Родительское собрание "Мой ребенок-талантливый ребенок"
материал (младшая группа)
Родительское собрание "Мой ребенок-талантливый ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_.ot_._fevral_24_g.docx | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мой ребенок-талантливый ребенок»
Цель собрания: Помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развития общих способностей.
Дата и время:8 февраля 2024 г. в 17.30
Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 6»
Участники: Воспитатель Копченко Е.И., родители.
План проведения:
1.«Мой ребенок-талантливый ребенок». Копченко Е.И., воспитатель
2.Памятка для родителей «Как распознать талант». Копченко Е. И воспитатель
3.Разное: «О буднях группы». Копченко Е.И. воспитатель, родители
4.Решение родительского собрания. Копченко Е.И.,воспитатель, родители
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители. Я благодарю вас, что, несмотря на личную занятость, вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Тема сегодняшней нашей встречи звучит так :«Мой ребенок-талантливый ребенок».
Тема вроде простая и непростая одновременно, но мы постараемся коротко ответить на поставленные вопросы.
Итак, попробуем разобраться:
Одаренные, талантливые, способные…
Кто они такие? Такие как все? А может они другие? Можно ли говорить в дошкольном возрасте об одаренности? Что происходит с «даром» и куда он девается?
Как вы думаете, кого называют одаренными детьми?
Сегодня одаренными детьми называют:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
То есть, одаренные дети - дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Мы все слышали о вундеркиндах и гениях– это те, которые имеют чрезвычайно высокие способности, их примерно 2-3 %. Это особая одаренность. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий.
Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, учителям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма.
Но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех. Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и педагогов: экологически чистое и полноценное питание, медицинское обслуживание нужного качества и т.п. Однако, даже в том, что зависит от самих родителей, многие из них делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.
А вот и другие цифры: во многих регионах России до 80 % детей неуспешных, не умеющих учиться.
Дети не рождаются уже умеющими рисовать, танцевать, орудовать ложкой, строить домики из кубиков, писать, считать. Они этому учатся в деятельности, то есть овладевают способами действий. Другое дело, что один быстрее научится читать, другой медленнее.
Как вы думаете какое есть отличие между одаренными и «нормой»? Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. В эффективности применения способов проявляются уже природные особенности, т.е. задатки. А что такое задатки?
Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.
Превратятся или не превратятся задатки в способности, зависит от нас с вами, дорогие родители. Но об этом чуть позже.
Интересный момент! В результате специальных экспериментов выяснилось, что все способности имеют некую общую основу. Эти общие способности называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.
Общие способности закладываются в дошкольном возрасте - это основа успешности в будущем. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет, идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.
Всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности.
Как вы думаете почему данные природой возможности не превращаются в способности ?
Как вы думаете какой дар дается каждому ребенку от природы? Это познавательная потребность. Все маленькие дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри – словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.
Познавательная потребность – присуща всем детям ( и одаренным, и норме) . А разница в том, что у одаренных познавательная потребность устойчива, не поддается никакому давлению родительского воспитания и общественной системы образования.
Видели вы малыша, который не задает своих «почемучьих» вопросов? Эти «сто тысяч почему» вылетают из всех детей: «Почему солнышко светит?», «Почему дует ветер?», «Почему днем светло, а ночью темно?», «Почему автомобиль сам едет?» И даже: «Почему кот жмурится, когда я его глажу?» В этих «почему» желание не только узнать, но часто именно поразмышлять, не просто получить информацию, а задать работу мозгам.
Часто в спешке или от усталости после рабочего дня мы отмахиваемся от бесконечных вопросов наших детей, далее они перестают спрашивать и интерес к познанию как таковому пропадает: любопытство уже в любознательность не перерастет.
Другой вариант: отвечаем на вопросы, стараемся вспомнить все, что знаем. А ведь на многие вопросы ребенок может сам получить ответ, если ему помочь, направить и даже провести вместе с ним эксперимент. «А как ты сам думаешь, почему корабль не тонет? Пусть порассуждает. Продолжите с ним разговор. «А где мы можем узнать?» (в интернете, спросить у папы, прочитать в энциклопедии). Поищите вместе ответ на вопрос. Вы ему покажете, где можно найти информацию. В школе пригодится. Проведите дома эксперимент с иголкой и водой. Если иголочку аккуратно положить на воду, будет видно как пленочка воды прогнулась и иголка будет держаться на воде. Вы увидите столько восторга и удивления в глазах ребенка.
