Проблемные ситуации
картотека (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).
1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Ситуации с огнём
3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуации с водой
5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Ситуации с природой
7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
11. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
12. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
13. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)
14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
«Грибы»
15. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
«Транспорт»
16. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
«Дома», «Свойства материалов»
17. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
19. В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
22. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
«Фрукты»
18. Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
«Свойства материалов»
« Язык мимики и жестов»
20. Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
« Погодные условия»
21. Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
«Стороны света»
23. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
«Объём»
24. Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
«Погодные условия»
25. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
« Измерение длины»
26. Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
« Выше, ниже»
27. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
«Лекарственные растения»
28. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
«Почва»
29. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
« Свойства дерева»
30. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
« Часы»
31. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
«Свойства воздуха»
32. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
«Увеличительные приборы»
33. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Средства связи»
34. У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
«Свойства бумаги»
35. Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
Свойства копировальной бумаги»
36. Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
«Свойства магнита»
37. Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
«Дружба красок»
38. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов
«Кот в одном сапоге»
1. Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?«Вот так игра»
2. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»
3. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?«Помоги Золушке»
4. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?«Подготовка к празднику»
5. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? «Рассеянный Петя»
6. Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
Ситуации на нахождение внутренних ресурсов
«Открытки для Дины»
1. Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?«Красная Шапочка»
2. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?«Помоги Оле»
3. У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.«Молочные проблемы кота Матроскина»
4. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?«Корзинки для козлят»
5. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
6. В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?«Жители города Кисельска»
7. С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель, а его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.«Варенье для Карлсона»
8. Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Ситуации с противоречиями
Дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм. На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
1. Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям. Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации. Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
2. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие: ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
3. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
4. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
5. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие: Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать. Ситуации межличностных отношений сверстников
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
1. - Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь? - А я видела, как Соня сломала цветок. Что можно сказать о поступке Сони? Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
2. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал.
- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
3. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации?
4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Анатольевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
6. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
7. Светлана Владимировна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Светлана Владимировна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Светлана Владимировна Наташе?
8. Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
9. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?
10. Рита и Саша дежурные в мини-центре природы. Саша сказал:- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?
11. В приемной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
12. Света выходит в приемной и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой. Почему обиделась Света?
13. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит:- Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
14. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю:
- Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?
15. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал:- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
Ситуации к НОД
1. В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?
а) засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
3. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
4. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
5. В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: «Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?
а) так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».
6. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»
1. «…люди не знали об опасности»
Задачи: Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
2. «…в детском саду объявили тревогу»
Задачи: Способствовать умению дошкольников правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «…съесть незнакомую ягоду»
Задачи: Познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; развивать умение высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; способствовать воспитанию чувства меры.
4. «…собака напала на ребенка»
Задачи: Способствовать умению детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; развивать умение выражать свои мысли полными предложениями; способствовать воспитанию любви к животным.
5. «…взлететь высоко, как птица»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием птиц, развивать умение понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь.
6. «…питаться только сладостями»
Задачи: Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме.
« Игрушки»
Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты . Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать наши друзья не знают.
« Овощи»
К нам в гости пришел Ежик. Он принес в корзинке овощи. Ежик просит приготовить ему салат. Посмотрите на наборы геометрических фигур и отберите те, которые нужны для составления салата.
« Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чем к ним добраться. Помогите Айболиту добраться к больным друзьям.
«Ателье , ткани , одежда»
Трое друзей – Медведь, Еж и Заяц отправились в магазин « Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань, но ее осталось немного. Как узнать на чье окно хватит ткани, шторы
« Продукты питания»
Незнайка попал на улицу Сладкоежек. Пончик на стол поставил три блюдца. Надо разделить печенье. Помогите Незнайке.
« Кухонная посуда. Труд повара»
Повар детского сада обращается к детям с просьбой: « Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать ,сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне.
« Деревья»
4 елки разной высоты и разной ширины. Столько же ленточек разной ширины и длины. Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки подойдет только своя ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой ёлочки. Почему?
