Программа по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
материал

Аверина Лариса Александровна

Программа по самообразованию:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

Подготовила:

Музыкальный руководитель 

Аверина Л.А.


Пояснительная записка

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в “Послании Президента Федеральному Собранию”.

Три направления в воспитании детей – нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

К шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания: у детей педагоги воспитывают чувство любви к России, родной природе, дружелюбие по отношению к людям других национальностей. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий гражданин России.

“С чего начинается Родина?”. Да, наверное, “с той песни”, а еще – с того знакомого с самого детства места, где мы родились, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, природе.

Патриотическое чувство начинается у ребенка с отношения к самым близким людям матери, отцу, к родному дому. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже «родной город», «родная страна», и планета Земля – наш общий родной дом.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства. И от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

 

Цель: воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру.

Задачи:

Обучающие:

познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;

формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;

воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения;

проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье;

развивать музыкальные способности детей через пение, игровые занятия.

Развивающие:

Закрепить знания о всенародных праздниках:

День Победы, День космонавтики, Новый год, Масленица, Рождество, День Защитника Отечества, День Матери.

Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

Развивать самостоятельность в создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре; разучивание патриотических песен.

Воспитательные:

Воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны;

Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

 

 

Этапы проекта

Первый «Подготовительный»

1.Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства.

2.Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед).

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.

Второй «Основной»

– Восприятие музыки, исполнительство.

– Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным репертуаром.

 Разучивание песен с детьми, слушание музыки

– Рассматривание картин художников. Беседы по картинам.

 Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей.

 Проведение с детьми мероприятий о Российской Армии, о защитниках нашей      Родины, ко Дню Великой Победы, День матери, Новый год, Рождество, Масленица, День космонавтики, День российского флага.

 Проведение дидактических, сюжетноролевых игр, музыкальных игр.

 Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).

 Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.

 Изготовление музыкальных подарков к празднику.

Третий «Заключительный»

– Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к песням патриотической направленности.

– Выступление детей перед родителями.

 Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.

 Музыкально-театрализованная программа ко Дню Победы.

 

Ожидаемый результат:

У детей формируются новые знания.

У детей повышается интерес к истории России.

У детей развиваются творческие способности.

У детей укрепляются дружеские отношения, чувство товарищества, благожелательность.

У детей сформировываются представления о чувстве любви к семье, дому, городу, стране.

Дети знакомятся с новыми произведениями русского фольклора.

У детей воспитывается уважительное отношение ко всем людям на планете с позиции мира и дружбы.


Перспективный план мероприятий

№ п/п

Месяц

Мероприятие

1.

Октябрь

1. Прослушивание музыкальных произведений

патриотической направленности:

– Свиридов Г. «Военный марш».

– Брамс И. «Вальс».

 2.Музыкально-театрализованный праздник – «Золотая волшебница Осень».

 Анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение1).

2.

Ноябрь

1.Развлечение – «В единстве наша сила!» ко Дню народного единства.

3. «Хорошо рядом с мамой» – музыкально-литературная гостиная к Дню матери (с участием мам).

4. Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности:

– Чайковский П. «Времена года».

– Шопен Ф. «Вальсы».

3.

Декабрь

1. Музыкальная композиция «Память о героях не уйдёт в забвенье…» ко Дню героев Отечества.

2.Прослушивание музыкальных произведений на тему патриотизма.

3. Разучивание патриотических песен.

5.Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние забавы»

4.

Январь

1. Музыкальное развлечение «Рождественские посиделки»

2. Разучивание патриотических песен.

Памятки для родителей – «О воспитании детей трудолюбия».

5.

Февраль

1.Лирические песни фронтовых дней.

2.Литературно-музыкальная композиция «Солдаты с песней раны забывали!»

3.Музыкально-спортивное развлечение «Защитникам Родины славу поём!» ко Дню Защитника Отечества.

6.

Март

1.Прослушивание песен военных лет.

2.Беседа «Малая Родина. За что мы любим свой город?»

3. Праздник, посвящённый Дню 8 Марта «Мамочка любимая» .

Разучивание стихов и песен к празднику 8 марта совместно с родителями.

7.

Апрель

1.Цикл бесед «Страницы Великой Победы»

2.Развлечение «Космос далёкий и близкий»

3. Просмотр презентации- «22 апреля День Земли»

4. Экологический праздник «Посвящение в эколята»

8.

Май

1.Музыкальнопатриотический праздник «Свет вечного огня» ко Дню Победы

2. Просмотр мультфильма – «Сильные духом крепче стены».

3. Просмотр презентации «Великая Россия»

 

Литература:

 Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995

Ушинский К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?//Дошкольное воспитание, 1993, №12

Герасимова З. Родной свой край люби и знай/З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12

Любимова Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников; автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. В. Любимова. – Екатеринбург, 2004. – 23 с.

Шаламова Е. И. Организационно-педагогическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей/ Дошкольная педагогика. – 2009. – №4

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. – 2006. – №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание» Приложение 1

Необходимо   ли сейчас обращать внимание на патриотическое воспитание поколения?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

2. Что значит для Вас «Родина»,   «Отчизна», «Отечество»?

а) Это место,   где родился или вырос. 

б) Это терминология, обозначающая   место рождения или место жительства. 

Когда необходимо делать основной упор на   патриотическое воспитание?

а) С раннего   детства. 

б) В более   зрелые годы.

в) В   подростковом и юношеском возрасте.

Есть ли у вашего ребенка желание   узнавать о своем городе, истории, семье?

а) Да

б) Нет 

в) Иногда

Знакомите ли вы детей с историей   нашей страны (годы войны)?

а) Да

б) Обязательно

в) Нет

6.   Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

а) Нет

б) Не совсем

в) Да

7.   Считаете ли вы себя патриотом?

а) Нет

б) Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».

Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами  воспитания у детей патриотических чувств через музыку....

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки».

Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства....

Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами музыки

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим...

Программа по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»

В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....