Проект «Творчество П. И. Чайковского – детям»
проект
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к классической музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tvorchestvo_chaykovskogo.docx | 68.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творчество П. И. Чайковского – детям»
Педагогический проект по приобщению детей
старшего дошкольного возраста к классической музыке
Подготовила: музыкальный руководитель
Аверина Л.А.
«Я желал бы всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»
П.И.Чайковский
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный
Масштаб проекта: внутри учреждения
Актуальность проблемы
В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудовое, физическое, психическое, художественно-эстетическое воспитание.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, в приобщении их к общечеловеческим ценностям.
Классическая музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует их нравственному и интеллектуальному развитию.
Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных способностей, по средствам слушания (восприятия) классической музыки. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее. Слушая шедевры классической музыки, ребенок учится определять ее настроение, эмоциональную окраску, развивает свою музыкальную и общую культуру.
Цель: Повышение качества воспитания, обучения и развития ребенка по музыкальному воспитанию путем приобщения к классической музыке П.И. Чайковского. Знакомство с музыкальными жанрами: опера, балет, симфония
Задачи: Для воспитанников
1. Более качественное усвоение знаний в непосредственно образовательной деятельности.
2. Развитие музыкального вкуса, образного мышления и творческого воображения детей.
3. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
4. Воспитание эстетических чувств, интереса к музыке, желание познавать и развиваться.
Для педагогов:
1. Расширение интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
2. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.
Для родителей:
1. Повышение музыкальной культуры родителей.
2. Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
3. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Продукт проекта: «Музыкальная викторина» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского, выставка творческих работ «Рисуем музыку П.И. Чайковского», видеофильм «Импровизация на музыку Чайковского»
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Методы в проектной деятельности:
наглядно - слуховой, наглядно – зрительный,
словесный,
практический,
интерактивный,
метод стимулирования музыкальной деятельности,
метод наблюдения за музыкой,
метод сопереживания, размышления
Предметно-развивающая среда:
- музыка П.И. Чайковского;
- видео-фильм «П.И. Чайковский - детский композитор»;
- видеопрезентации «Циклы музыкальных пьес «Детский альбом», «Времена года»
- репродукции картин художников 18-19 веков, иллюстрации по образному содержанию и сюжетам музыкальных пьес;
- выставка детских рисунков;
- оборудование: куклы, детская кроватка, набор «Больница», барабаны, детские книжки, пирамидка, корзинки, елка.
- элементы костюмов «Баба Яга», «Доктор», «Солдатики»
Ресурсы: материально-техническая база (проектор, музыкальный центр, компьютер, медиатека), методическое обеспечение.
Планируемый результат:
- создание информационной среды ДОУ
- знакомство с творчеством П.И.Чайковского
- обогащение представлений детей, педагогов, родителей о классической музыке
- развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников: расширение кругозора, любознательности.
- повышение уровня освоения программы по музыкальному воспитанию в разделах: восприятие музыки, музыкально - ритмическая деятельность, танцевально-игровое творчество
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
2 этап: Реализация проекта
3 этап: Итоговый
Содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
- Постановка целей и задач.
- Определение приёмов и методов обучения.
- Подбор музыкального материала, стихов и иллюстраций.
- Работа с методической литературой.
- Составление плана реализации проекта.
2 этап: Реализация проекта
Деятельность педагогов:
- Обогащение детей знаниями о музыке П.И. Чайковского.
- Чтение и разучивание с детьми стихов о музыке, композиторах
- Беседы с детьми о традициях, культуре эпохи 18-19 веков.
- Демонстрация видеофильмов и мультимедийных презентаций, виртуальной экскурсии
- Слушание с детьми музыки П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» - «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Баба яга». Из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя песнь», «Февраль. Масленица», «Апрель. Подснежник».
- Знакомство детей с музыкальными жанрами - опера, балет, симфония.
- Рассматривание с детьми репродукций картин художников 18-19 веков, иллюстраций по сюжету музыкальных пьес.
- Организация деятельности с детьми: музыкально-двигательные импровизации и этюды на музыку Чайковского «Времена года», инсценирование музыкальных пьес из «Детского альбома».
- Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе восприятия классической музыки».
- Подготовка с детьми музыкальных номеров «Инсценирование музыки Чайковского»
- Подготовка номера творческой группы педагогов «Танец маленьких лебедей»
Деятельность детей:
- Получение новых знаний, навыков и умений.
- Проявление активности, желание выразить своё отношение к музыке
П.И. Чайковского.
- Выражение эмоций через продуктивную деятельность: музыкально – игровые и танцевальные импровизации, рисование под музыку
- Инсценирование (пантомима) музыкальных пьес из «Детского альбома».