« Мебель»
Сегодня будем делать стулья. Чтобы получился стул понадобиться две заготовки : для сиденья и для спинки. Задача из листа « фанеры» вырезать заготовки так, чтобы их хватило на 6 стульев.
«Помоги найти квартиру»
Вот улица, на которой живет Незнайка с Почемучкой. Почемучка живет в самом высоком доме, на пятом этаже, в квартире слева. Помогите найти окно его квартиры. Нарисуйте в нем Почемучку. (Дети выполняют задание.)
Незнайка живет в самом низком доме, на четвертом этаже, в квартире справа. Найдите окно квартиры Незнайки и нарисуйте его в нем. (Дети последовательно находят дом, этаж, окно квартиры.)
« Строительство. Профессии»
Поехал раз царь посмотреть как новый терем строится. А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить будут. Давайте подскажем им, как надо плиты расположить, по порядку, начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Плиты нарисованы, как узнать какая плита самая большая, а какие поменьше?
« Цветы»
В стране злой волшебницы Бастиды завяли цветы, потому что она засыпала все колодцы и ручьи, уничтожила фонтаны. Из волшебной книги Элли и ее друзья узнали, что цветы вновь зацветут если посадить их вокруг фонтанов в определенной последовательности . Но сначала нужно построить фонтан. Цветы нужно разложить по два вдоль каждой стороны большого фонтана.
«Человек»
Надо узнать имена ребят живущих в этом городе. Известно, что: Сева- самый высокий , Миша выше Коли, но ниже Севы. Коля самый низкий. А Толя стоит между Колей и Мишей. Теперь назови мальчиков по порядку. Сколько всего мальчиков.
« Дом. Квартира»
Всей группе детей дают рулон обоев и рассказывают, что малыши решили сделать кукольный домик, но не знают, хватит ли им обоев, чтобы оклеить ими стены в домике. На каждую стенку кукольной комнаты нужно «вот столько обоев».
«Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
«Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
«Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
«Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
«Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
« Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
« Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
« Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
«Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
«Объём»
Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
«Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
« Измерение длины»
Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
« Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
«Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
«Снеговик»
Нужно слепить снеговика, а снега мало.
«Яичко»
Как сделать так, чтобы яичко не упало и не разбилось?
«Чаепитие»
В чай положили сахар, но нет ложки, чтобы его размешать
«Холодно»
Как согреться в помещении без отопления?
«Почва»
Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
« Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
« Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
«Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
«Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Средства связи»
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
«Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
« Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
«Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
«Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
«Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
«Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
«Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель, но его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
«Ох и Ах в походе»
ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
«Цирк»
В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?
«Рецепт пирожков»
Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
«Молодильное яблочко»
В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?
«Золушка»
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы вы поступили на месте мачехи?
«Сестрёнки в детском саду»
Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы вы поступили на месте детей?
Новенький мальчик пришёл в группу»
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы вы сказали Ване?
«Сивка-Бурка»
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступили вы?
«Гадкий утёнок»
Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступили бы вы?
«Петя с Колей поймали ежей»
Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
-А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.
-А я его отнёс в лес и выпустил на волю. Кто из мальчиков поступил правильно?
«Сон-трава»
Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести её в детский сад, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?
Девочки нашли гнёздышко»
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
- девочки взяли яичко с собой.
- Правильно ли девочки поступили?
«Ландыш»
Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
- Правильно ли поступили девочки?
«Червяки»
После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберём их и девчонок испугаем!
- Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червяками закрытой.
- Правильно ли поступили ребята?
«Справка в детский сад»
Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка. Больница находится далеко. Как до неё добраться?
«Проверка билетов»
В автобусе один пассажир не заплатил за билет. К нему подошёл контролёр, проверяющий все ли пассажиры с билетами. Как разобраться в этой ситуации?
«В детском саду»
После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками. Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет. Как должен поступить мальчик, обидивший девочку?
«День рождения куклы Маши»
У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать?
«Приход гостей»
Все гости пришли на день рождения, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу?
«В зоопарке»
В зоопарке некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать. Как нужно поступить в такой ситуации?
«Мальчик потерялся в зоопарке»
Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне. Как мальчику найти свою группу?
