«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
материал
Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_mnemotablitsy.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №266»
(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №266»)
Мастер – класс для родителей
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Подготовил воспитатель группы № 3
Жабина А.П.
Барнаул-2024
Добрый день, уважаемые родители!
Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель моего мастер – класса поделиться педагогическим опытом в использовании мнемотехники в развитии речи в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи, которые я ставила перед собой, представлены на слайде:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
- расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов мнемотехники.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать и контролировать правильность запоминания.
Ведь память – это входные ворота интеллекта.
• Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает.
• Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Подмена мысли памятью – большая ошибка родителей и педагогов, которая способна отбить желание узнавать новое.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Простейший пример, знакомым нам каждому с детства является запоминание цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Обратим внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Он точно и верно подметил.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
Задачи:
- развитие памяти, внимания, образного мышления и речи;
- формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- развитие творческих способностей, фантазий.
- Существует много приёмов мнемотехники, но самыми доступными для дошкольников являются следующие: модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
- картинографию;
- коллажи; (это объединение в одном листе картинок, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой)
- планы-схемы;
- мнемотаблицы.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».
Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
Детям задаю наводящие вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Давайте разделим вас на 2 группы.
Кааждой группе я предложу вспомнить стихотворения и составить по ним мнемотаблицу.
Просмотр полученных работ.
Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники....
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Мнемотехника для развития речи...
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...