питанию и бережное отношение к своему здоровью.

Методы и приемы:

  • практические;
  • наглядные.

Предварительная работа:

  • экскурсия на кухню детского сада;
  • беседы о работе повара, о пользе каши,
  • знакомство с пословицами и стихами о каше;
  • рассматривание разных видов круп;
  • знакомство с хороводной игрой «Раз, два, три, горшочек, кашу вари»;
  • д/и «Узнай крупу на ощупь»,
  • д/и «Назови кашу правильно»,
  • д/и «Поварята варят кашу»,
  • разучивание песни В. Абелян «Песенка про манную кашу».

Оборудование и материалы:

  • разные виды круп (гречка, рис, пшено);
  • настоящие продукты для варки каши: молоко, масло, соль, сахар, крупы;
  • картинки с изображением продуктов;
  • аудиозапись;
  • шаблоны (из картона) тарелок и ложек;
  • пластилин, доска для лепки, салфетка;
  • на каждого ребенка – вата, лупа, овал белый, круг желтый, треугольник коричневый, лист бумаги для выкладывания схемы-макета;
  • маски для хороводной игры: молоко, соль, сахар, крупа.

Ход занятия (НОД)

1.        Игровая ситуация:

Дети подходят к воспитателю, воспитатель обращает внимание на мешочек.

Воспитатель: По дороге дети шли,

Мешочек по пути нашли.

Мешочек-то не простой,

Он волшебный вот какой.

(под мешочком лежит письмо)

Воспитатель: предлагает развязать мешочек, но он не развязывается. Находим письмо, воспитатель читает:

         Мешочек откроется только тогда,

когда ребята отгадают загадку.

Я бываю манною

гречневой, овсяною,

рисовой и пшённой,

в варке очень скорой.

Насыпайте осторожно,

ведь просыпать меня можно

Дети: Крупа.

Воспитатель: смотрите, развязался мешочек. Что же здесь, давайте сядем, посмотрим?

Дети: Крупа. (достают, показывают)

Воспитатель: Как называется крупа? Какого цвета? Какой формы? Маленькие крупинки или большие? Вот сколько разных круп в мешочке. Молодцы, все крупы вы узнали и правильно назвали. Дальше не зевайте, теперь каши называйте. Давайте поиграем в игру «Скажи правильно» (встаём в кружок, я называю крупу и кидаю мяч. (Из ….крупы мы варим…).

Ребёнок ловит мяч и называет кашу, приготовленную из этой крупы.

Воспитатель: Молодцы.

В каше много витаминов

каша нам всегда нужна

в каждом доме,

в каждой кухне

каша быть всегда должна!

Кашу на Руси стали есть очень давно. Каша – любимое кушанье русских людей. А как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети: значит слабый.

Воспитатель: А ещё в народе про кашу говорят: «Хороша кашка, да мала чашка.» Вот какая она бывает вкусная, поэтому хочется ещё добавки.

А теперь давайте и мы попробуем сварить кашу в игровой форме.

 Хороводная игра «Раз, два, три, горшочек, кашу вари»

Воспитатель: сделали круг. Наш круг - это горшок. Молоком будет – Кирилл, солью – Денис, сахаром – Вероника, а крупой -Милана. Как только услышите название своего продукта, выходите в центр круга. Да смотрите, не зевайте, а то каша у нас невкусная получится если чего-то не добавим в нее.

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и поют)

Раз, два, три, ты горшочек наш, вари. (Дети идут по кругу)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Молоко мы нальем, до кипенья доведем. (Наливаем молоко, имитируем движения)

Раз, два, три, ты горшочек наш, вари. (Дети идут по кругу)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить. (Насыпаем соль, сахар)

Раз, два, три - ты горшочек наш, вари. (Дети идут по кругу)

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем.

Мы крупу насыпаем, дружно всё перемешаем. (Насыпаем крупу)

Раз, два, три - ты горшочек наш вари. (Дети идут по кругу)

Мы внимательными были,

Ничего не позабыли.

Каша варится «пых - пых» (Движение руками вверх – вниз)

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим (Имитируют движения)

И гостей всех угостим.

Каша вышла-то у нас – просто класс!

Воспитатель: - А что мы с вами забыли положить в кашу?

Дети: Масло.

Воспитатель: А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь, как вы её понимаете?

Дети: С маслом вкуснее.

2. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Чем различаются каши?

Дети: И вкусом, и цветом.

Воспитатель: Еще каши отличаются формой зернышек, из которых их варят. Каждое из них имеет свою форму и цвет. Ребята, а хотите сами посмотреть и отличить крупы?

3.Открытие нового знания или умения. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию. (На столах в тарелочках разные крупы, детям предлагаются лупы.)

Воспитатель: Рассмотрите крупы внимательно, используя лупы и скажите, какая крупа имеет острые уголки? Какая самая мелкая, на что она похожа? Какая крупа похожа на мелкие шарики?

Ответы детей: называются все отличительные признаки круп: цвет, форма, каковы на ощупь.

Воспитатель: Дети, положите на карточку крупу, а рядом ту геометрическую фигуру, которая похожа с крупой формой.

Дети выполняют указания.

Воспитатель. Ребята, расскажите, что вы выложили на карточке.

