картотека дидактических игр младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Дидактическая игра, как и любая развивающая игра, представляет собой вид деятельности, которая организуется с целью обучения или развития. Ее особенностью является то, что она позволяет узнать что-то новое, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_v_mladshego_vozrasta_ns_portal.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр младшего возраста
Игра «Разноцветные бусы»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
Игра: «У кого какое платье»
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
группировать оттенки одного цветового тона.
Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в
платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты).
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем
фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они
отличаются друг от друга.
2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я
буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье.
Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших
дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали
цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье.
Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое
название.
Игра: «Курочка и цыплята»
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных
предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого
цвета и один белого.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые
цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у
нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент
мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели
воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого
белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря,
что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и
предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-
курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены
«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
Игра: «Поставь букет в вазу»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,
сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре
произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить
в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в
вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и
ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее
собирать букеты предлагается детям.
Игра: «Спрячь мышку»
Цель: Закреплять название цветов, способствовать накоплению.
представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей
координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению
качеств предметов.
Демонстрационный материал: Листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине
белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты
тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка,
мягкая мышка.
Раздаточный материал: Цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5,
цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно,
мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети
по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От
кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем
мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь
мышку». Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики.
Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата
четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать
мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и
домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди
закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления.
Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка
уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному
домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех
цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из
квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как
и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова
«идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по
рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность
детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если
ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только
некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были
допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
Игра: «Угостим медведя ягодой»
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов
красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми.
Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка
любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из
коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и
предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали
только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в
«корзину», медведь благодарит детей.
Игра: «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки
и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем
воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют
дети.
Игра: «Варежки»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных
варежек, куклы.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут
найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет
одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и
предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет
задание и игра продолжается.
Игра: «Заштопай штанишки»
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие
отверстия.
Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с
отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и
соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и
штанишки.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у
волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям
геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать
штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно
проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны
разного цвета различными большими и маленькими геометрическими
формами соответствующих цветов.
Игра: «Большие и маленькие «
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и
1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла
к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает
куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что
там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла
попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает
внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала
воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает
сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если
чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую,
ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую
очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие
получились бусы.
Игра: «Какой мяч больше?»
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному
указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры:
Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему
большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает
разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой
ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча,
говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
Игра «Забавные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
Игры на развитие восприятия величины
Игра: «Угости зайчика»
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять
больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход игры:
Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить.
Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и
показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и
маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть
в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети
выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же
принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в
различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры
«Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь
машины в гараж» и т. д.
Игра «Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам,
нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).
Ход игры:
В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на
ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру,
воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят
полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый
проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить
названия предметов, ответить для чего они нужны.
— Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в
мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на
столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты
потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит?
(Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и
другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в
мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них.
Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек,
рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают
игрушку.
Игра: «Сложи матрешку»
Цель: Учить различать предметы по размеру.
Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в
друга кукол меньшего размера.
Ход игры:
Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:
«Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше
и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и
цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает
ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки,
мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас
скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! Сначала игру
следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д.
Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики,
открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.
Игра «Рамки-вкладыши « «Транспорт», «Зоопарк», «На лугу».
Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение зрительного соотнесения формы, закрепление навыка соотносящего действия прикладывания.
Материал: Рамки-вкладыши и фигурки к ним.
Ход занятия: Количество играющих детей по количеству рамок. Воспитатель по очереди показывает детям рамки, дети рассматривают их, называют изображенные на них предметы. Затем предлагает детям поместить фигурки в их домики. Когда все дети выполнят задание, они меняются рамками.
Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие и дидактические игры младшего дошкольного возраста.
консультация для родителей...
Картотека пальчиковых игр. Младший дошкольный возраст.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?Способствует овладению навыками мелкой моторики.Помогает развивать речь.Повышает работоспособность коры головного мозга.Развивает у ребенка психические процессы: ...
картотека игр- экспериментов младший дошкольный возраст
картотека игр- экспериментов...
Картотека дидактических игр младшего дошкольного возраста
Дидактические игры...
Методическая разработка Картотека "Дидактические игры" Старший дошкольный возраст
Картотека драматизации сказок в старшей группе...
Картотека "Дидактических игр" старший дошкольный возраст
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...