«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».
консультация

Слесарева Екатерина Михайловна

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой, как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит такой вид творческой деятельности, как макетирование.

Макет — это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие монологической и связной речи.
  • Развитие познавательных, психических процессов, внимания, воображения.

Требования к макету:

  • Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  • Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  • Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

В нашей группе были созданы такие макеты как:

- «Ферма»

- «Огород»

- «Времена года»

Родители воспитанников также активно подключались к подбору материалов и изготовлению макетов. Результаты совместной деятельности использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами и явлениями.

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных. Таким образов в группе создаётся особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. В процессе создания макетов дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования.

В заключении хочется напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому. Макетирование — это занятие интересное и полезное. 

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

    Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Макет может быть:

– Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

 – Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

 – Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

– Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Макеты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны детям для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены и служить длительное время. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

 – Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

– Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

– Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

 – Развитие монологической и связной речи.

 – Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

 -Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие коммуникативных навыков

– Активизация лексического словаря.

– Формирование навыков сочинительства.

– Формирование творческих способностей.

 – Воспитание доброжелательности.

– Умения работать в коллективе.

Работу по макетированию мы начали проводить в старшей группе. Закрепляя знания детей о домашних животных, мы изготовили макет «Скотный двор», который применяли на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида, повадки, условия их содержания и питания. Очень интересно наблюдать, как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.

Работу по макетированию мы продолжаем и в подготовительной группе. Знакомство детей с биоценозом происходило постепенно с помощью организации педагогических проектов, направленных на изучение различных климатических зон. В нашей группе были организованы такие проекты: «Пустыня», «Природа нашего края», «Степь», «Горы».

Продуктом каждого такого проекта стал макет, изготовленный совместно с детьми.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

Этапы работы по созданию макета:

 – Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; экспериментирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

– Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

– Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

      Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.

На предварительном этапе мы обсуждали с детьми ландшафт данной местности, показывали способы моделирования из папье-маше или монтажной пены сопок, барханов или же равнинной местности. Вместе с детьми мы обсуждали с помощью каких материалов можно сделать имитацию  песка, оазиса и тд. Также провели ряд эксперементов, в ходе которых узнали, как образуются барханы в пустыне и почему они изогнутой серповидной формы, почему на них очень мало растений. Исходя из всех этих наблюдений, старались конструктивными методами передать особенности ландшафта каждой климатической зоны. Так, например, на макете «Природа нашего края» мы условно  разделили макет на березовую рощу, смешанный лес и сосновый бор. Также обозначили водоемы, присущие нашему краю.

Совместно с детьми мы наносили папье-маше или монтажную пену на лист фанеры, формировали ландшафт (горы, реки, озера, сопки, равнины и тд). Далее дети раскрашивали макет, подбирая нужный цвет для оформления данной природной зоны.

На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами.  

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных.

На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

 Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.

Все представленные макеты используются и для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей.  С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.     Макетирование способствует развитию речи, так как при самостоятельной творческой деятельности дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.

         Таким образом, в нашей группе создалась особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Наши дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования. Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возрас...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практич...

Методическая разработка на тему: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении дошкольников с подводным миром как эффективный фактор экологического воспитания».

Подводный мир с его обитателями, взаимосвязями, экологическими проблемами очень интересен и таит в себе неиссякаемый источник вопросов, ответов, новых тем для исследования, познания. ...

Природная среда - один из факторов экологического воспитании дошкольников (выступление из опыта работы)

Природная среда - один из факторов  экологического воспитании дошкольников (выступление из опыта работы)...

Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников

Мастер-класс для педагогов Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.Природа – неисчерпаемый ...

Презентация "Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников"

Экологическое воспитание, как и многие другие аспекты воспитания личности, начинается с раннего детства. Привитие детям интереса к природе, стремления любить, беречь и сохранять ее возможно посредство...