«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
материал

Прикот Анна Петровна

Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_mnemotablitsy.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №266»

(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №266»)

Мастер – класс для родителей

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Подготовил воспитатель группы № 3

Жабина А.П.

Барнаул-2024


Добрый день, уважаемые родители!

Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи, которые я ставила перед собой, представлены на слайде:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
  • расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать и контролировать правильность запоминания.

Ведь память – это входные ворота интеллекта.

• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.

• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Простейший пример, знакомым нам каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Обратим внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Он точно и верно подметил.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

Задачи:

  • развитие памяти, внимания, образного мышления и речи;
  •  формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  • развитие творческих способностей, фантазий.
  • Существует много приёмов мнемотехники, но самыми доступными для дошкольников являются следующие: модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
  • картинографию;
  • коллажи; (это объединение в одном листе картинок, цифр, фигур, которые должны быть связаны  одной темой)
  • планы-схемы;
  • мнемотаблицы.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация.

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».

Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

Детям задаю наводящие вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

•        облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

•        позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

•        ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

•        развивает творческое познание детей.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Давайте разделим вас на 2 группы.

Кааждой группе я предложу вспомнить стихотворения  и составить по ним мнемотаблицу.

Просмотр полученных работ.

Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...