«Электричка»
Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
«Поезд»
Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
«Пожар»
Даша осталась одна дома. Вдруг в квартире начался пожар. Что должна сделать Даша?
«На реке»
Друзья пошли на речку. Купались, загорали. И вдруг увидели, что кто-то тонет. Как нужно поступить?
«Письмо из леса»
Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Чем можно помочь жителям леса?
«Телеграмма от гиппопотама»
Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Как организовывать доставку питьевой воды?
«Лавина»
Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Какую помощь можно организовать, чтобы помочь пострадавшим?
«Бабочка»
На столе лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
«Муравьед»
К детям прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
«Картина»
В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Что могло произойти в этом лесу и как можно ему помочь?
Сказка «Репка»
У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
Сказка «Теремок»
Персонажи сказки «Теремок» решили построить дом. Как им помочь построить дом, не используя лес?
«Осень, грибы, ягоды»
Старшая группа
1. А почему некоторые ягоды, например, рябин, такие яркие?
2. Что нам осень принесла?
3. Съедобные или несъедобные грибы?
4. Почему многие грибы не могут жить без деревьев?
5. Что будет если грибы вырывать с корнем из земли?
6. Что будет, если лето засушливое?
7. Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
8. Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?
Проблемная ситуация
1. Разобрать грибы на съедобные и несъедобные
2. Отравился грибами, как быть?
Подготовительная группа
1. Что нужно взять в лес с собой, когда идешь за грибами или ягодами?
2. Если ты заблудился в лесу, что делать?
3. Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
4. Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
5. Что будет, если грибы долго не собирать?
6. Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
7. Что будет, если грибы плохо проварить?
8. Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?
Проблемная ситуация
1. Собрали много грибов, что с ними делать?
2. Как сохранить ягоды свежими?
«Осень, фрукты, овощи» Старшая группа
1. Почему урожай так важно убрать до дождей?
2. Что будет, если в варенье добавить мало сахара?
3. Какие фрукты и овощи можно сушить на зиму? Солить? Мариновать? Что будет, если не правильно сделаешь заготовки?
4. Что будет, если есть не мытые фрукты?
Проблемная ситуация
1. Как сохранить картофель, свеклу, морковь, лук и другие овощи?
2. Переел фруктов.
Подготовительная группа
1. Что будет если вовремя не убрать урожай?
2. Что будет если мало употреблять в пищу фруктов и овощей?
Проблемная ситуация
1. Много яблок, хороший урожай, как его сохранить?
«Откуда хлеб пришел?» Старшая группа
1. Как в вашей семье хранят овощи зимой?
2. Если не следить за порядком на улице, что будет у нас под ногами, вокруг нас?
3. Что будет, если не подготовить хранилище для овощей?
4. Что будет, если люди не будут готовиться к зиме?
5. Что будет, если не будет сохранено зерно зимой?
6. Что будет, если землю не подготовить к весне?
Проблемная ситуация
1. После лета сразу наступила зима. Что было бы?
2. Дует с окон, надо утеплять.
Подготовительная группа
1. Что будет, если люди не станут убирать урожай?
2. Что будет, если не будет сохранено зерно зимой?
Проблемная ситуация
1. Дети не доедают хлеб, как быть?
«Лес, точно терем расписной…» Старшая группа
1. Можно ли, не глядя вверх над головой, узнать о том, что солнце спряталось за облако?
2. А каким бы мир был без деревьев?
3. Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву?
4. Что будет, если в лесу не будет лесника?
Проблемная ситуация
1. «Если б не было леса…»
Подготовительная группа
1. Что будет, если деревья не сбросят осенью листву?
2. Что будет, если осенью молодые деревья, кустарники, многолетние цветы не укрыть?
3. Что будет, если осенью рано придут морозы, выпадет снег?
Проблемная ситуация
«Звери готовятся к зиме» Старшая группа
1. Что делать, чтобы помочь диким животным выжить зимой в лесу?
2. Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?
3. Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы?
4. Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?
5. Что будет, если человек (лесник) не поможет зимой лосю?
6. Что было бы, если зайцы, белки не меняли окрас шерсти?
Проблемная ситуация
1. Медведь не заснул на зиму!