Для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций — чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга.
Но чуть ли не с самого рождения окружение ребенка — люди, и, прежде всего родители — делает все возможное, чтобы эту потребность подавить. Это не так-то просто, но постепенно это получается у нас, взрослых.
Как вы думаете какие наши действия приводят к результату? Расскажу о часто встречающихся.
Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр: до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне необходимо.
Важен для развития способностей — климат в семье.
1. Ребенок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени.
2. В России педагогической системе воспитания ребенка в семье присущи репрессивно-анархические методы воспитания. Ребенку по такой педагогике запрещается чуть ли не все и вместе с тем фактически, в реальности, почти ничего не запрещается. Здесь стоит остановиться.
А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит, как правило, от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.
Вот пример. Вообще нельзя ребенку забираться на подоконник, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит: «помаши папе ручкой». Или - ребенок очень любит играть взрослым телефоном и ему, что вполне понятно, это запрещают: телефон – не игрушка. Но стоит только ребенку заболеть, у ребенка поднимается температура, и мама, желая как-то его развеселить, снимает запрет. Что, это последнее желание ребенка и уж про все надо забыть, чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребенок специально «затемпературит», чтобы не идти в школу или чтобы просто добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.
Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Родителям необходимо сесть и определить, что можно, а что нельзя. Я думаю, что в «нельзя» войдут те действия ребенка, которые угрожают жизни и здоровью самого ребенка и окружающих. А также не забудьте, что общепринятые правила и нормы поведения в обществе формируются в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст закончился. Ребенок идет в школу. «Ты должен учиться, это — твой долг, твоя обязанность. Наша обязанность — работать, кормить тебя, одевать, а твоя обязанность — хорошо учиться». Слов нет, чувство долга должно быть у ребенка, и его нужно развивать как можно раньше (на примере тех же игрушек, скажем, которые ребенок должен убирать, достигнув возраста, когда уверенно начнет ходить). Однако нужно ли формировать чувство долга по отношению к учению до того, как ребенок начал ходить в школу? Ничего не может быть опаснее для развития способностей — ведь благодаря такому воспитанию у ребенка с учением будут связаны не радость, а принуждение, необходимость. И даже если у ребенка была познавательная потребность, когда он пошел в школу, то очень скоро от нее ничего не останется. А тут еще ко всему прочему добавляется и наказание ребенка за плохие отметки (по крайней мере, за это «ругают»), т.е. за то, в чем ребенок, по сути дела, еще не виноват — он еще не умеет учиться, его никто не научил. Стоит ли после этого удивляться, что большинство детей в нашей школе неспособных!
Во многих регионах России до 80 % детей неуспешных – не умеющих учиться, не владеющих способами действий.
Конечно, познавательная потребность, как всякая подлинная потребность, не может быть полностью уничтожена. И она, конечно, остается, но в каком виде! Для одних детей вся познавательная потребность сосредоточивается в «видике» и коллекционировании картинок от жвачек. Для других — это чтение детективов и решение кроссвордов. Для третьих - интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы).
После всего сказанного остается удивляться не тому, что большинство детей неспособны к учению, а тому, что все же какая-то часть детей умудряется развивать свои способности. О таких случаях и говорит известная поговорка: «Гони природу в дверь, она проникнет через окно».
Хочу вам раздать памятки «Как распознать талант ребенка». Если в какой-то из областей в вашем ребенке проявляются яркие черты способностей, приглядитесь, может это «талант».
- Интеллектуальные способности
- Легко и быстро схватывает новый материал.
- Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов.
- Обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен, расчетлив.
- Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
- Хорошо развиты различные виды интеллектуальной деятельности, главным образом восприятие, память, мышление.
- Музыкальные –
- Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения…
- Эмоционально отзывается на музыку.
- Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
- Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
- Сочиняет свои собственные мелодии.
