Учебно-методический материал
учебно-методический материал

Злобина Наталья Викторовна

Методматериал  для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лепбук как инновационная технология развития детей дошкольного возраста»

 Я, как и все педагоги знаю, что в нашей профессии нельзя «стоять на месте», мало самообразовываться, повышать квалификацию педагога, всегда необходимо быть в поиске путей и средств обучения и воспитания.

В современном дошкольном образовании, в условиях постоянно повышающихся требований к воспитательно - образовательному процессу, появилась необходимость применения инновационных методов, обучения, воспитательных средств, направленных на достижение качественного результата в личностном развитии ребенка.

Сегодня я хочу рассказать о новой технологии в работе с дошкольниками –использовании методики - лэпбук!  Использую ее в своей работе около 4 лет. Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.  Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, его можно использовать как в детском саду, так и дома. К тому же, если делают лэпбук родители не для детского сада, а для одного ребенка, появляется возможность ориентироваться именно на него: какие темы нуждаются в изучении или что интересует конкретного ребенка. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской познавательной деятельности.

Актуальность данной темы в том, что лэпбук имеет ряд преимуществ: среди других наглядных средств обучения- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы.  Наверное, правильнее даже дать определение лэпбуку не как средству обучения, а как особой форме организации изучаемого материала.

Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

 Лэпбука для ребенка:

- он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

- это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

-  ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

- составление лэпбука способствует развитию познавательной активности детей, т.к. ребенок имеет возможность самостоятельно решать поставленную перед ним проблему.

Например: выбрать из предложенных признаков только характерные для данного времени года; среди картинок, изображающих птиц, выбрать только перелетных и т.д

Лэпбук для педагога:

-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В результате изготовления лепбука, у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:

-планировать предстоящую деятельность

-договариваться со сверстниками

-распределять обязанности

-искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы

-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения

-используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); способствует развитию творчества, воображения

вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; лэпбук обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой); обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.

Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации ППРС - это безопасность. 

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса

Лэпбук могут делать:

  • Педагоги;
  • Педагоги с детьми;
  • Педагоги, дети и родители;
  • Дети и родители;
  • Родители

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Разновидности тематических папок, в зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Чаще всего, основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Главное требование к размеру, чтоб книга умещалась на коленях. Для создания лэпбука не нужны дорогостоящие материалы – все, что нужно для его создания можно найти дома!

Давайте подробнее остановимся на использовании лэпбука в работе с детьми:

Одним из вариантов использования лэпбука в моей работе было внесение готового материала, где я подобрала материал, по теме «Где живет вода?», который в течение недели пройдет у меня в разные режимные моменты. Знакомство с ним я начала с простого рассматривания содержания нашей «книги», познакомила с правилами пользования лэпбуком. Также мы рассмотрели  игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

Следующий вариант, это совместное создание лэпбука с детьми, как итог проекта, тематической недели «ПДД». В течение недели мы с ребятами учили знаки, собирали информацию, подбирали материал, на занятия готовили карточки, а в конце недели мы оформили его в «умную книгу», где дети стали непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они могут пользоваться по мере необходимости.

Еще один вариант – Лэпбук «Профессии»– это домашнее  задание семьям, где родители, как непосредственные участники  образовательного процесса совместно с ребенком подбирали дома материал, оформляли  его и представляли  другим детям, обыгрывали свои задумки и содержание лэпбука.

Еще один вариант в перспективе  – это «творческая мастерская» родителей и детей, где родители и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе создают один из компонентов будущего лэпбука, и презентуют его перед другими участниками, получается один большой лэпбук, где потрудились родители и дети всей группы одновременно, но здесь  родителей заранее информируем  о том, что именно мы будем делать, распределяла информацию между семьями, которую им необходимо приготовить, назначаем день, в который состоится «мастерская»,  где совместными усилиями детей-родителей и педагога  будет создаваться   тематическая папка или  оформлялась часть тематической папки по намеченной теме.

Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Использование игровой технологи «лэпбук» позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)

В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...