2. Чем угостить белку зимой в лесу?
«Перелетные птицы» Старшая группа
1. Что будет с птицами, если они не улетят в дальние страны?
2. Что будет, если птицы улетевшие осенью в теплые края, весной к нам не вернуться?
Проблемная ситуация
1. Что будет, если улетят все птицы?
«Я в ответе за свое здоровье»
1. Что будет, если не пережевывать тщательно пищу?
2. Что будет, если ребенок будет плохо кушать?
3. Что будет, если человек будет мало пить воды?
4. Что будет, если человек не будет гулять и мало будет на свежем воздухе?
5. Что будет, если ребенок будет нарушать режим дня?
Проблемная ситуация
1. Подарили коньки, но ребенок не умеет на них кататься?
2. Мальчик промочил ноги на прогулке?
3. Ребенок не чистит зубы!
ГОрод»
Старшая группа
1. Зачем по обочинам дрог сажают деревья?
2. Каких деревьев в нашем городе больше?
3. Как сделать свой двор краше?
4. Что будет, если не убирать в городе?
5. Что случится, если ты не будешь знать свой адрес?
Проблемная ситуация
1. Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой?
2. К нам едет гость, что мы можем ему рассказать о нашем городе?
3. Что было бы, если (не ходит транспорт, магазины не работают, Гатчинский парк замусорен?
Подготовительная группа «Незнакомые люди. Один дома»
1. Что будет, если ты поддался на уговоры и просьбы открыть дверь?
2. Что делать если злоумышленники пытаются сломать дверь?
Проблемная ситуация
1. «Дверь закрылась, а ключей нет…» - что делать?
2. «Незнакомец предлагает конфету…» - что делать?
3. «Незнакомец спрашивает «Ты один дома?» - что делать?
«Эволюция обычных вещей, прошлое, будущее»
1. Что будет, если электроприборы не выключать?
2. Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?
3. Что будет, если включить неисправный электроприбор?
4. Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд?
5. Придумай электроприбор, которого еще нет.
Проблемная ситуация
1. Вы обнаружили нарушенную изоляцию у провода для телевизора, что делать?
2. При включении искрит розетка, как быть?
«Все профессии нужны, все профессии важны» Старшая группа
1. Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
2. Что будет, если врач перестанет лечит людей?
3. Что будет, если учителя перестанут учить детей?
4. Что будет, если строители перестанут строить дома?
5. Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?
6. Что будет, если водители откажутся сесть за руль?
7. Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
Проблемная ситуация
1. Как утешить плачущего ребенка?
2. Заболела няня (как на быть, чем мы можем помочь? Что нам нужно делать самим в группе)
«Животные севера»
1. Что будет с животными севера, если наступит глобальное потепление?
2. Что будет, если исчезнет рыба, которой питаются медведи, пингвины… и т. д. ?
Проблемная ситуация.
1. Истребляют китов
«Здравствуй, зимушка – зима!»
1. Если не одеться зимой правильно, что будет?
2. Если не наступит зима, каких не будет развлечений?
3. А что произойдет, если снега выпадет много?
4. А если снега будет мало?
5. Что будет если от сильного снегопада оборвутся электропровода?
6. А если бы не было снега, что бы произошло с растениями?
Проблемная ситуация.
1. Дворник не успевает почистить все площадки от снега перед прогулкой, что делать?
«Здравствуй зимушка-зима!»
Старшая группа
1. Что было бы, если бы за зимой сразу наступило лето?
2. Что было бы, если был бы сильный мороз, а земля не было бы покрыта снегом?
3. Что будет, если снег будет идти несколько дней подряд?
4. Что будет, если снег не убирать с дорог и тротуаров?
5. Что будет, если одеться не по погоде?
Проблемная ситуация
1. На участке много снега, не пройти!
2. Сильный мороз, отморозил руки, щеки и т. д.
«Встречаем Новый год!»
Подготовительная группа
1. Что будет, если дети не подготовятся к праздничному концерту?
2. Что будет, если на елке будут свечи?
3. Что будет, если дети без разрешения возьмут пиротехнику?
Проблемная ситуация
1. Дед Мороз - потерял мешок с подарками.
