Учебно-методический материал
учебно-методический материал
Методматериал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kak_innovatsionnaya_tehnologiya_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепбук как инновационная технология развития детей дошкольного возраста»
Я, как и все педагоги знаю, что в нашей профессии нельзя «стоять на месте», мало самообразовываться, повышать квалификацию педагога, всегда необходимо быть в поиске путей и средств обучения и воспитания.
В современном дошкольном образовании, в условиях постоянно повышающихся требований к воспитательно - образовательному процессу, появилась необходимость применения инновационных методов, обучения, воспитательных средств, направленных на достижение качественного результата в личностном развитии ребенка.
Сегодня я хочу рассказать о новой технологии в работе с дошкольниками –использовании методики - лэпбук! Использую ее в своей работе около 4 лет. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. К тому же, если делают лэпбук родители не для детского сада, а для одного ребенка, появляется возможность ориентироваться именно на него: какие темы нуждаются в изучении или что интересует конкретного ребенка. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.
Актуальность данной темы в том, что лэпбук имеет ряд преимуществ: среди других наглядных средств обучения- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы. Наверное, правильнее даже дать определение лэпбуку не как средству обучения, а как особой форме организации изучаемого материала.
Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»
Лэпбука для ребенка:
- он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- составление лэпбука способствует развитию познавательной активности детей, т.к. ребенок имеет возможность самостоятельно решать поставленную перед ним проблему.
Например: выбрать из предложенных признаков только характерные для данного времени года; среди картинок, изображающих птиц, выбрать только перелетных и т.д
Лэпбук для педагога:
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
В результате изготовления лепбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
-планировать предстоящую деятельность
-договариваться со сверстниками
-распределять обязанности
-искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения
-используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); способствует развитию творчества, воображения
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; лэпбук обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.
Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации ППРС - это безопасность.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса
Лэпбук могут делать:
- Педагоги;
- Педагоги с детьми;
- Педагоги, дети и родители;
- Дети и родители;
- Родители
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Разновидности тематических папок, в зависимости от назначения:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные,
- праздничные;
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Чаще всего, основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Главное требование к размеру, чтоб книга умещалась на коленях. Для создания лэпбука не нужны дорогостоящие материалы – все, что нужно для его создания можно найти дома!
Давайте подробнее остановимся на использовании лэпбука в работе с детьми:
Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Где живет вода?», который в течение недели пройдет у меня в разные режимные моменты. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.
Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог проекта, тематической недели «ПДД». В течение недели мы с ребятами учили знаки, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.
Еще один вариант – Лэпбук «Профессии»– это домашнее задание семьям, где родители, как непосредственные участники образовательного процесса совместно с ребенком подбирали дома материал, оформляли его и представляли другим детям, обыгрывали свои задумки и содержание лэпбука.
Еще один вариант в перспективе – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь родителей заранее информируем о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская», где совместными усилиями детей-родителей и педагога будет создаваться тематическая папка или оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".
Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...
Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"
Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...