Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами музыки
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_patrioticheskomu.docx | 35.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
Программа по самообразованию:
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Младшева О.В.
Покачи
2022
«Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.
Она призвана отражать и преломлять в себе
крупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себе
и тонкую лирику, и героику, и гражданственность».
А.Флярковский.
Пояснительная записка
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
К шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания : у детей педагоги воспитывают чувство любви к России, родной природе, дружелюбие по отношению к людям других национальностей. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий гражданин России.
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям, природе.
Патриотическое чувство начинается у ребенка с отношения к самым близким людям матери, отцу, к родному дому. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже «родной город», «родная страна», и планета Земля – наш общий родной дом.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства. И от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Цель: воспитание чувства патриотизма у воспитанников через музыкальную культуру.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;
- воспитывать будущих защитников Отечества через музыкальные и танцевальные произведения;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому музыкальному воспитанию в семье;
- развивать музыкальные способности детей через пение, игровые занятия.
Развивающие:
- Закрепить знания о всенародных праздниках:
День Победы, День космонавтики, Новый год, День пожилого человека, Масленица, Рождество, День Защитника Отечества, День Матери.
- Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
- Развивать самостоятельность в создании игровой музыкальной среды, в соблюдении правил и норм, поведения в музыкальной игре; разучивание патриотических песен.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.
- Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам семьи, народа, страны;
- Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Этапы проекта
Первый «Подготовительный»
1.Подбор музыкального репертуара для слушания и исполнительства.
2.Подбор материала об истории песен, композиторах, поэтах.
3. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
4. Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед).
5. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
6. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Второй «Основной»
- Восприятие музыки, исполнительство.
- Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным репертуаром.
- Разучивание песен с детьми, слушание музыки
- Рассматривание картин художников. Беседы по картинам.
- Уточнение представлений детей о роли музыки в жизни людей.
- Проведение с детьми мероприятий о Российской Армии, о защитниках нашей Родины, ко Дню Великой Победы, День пожилого человека, День матери, Новый год, Рождество, Масленица, День космонавтики, День российского флага.
- Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, музыкальных игр.
- Чтение художественной литературы детям (разучивание стихов, загадывание загадок по теме).
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов и презентаций.
- Изготовление музыкальных подарков к празднику.
Третий «Заключительный»
- Пополнение знаний воспитанников о музыке, повышение интереса детей к песням патриотической направленности.
- Выступление детей перед родителями, педагогами
- Выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы.
- Музыкально-спортивное развлечение к 23 февраля.
- Музыкально-театрализованная программа ко Дню Победы.
Ожидаемый результат:
- У детей формируются новые знания.
- У детей повышается интерес к истории России.
- У детей развиваются творческие способности.
- У детей укрепляются дружеские отношения, чувство товарищества, благожелательность.
- У детей сформировываются представления о чувстве любви к семье, дому, городу, стране.
- Дети знакомятся с новыми произведениями русского фольклора.
- У детей воспитывается уважительное отношение ко всем людям на планете с позиции мира и дружбы.
Перспективный план мероприятий
№ п/п | Месяц | Мероприятие |
1. | Октябрь | 1. Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности: - Свиридов Г. «Военный марш». - Брамс И. «Вальс». 2. Конкурсно - музыкальное развлечение - «Главное - душою не стареть» ко Дню пожилого человека. 3.Разучивание стихов, песен на патриотическую тему. 4.Спортивно-музыкальное развлечение – «Сильные, быстрые, ловкие». Анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение1). |
2. | Ноябрь | 1.Развлечение - «В единстве наша сила!» ко Дню народного единства. 2.Музыкально-театрализованный праздник – «Золотая волшебница Осень». 3. «Хорошо рядом с мамой» - музыкально-литературная гостиная к Дню матери (с участием мам). 4.Прослушивание музыкальных произведений патриотической направленности: - Чайковский П. «Времена года». - Шопен Ф. «Вальсы». |
3. | Декабрь | 1. Музыкальная композиция «Память о героях не уйдёт в забвенье…» ко Дню героев Отечества. 2. Развлечение «Моя Югра – моя планета!» 3.Прослушивание музыкальных произведений на тему патриотизма. 4.Разучивание патриотических песен. 5.Музыкально-театрализованное представление: «Новогодние забавы» Консультация для родителей «Уроки гражданственности». |
4. | Январь | 1.Конкурс стихов на тему «Этих дней не смолкнет слава». 2.Спортивно-музыкальное развлечение «Рождественские посиделки» 3. Разучивание патриотических песен. 4.Развлечение – «Зимушка зима – спортивная пора». Памятки для родителей – «О воспитании детей трудолюбия». |
5. | Февраль | 1.Лирические песни фронтовых дней. 2.Литературно-музыкальная композиция «Солдаты с песней раны забывали!» 3.Музыкально-спортивное развлечение «Защитникам Родины славу поём!» ко Дню Защитника Отечества. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания. |
6. | Март | 1.Прослушивание песен военных лет. 2.Беседа «Малая Родина. За что мы любим свой город?» 3. Праздник, посвящённый Дню 8 Марта «Мамочка любимая» . 4. Экологический праздник «День птиц» 5. Флешмоб «Крымская Весна» Разучивание стихов и песен к празднику 8 марта совместно с родителями. |
7. | Апрель | 1.Цикл бесед «Страницы Великой Победы» 2.Спортивно-игровая программа «Космос далёкий и близкий» - совместное участие детей и родителей. 3. Просмотр презентации- «22 апреля День Земли» |
8. | Май | 1.Музыкально-патриотический праздник «Свет вечного огня» ко Дню Победы 2. Семейный праздник - "Семья талантами богата" (совместное участие детей и родителей ко Дню семьи). 3. Просмотр мультфильма – «Сильные духом крепче стены». 4. Просмотр презентации «Великая Россия» |
Литература:
- Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. // Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995
- Ушинский К. Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?//Дошкольное воспитание, 1993, №12
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай/З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. – 2001. - №12
- Любимова Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников; автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. В. Любимова. – Екатеринбург, 2004. – 23 с.
- Шаламова Е. И. Организационно-педагогическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей/ Дошкольная педагогика. – 2009. - №4
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. – 2006. - №6.
Приложение 1
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
1. Необходимо ли сейчас обращать внимание на патриотическое воспитание поколения?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
2. Что значит для Вас «Родина», «Отчизна», «Отечество»?
а) Это место, где родился или вырос.
б) Это терминология, обозначающая место рождения или место жительства.
3. Когда необходимо делать основной упор на патриотическое воспитание?
а) С раннего детства.
б) В более зрелые годы.
в) В подростковом и юношеском возрасте.
4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем городе, истории, семье?
а) Да
б) Нет
в) Иногда
5. Знакомите ли вы детей с историей нашей страны (годы войны)?
а) Да
б) Обязательно
в) Нет
6. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
а) Нет
б) Не совсем
в) Да
7. Считаете ли вы себя патриотом?
а) Нет
б) Да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки ».
Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами и способами воспитания у детей патриотических чувств через музыку....
"Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"
Консультация...
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки».
Каждая встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства....
Программа по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....
"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки" (Май 2024 год)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромну...
Программа по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
Программа по самообразованию:...