2. На елке мало украшений.
«Зимующие птицы»
1. Что будет, если люди не повесят для птиц зимой кормушки?
2. Что будет, если к птицам не будет доброжелательного отношения?
Проблемная ситуация.
1. Если не будет еды, что произойдет с птицами.
«Зимние забавы»
1. Что делать, если одному тяжело катать ком?
2. Что делать, если не умеешь кататься на лыжах?
3. Что делать, если не умеешь кататься на коньках?
Проблемная ситуация.
1. На участке нет горки, что делать?
«Новый год»
Старшая группа
1. Зачем Деду Морозу шуба?
2. «Что будет, если не привезут елочку?»
3. Что будет, если дети не подготовятся к празднику?
4. Что будет, если дети себя будут плохо вести в конце Нового года?
5. Как нужно подготовить свой дом к празднику?
Проблемная ситуация.
1. «Дед Мороз заболел»»
Написать письмо с советами:
Поговорить по телефону;
Отправить посылку с лекарствами.
2. «Что было бы, если бы Дед Мороз заблудился.»
3. «Что может случиться, если съесть много сладостей из новогодних подарков».
«Незнакомые люди. Один дома»
Подготовительная группа
1. Что делать, если с тобой заводит разговор незнакомый человек?
2. Что делать, если незнакомый человек просит открыть дверь, утверждая, что он знакомый мамы и ему нужна помощь?
3. Что делать, если тебя уводит незнакомый человек?
4. Что делать, если в квартире пожар?
Проблемная ситуация.
1. Захлопнулась дверь, не выйти из дома.
«Зимние забавы»
1. Что беду, если ты не по погоде оденешься гулять?
2. Что будет, если ты не будешь соблюдать правила катания с горки?
3. Что будет, если кто-то сломает снеговика, которого слепил ты?
4. Что нужно делать, что бы построить снежную горку?
5. Что будет, если горку не залить водой?
6. Что будет, если мало двигаться в мороз?
Проблемная ситуация.
1. Ты замерз, долго гуляя на улице – что следует предпринять, чтобы не заболеть?
2. Не умеет кататься на коньках.
3. Не умеет кататься на лыжах.
«Русские красавицы, русские богатыри»
Проблемная ситуация
«Зимняя сказка» (проект)
Старшая группа
1. Что будет, если не аккуратно раскрашивать странички книжки «Морозко»?
2. Что будет, если не пронумеровать странички из книжки?
3. Что будет, если не подготовиться к выставке №Зимняя сказка»?
4. Что будет, если не будешь внимательно слушать сказки»
Проблемная ситуация
«Из чего сделаны наши мальчики»
Подготовительная группа
1. Что будет, если мальчик будет обманщиком?
2. Что будет, если мальчик ударит девочку?
3. Что будет, если мальчики не станут джентельменами?
4. Что будет, если мальчик жадина?
Проблемная ситуация.
1. Часто ссорятся два друга.
2. Мальчики дерутся.
«Я вырасту здоровым»
1. С какого вежливого пожелания начинаешь завтрак, обед и ужин?
2. Что будет, если не будешь соблюдать правила личной гигиены?
3. Что будет, если человек не будет беречь свое здоровье?
4. Что будет, если не будешь делать зарядку, или заниматься спортом?
5. Что будет, если долго не дышать?
6. Что будет, если будешь пить много лимонада? Кушать много шоколада?
7. Как быть, как выбрать полезные продукты?
Проблемная ситуация.
1. Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома?
«День защитника Отечества»
1. Если мальчики не будет заниматься спортом, будут ли они ловкими и сильными?
2. Что будет, если не будешь знать о воинах-героях?
3. Что будет, если не будешь знать о Российской Армии?
Проблемная ситуация.
1. «Чтобы стало, если не было военных?».
«День защитника Отечества»
Старшая группа
1. Что будет, если не будешь знать о Российской Армии?
2. Что будет, если не будешь знать о людях военных профессий?
Проблемная ситуация.
1. «Что стало, если не было военных?».
«8 марта»
Подготовительная группа
1. Что будет, если мы будем радовать мам и бабушек, только 8-го марта?