Деятельность родителей:
- Слушание музыки П.И.Чайковского дома совместно с детьми.
- Разучивание с детьми стихов о музыке, композиторе.
- Совместное с детьми выполнение творческих работ «Рисуем музыку П.И.Чайковского»
3 этап: Итоговый
- Подготовка и проведение «Музыкальной викторины» по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского.
- Изготовление атрибутов, оформление музыкального зала.
- Оформление выставки детских рисунков.
- Создание видеофильма «Импровизация»
План реализации проекта.
Сроки проведения | Содержание деятельности | Репертуар (музыкальный, поэтический, изобразительный) | Ответственные |
Расширение знаний о композиторе П.И. Чайковском, его творчестве. Краткая биография, показ портретов, иллюстраций. Виртуальная экскурсия «Знакомство с «Детским альбомом» П.И. Чайковского»
Беседа о характере музыкальных пьес. Рассматривание иллюстраций. Инсценирование музыкальных пьес «Детского альбома» -выбор музыки, действующих лиц -подбор костюмов, атрибутов Свободное рисование по теме «Рисуем «Детский альбом» Чайковского». Разучивание стихов о музыке и по содержанию музыкальных пьес. Чтение сказок о Бабе Яге, стихов о маме | Видеофильм «П.И.Чайковский - детский композитор» Слушание музыкальных пьес: «Болезнь куклы «Новая кукла» «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга» Иллюстрации по содержанию музыкальных пьес "Страна, где музыка живет", "Нотная песенка", "Я хочу увидеть музыку" «Мамины руки», "Мамин портрет", "Простое слово" | Музыкальный руководитель Воспитатель Родители Воспитатели Родители | |
Знакомство с циклом музыкальных пьес «Времена года» Беседы о каждом времени года, отраженном композитором в своих произведениях. Рассказ о характере, содержании инструментальных пьес. Рассматривание: - репродукций пейзажей художников 18-19 веков, - иллюстраций по содержанию прослушанной музыки Чтение стихов, рассказов о временах года, празднике «Масленица», подснежнике, косарях. Музыкально-двигательные импровизации и этюды под музыку Чайковского «Времена года» Рисование «Любимое время года» | Слушание музыки (фрагментов): «Октябрь. Осенняя песнь», "Февраль. Масленица" «Апрель. Подснежник», «Июль. Песня косаря» "Золотая осень" "Масленица" "Лесные дали" "Весений день" "Двенадцать месяцев" "Осень" "Времена года" "Подснежник" "Июль" | Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Родители | |
Знакомство с музыкальными жанрами: опера, балет, симфония. Беседы о данных понятиях, показ презентации. Рассматривание иллюстраций Музыкальная викторина «Узнай музыку» Мини-спектакль «Импровизация на музыку Чайковского» (творческие номера детей и педагогов) Создание видеофильма «Импровизация» | Видеофильм «Опера, балет, симфония» Слушание музыки: Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», «Симфония №1» Чайковского «Певцы, танцоры, музыканты» Фрагменты музыкальных пьес из "Детского альбома", цикла "Времена года", балета "Лебединое озеро" | Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
Используемая литература:
«Детский альбом» ГФ «Полиграресурсы» Москва, 1994
Давыдова М.А. Агапова И.А. Мир музыкальных праздников. Изд. 5 «Знание» Москва, 2006 г.
«Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал, ООО: Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 10 - 2015 г.Н. Калинина «П. И. Чайковский» Москва «Детская литература», 1988
«Справочник музыкального руководителя», журнал. Изд.: ЗАО «МЦФЭР», № 2 – 2019 г., № 5 - 2020г., № 9 - 2021«Шедевры мировой классической музыки» ООО «Мир книги», 2003
Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Творчество А.С.Пушкина - детям"
Проект "Творчество А.С.Пушкина - детям", способствует развитию у детей познавательных интересов, приобщает общению с книгой, знакомит с жизнью и творчеством великого русского поэта, развивает из...
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТВОРЧЕСТВУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского...
Проект «Музыка Петра Ильича Чайковского - детям»
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о...
Педагогический проект "Творчество П.И.Чайковского - детям"
laquo;Я желал бы всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору»...
Тематический вечер, посвящённый творчеству Петра Ильича Чайковского. (дети старших групп)
Музыкальный репертуар: «Времена года» муз. П.И. Чайковского «Подснежник»«Баркарола»«Осенняя песня»«Святки»«Камаринская»...
Консультация для родителей к проекту "Знакомство детей с творчеством П.И. Чайковского" 2022-2023 уч. год
Музыка в общении с ребенком дарит и маме и ребенку радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями....
Проект «Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского»
Проект «Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев,журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков,...