- Спортивные способности
- Он очень энергичен и все время двигается.
- Он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек.
- Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
- Кажется, что он никогда всерьез не устает.
- Чувство уверенности в собственных силах.
- Хорошо развиты навыки общения (командные виды спорта).
- Умение побеждать, проигрывать и соперничать.
- Художественные способности
- Таким детям присущи наблюдательность, впечатлительность.
- Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
- В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображение чего-то вполне удавшегося.
- Серьезно относятся к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекается какое-либо произведение искусства или пейзаж.
- Литературные способности
- Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение для дома, одежды, или что-нибудь подобное.
- Рассказывает о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль. Любить фантазировать или импровизировать на тему действенного события, причем придать событию что-то новое и необычное.
- Изобретает персонажи своих фантазий
- Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
- Эмоциональная отзывчивость произведения разных жанров.
- Потребность слушать чтение и рассказывание.
- Интерес не только к детской литературе.
- Артистические
- Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
- Меняет тональность голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
- С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
- Богатое воображение, чувство гармонии, вкуса.
- Конструкторские
1.Таким детям присущи наблюдательность за объектами окружающего мира
2.Любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы построек из геометрических форм, механизмов
3.Способность воплощать идеи и мысли, задуманного плана.
4.Планирует будущую работу, развит самоконтроль за своим и действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей.
Может вы и не увидели сейчас своего ребенка, так как обо всех детях мы не успеем рассказать, но вы можете подойти к воспитателям и спросить, какие потенциальные возможности вашего ребенка они распознали, а может еще и не распознали, ведь это дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте наша задача развивать детей в различных видах детской деятельности, развивать познавательный интерес, что и будет являться основой общей одаренности.
Если вы уже сегодня обнаружили склонности детей, не зацикливайтесь на них. Чем больше способностей вы обнаружите и разовьете, тем легче будет ребенку в будущем определиться с профессией и проявить себя в выбранном деле.
И если вы, узнав о том, как уничтожается детская одаренность, с горечью вспомните о своих собственных ошибках — что ж, эту грустную задачу будем считать выполненной.
Ну, а если после нашего мероприятия вам захочется больше узнать о развитии способностей и дома всячески рыхлить и удобрять ту почву, на которой и растет дар ребенка (если вы родитель), или же на уроке создавать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности (если вы учитель, воспитатель), — значит, почти все, чего мы хотели - достигли.
Разное
Наше собрание подходит к концу и хотелось бы напоследок поговорить и обсудить частые вопросы и ситуации в нашей группе.
- Желательно приводить деток до 7.50, так как в это время у нас проходит утренняя гимнастика ежедневно, форма спортивная обязательна.
- Обуваются и разуваются в нашем детском саду строго в тамбуре.
- Если вдруг ваш ребенок заболел, то пожалуйста, не забывайте предупредить и потом в сад только при наличие справки. Мы не имеем права принять ребенка без справки.
- Не забывайте каждую пятницу забирать спортивную форму на стирку.
- Не забывайте оплачивать за детский сад до 25 числа каждого месяца а кто записал ребенка в кружки-до 10 числа .
- Не забывайте чипы от входных дверей.
- Сниматься с питания и вставать на питание через вахту.
- Вручение «Благодарностей» родителям, принявшим участие в игровом марафоне: «Встречаем Новый год!»
- Принимать активное участие в жизни группы
Решение родительского собрания
1)Принять к сведению выступление воспитателя.
2)Ознакомиться с памятками «Мой ребенок -талантливый ребенок»
3)Принять активное участие в жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость детско - родительских отношений для социализации ребенка
Методический материал по детско- родительским отношениям...
Здоровый ребенок - талантливый ребенок
Консультация для педагогов, родителей...
Консультация "Здоровый ребенок - талантливый ребенок"
Консультация "Здоровый ребенок - здоровый ребенок"...
Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА".
Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемойвовлечение родителей в образовательный процесс детского сада,налаживанием взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.Имен...
Родительский авторитет - родительская любовь - основа воспитания ребенка
Разумная родительская любовь поможет ребёнку относиться к себе как к личности, которая формируется, по словам А.С. Макаренко, « общим тоном семьи»...