2. Что будет, если мы не будем жалеть наших мам?
3. Как быть, мама очень устала?
4. Как быть, мама заболела?
5. Какой бы сюрприз, от вас порадовал бы маму?
Проблемная ситуация.
1. Из-за чего мама может расстроиться?»
«Земля - наш общий дом!
Проблемная ситуация
«8-е марта»
1. Как отблагодарить маму за её заботу о нас?
2. Что будет, если ты не научишься помогать маме по дому?
3. Что будет, если ты не будешь жалеть свою маму»
Проблемная ситуация.
1. «У нас - новенькая!»
Как может сама девочка помочь себе?
Предложить ребятам свою игрушку?;
подойдет к детям и начнет знакомиться;
запоет свою любимую песенку?
возьмет карандаши и начнет рисовать;
подойдет к взрослому и что то шепнет ему на ухо;
угостит няню конфетой.
«Добрые дела - залог здоровья»
Старшая группа
1. Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножилось?»
2. Бывает ли так, то друзья приносят огорчения?
3. Как вы относитесь к недостаткам своих друзей?. Как быть и как ему помочь?
Проблемная ситуация.
1. Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как вы поступите?
Будете плакать;
пожалуетесь взрослым
ответите тем же;
никак не среагируете;
позовете на помощь старших.
2. Мальчик угощает пирожным собачку. Это видит нищий, старушка и твой друг. Как бы поступили вы?
«Транспорт»
Старшая группа
1. Можно ли в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая» есть мороженое (пирожное, пирожки и т. д.? А как быть, если ты очень проголодался?
2. Легко ли было человеку если бы ему не помогали машины?
3. Может ли самосвал работать без человека?
4. Что было бы, если бы воздушный транспорт не соблюдал правила передвижения в воздухе?
5. Что будет, если вовремя не исправить неисправность в машинах?
6. Что будет, если в транспорте откажут тормоза?
Проблемная ситуация
1. Мальчик увидел знакомого мальчика в автобусе. И стал его приветствовать через весь автобус.
Где ты пропадал? Как дела!
В чем шибка знакомых?
2. Бабушка переводит ребенка через дорогу, нарушая правила.
3. Машина не пропускает специальную машину.
«Весна идет - весне дорогу»
Проблемная ситуация
«Человек и его помощники»
Старшая группа
1. Как изобразить электроприборы (выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора).
2. Как помочь маме быстро выполнить работу?
3. Как через пантомиму изобразить какой-то электроприбор?
4. Что будет, если во всем доме отключат электричество?
5. Что будет, если не выключить утюг?
Проблемная ситуация.
1. Покупка нужного электроприбора в специальном магазине (при рекламе разного товара со скидкой).
2. Поломка электроприбора.
3. Вызов электрика и мастера по ремонту.
«Я и мои друзья»
Подготовительная группа
1. Сколько стоит?
Дружба, интересные мысли, здоровье, любовь, добродушие, признательность.
2. Когда дружба мешает, а когда помогает?
3. Можно ли дарить в подарок щенка, котенка, хомяка и т. д., не получив одобрения взрослых»
Проблемная ситуация.
1. Я обидел товарища.
2. Я толкнул прохожего.
3. Я ударил собаку.
4. Все ушли от меня.
5. Я остался один и горько заплакал.
«Природные явления»
Проблемная ситуация
«Весна» (проект)
1. Куда спешит ручей?
2. Почему вода весело журчит?
3. Что будет с нашей природой, если вдруг не станет птиц?
4. Что будет с лесом, если человек не будет убирать после себя мусор?
Проблемная ситуация.
«Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца» (выпал из гнезда)
1. Как спасти птенца?
2. Можно ли приносить птиц и зверей из леса домой?
«Труд людей весной»
Старшая группа
1. Если бы человек не потрудился весной, смог бы он собрать хороший урожай?
2. Что будет, если не подготовить рассаду?
3. Что будет, если рано посадить рассаду? (холодно)
4. Что будет, если лениться и не чего не делать?
5. Что делать, если плохой инвентарь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...