Дети: Рисовая крупа - белая и овальная, пшенная крупа - круглая и желтая, а гречневая крупа - коричневая и треугольная. Крупы все твердые, как камень.

Воспитатель: Каждая каша по-своему полезна и вкусна.

 Кашу нужно есть, ребята.

Каша лучше шоколада.

Ешьте кашу по утрам,

Даст она здоровье вам.

Проводится пальчиковая гимнастика «Варись, каша!»

 Варись, варись, каша!

 Варись поскорее!

 (Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

 Будем кушать кашу,

 Станем мы сильнее.

 (Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

 Пых-пых! Пых-пых!

 Станем мы сильнее.

 («Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)

 Угостим мы кашей

 Мышек под окошком,

 (Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)

 Песика Аркашку

 (Показываем лапки песика).

 И кота Тимошку.

 (Выставляем лапки вперед по очереди)

 Да, да! Да, да!

 (4 хлопка)

 И кота Тимошку

 (Лапки кота)

 Кушайте на здоровье!

 (Развернутые руки вниз - в сторону)

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации. Продуктивная деятельность: пластилинография «Каша желанная, каша полезная»

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам стать кулинарными художниками и украсить свои тарелки вкусной и полезной кашей. Для этого подойдите к столам, располагайтесь за ними. Пластилиновыми жгутиками каждый из вас наполнит свою тарелочку любимой кашей.

Дети выполняют задание (звучит музыка). По окончании рассказывают, кто что добавил, чтобы каша была вкусной и полезной.

Воспитатель: Вот как замечательно у вас получилось. Молодцы! (Рассматривание детских работ).

Вы - настоящие творцы, поварята! И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе русской каши.

5. Итог непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вам понравилось больше всего?

 Ребята что нового вы узнали о каше?

Воспитатель: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Рассказали мы про кашу

И про нашу, и про вашу.

Вам понравился рассказ?

Мы старались все для вас!

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

в средней группе «Груша ароматная»

Цель:

Изготовить с детьми аппликацию «Груша».

Задачи:
Образовательные: Продолжить учить различать и называть фрукты, работать с нетрадиционным материалом крупой, ориентироваться на плоскости.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, способствовать исследованию детьми свойств материалов (гречка, пшено), тактильные ощущения.
Воспитательные: Воспитывать терпение, аккуратность, чувство эстетического вкуса.
Материалы: Картинки с изображением фруктов, 2 корзины, карточки с изображением фруктов и овощей, крупы гречка и пшено, клей, картон белый, шаблон груши.

Методы и приемы:

практические;

наглядные.

Предварительная работа:

- дидактическая игра «Собери урожай»;

-игры на развитие мелкой моторики Сортировка круп «Золушка», «Разложи по контуру».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите о чем она.
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты).
Воспитатель: Да, сегодня мы с вами поговорим о фруктах. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Собери в корзинки фрукты и овощи»
Цель: Продолжить учить детей различать и называть овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята послушайте еще одну загадку.
На каплю похожа,
На ветке висит,
Желтеет, краснеет,
Её внешний вид! ( Груша) (Леонов В.А.).
Воспитатель: Правильно, это груша, опишите её. На что похожа груша? С какой геометрической фигурой можно сравнить? Какая на вкус груша? Мы сегодня с вами будем изготавливать аппликацию «Груша», с использованием нетрадиционного материала круп (гречки и пшена). Посмотрите у вас на столах тарелочки с крупами.
Воспитатель: Возьмите в руки крупу пшено пропустите через пальцы, круговыми движениями, потрите между ладоней, что вы чувствуете? Какая крупа на ощупь? Тоже самое сделайте с гречневой крупой. А, что можно приготовить из круп? Да, совершенно верно вкусную кашу. А, мы сделаем с вами красивую грушу.
Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
Изготовление аппликации.
1 Обводим простым карандашом шаблон груши.
2 Наносим клей на хвостик, засыпаем аккуратно гречневой крупой, остатки осторожно ссыпаем в тарелочку.
3 Наносим клей на шаблон груши, засыпаем пшеном, немного ждем, чтобы изделие подсохло, аккуратно остатки пшена ссыпаем в тарелочку.
4 Наши ароматные груши готовы.
Воспитатель: Ребята при помощи чего мы сегодня изготовили наши груши?
(Круп).
Воспитатель: Оказывается из круп можно не только готовить вкусную кашу, но и использовать для творчества.
Подвижная игра «Найди пару фрукту»
Цель: Учить детей находить пары фруктов по сходному признаку, форме, цвету, названию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Учебно — методическое пособие «Пальчиковая игротека»

  Занятия пальчиковыми играми способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, ...

«Игротека» учебно-методическое пособие по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возраста в ДОУ общеразвивающего вида. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская. Педагог-психолог МАДОУ№84 г.Нижнекамск.

Аннотация  В учебно- методическом пособии «Игротека» изложен материал  по развитию познавательных способностей и высших психических функций детей старшего дошкольного возрас...

Методическая подборка "Игротека "Игры народов Севера"

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Развитие ...

Методическая разработка "Домашняя игротека"

quot;Домашняя игротека"  представлена в помощь родителям и педагогам для организации совместной игровой, продуктивной  деятельности....

Методическая разработка: конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Игротека»

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Игротека» Организация совместной деятельности с детьми в формате игротеки. Разделение группы детей по игровым...