Экологический проект для дошкольников «Родная Кубань - широкая и плодородная»
проект

Костенко Наталья Владимировна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnaya_kuban._kostenko_n.v.docx955.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Экологический  проект для дошкольников

«Родная Кубань - широкая и плодородная»

                                                                           Воспитатель: Костенко Н.В.

Тема проекта: «Родная Кубань - широкая и плодородная»

Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, Краснодарский край.

Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Цель (для детей) – расширение краеведческих представлений детей : о разнообразии природы Краснодарского края, флоре, фауне, особенностях рельефа, климатических зонах.

Цель (для взрослых)  – создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Мир природы Кубани».

Задачи (для детей):

  • узнать, какая природа есть на территории Краснодарского края;
  • выяснить у взрослых, какие животные обитают на Кубани;
  • сравнить полученные ответы;
  • использовать различные источники информации для проверки правильности ответа;
  • провести презентацию проекта в группе.

Задачи (для взрослых):

Образовательные задачи:

1. Систематизировать знания детей об окружающем мире, об         особенностях, многообразии природы Краснодарского края;

2. Систематизировать знания детей по теме «Живая природа»,         «Неживая природа», «Растения», «Животные»

3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в         природных сообществах;

4. Формировать основы экологической культуры и безопасного         поведения.

Развивающие задачи:

1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2. Формировать обобщенные способы умственной работы и средства                    построения собственной познавательной деятельности;

3. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

4. Формировать лексико-грамматические категории.

5. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

6. Формировать навыки художественного исполнения различных          образов при пении, в инсценировках и играх;

7.     Развивать связную речь.

8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности,         эстетические чувства

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь и деятельностное отношение к природе         родного края;

2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость природного         мира Краснодарского края.

Актуальность проекта:

 В современных условиях проблема экологического и патриотического воспитания дошкольников стоит наиболее остро. Именно в дошкольном возрасте происходит становление первичной ценностной ориентации и социализации личности ребёнка, частью которого является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой Родине, формирование начал экологической культуры.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы в реализации этих задач. Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка, проявление чуткости к его интересами возможностям ставит педагога в ситуацию поиска новых методов и приёмов в работе по приобщению воспитанников к культуре и традициям родного края, познания разнообразия и особенностей его природы. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к окружающей природе родного края, воспитывать любовь к ней, желание сохранять и приумножать природное богатство.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Первый этап

Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта) -

Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

-Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта - изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

Второй этап

Заполнение «Модели трёх вопросов»

Реализация проекта  

В соответствии с ФГОС ДО перед началом реализации проекта детям было предложено ответить на  три вопроса (заполнить «Модель трёх вопросов»  Л.В. Михайловой-Свирской):

Что мы знаем о природе Кубани?

Что мы хотим узнать?

Где (у кого) мы это можем узнать?

Ответы детей:

  • На территории Кубани располагаются горы, поля, моря, реки, равнины.
  • Многие животные из Красной книги живут на Кубани.
  • Кубань - житница России.

 

Ответы детей (Мы хотим узнать о том…):

  • Что за растения растут на Кубани?
  • Что мы можем увидеть на территории Краснодарского края?
  • Какие горы самые высокие?

Ответы детей:

  • Можно спросить у папы или у дедушки, у старшего брата.
  • Можно в книге прочитать. Например, в детской. энциклопедии
  • Ещё можно посмотреть в Интернете.

После обсуждения дети приступили к поиску информации:

  • провели опрос  членов семьи, друзей и рассказали о результатах опроса сверстникам и педагогам детского сада.

Содержание совместной деятельности с детьми по образовательным областям

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

1 неделя ( с 05.12.2022 по 09.12.2022)

Живая и неживая природа -Экскурсия по территории детского сада «В поисках живой и неживой природы?»;

- д/и «Живые цепочки» с использованием схем-моделей,

- «Вода – почва»,

- «Воронья охота»

Беседа о признаках живого организма с использованием схемы

Игра «Четвертый лишний»

- составление творческих рассказов «Что бы рассказал камень? (солнце, песок, вода и т. п.);

Чтение стих. :

- «Кубань – земля такая»К. Обойщиков,

-Т. Голуб «Главный запах»

- В. Нестеренко

«Солнце» н/п игра «Стань другом природы»;

- «Экологический светофор»;

с/р игра-экскурсия «Путешествие в мир природы»

п/и «Живое-неживое»

п/и «Заря»;

- «Гори-гори, ясно» - Слушание записи Гимна Кубани;

- Разучивание стихов о природных явлениях;

-сотворение коллажа «Что мы видели в пути?» (каким видели небо, солнце, землю и т. п; каких насекомых, растения, животных встретили; людей в какой одежде встретили и почему, и т. п.)

2 неделя (с 12.12.2022 по 16.12.2022)

Формы поверхности Кубанской земли (равнины, горы, холмы, овраги) Презентация «Особенности поверхности Земли Кубанской»

-рассматривание физической карты Краснодарского края, иллюстраций по теме;

-д/и «Высоко-низко»,

-д/и «Найди на карте»;

экспериментирование с камнями;

- Игровой приём «Яблоко»;

- составление рассказа из личного опыта «Как мы ходили в горы;

- д/и «Подскажи словечко», «Что я видел», «Разговор по телефону»;

- Чтение К. Ушинского «Горная страна», А. Дитрих «Драгоценные истории» из «Почемучки»

Стих. И. Белякова «Горная легенда»

- творческая игра «Туристы идут в горы» Эстафета «Поход по Краснодарскому краю»

(равнина-Азово-Кубанская низменность, Закубанская равнина; горная часть – Северный Кавказ) - Рассматривание картины А. Серенко «Кубанский пейзаж»

- д/и «Изобрази поверхность местности, где ты живёшь» (горы, равнина, предгорье);

Рисование для сам. книги «Весна в горах»

3 неделя (с 19.12.2022 по 23.12.2022)

Растительный и животный мир

Кубани Презентация «Растительный и животный мир Кубани»,

«Природная аптека»;

-экскурсия по территории детского сада для отбора объектов экологической тропы;

д/и «Одень дерево»;

д/и «Угадай, откуда гость?»;

д/и «Семена»;

д/и «Чей клюв», «Чей хвост?», «Назови животных края»

-беседа с сопровождением иллюстраций по теме «Что растет на полях и в садах Кубани»

- Сотворение волшебных сказок о растениях различных климатических зон Кубани;

- д/и «У кого кто»

- чтение стихов: «Ива» И. Белякова, «Рябина» В. Бакалдина, В. Нестеренко «Крапива»;

стихи о животных Е. Щеколдина

с/р игра «Путешествие в дендрарий»,

просмотр мультфильма «Мальчик и лягушонок»

-п/и «Всадники»

- п/и «Цветы»

- рассматривание картины «Натюрморт с абрикосовым пирогом» Н. Воржевой

4 неделя (с 26.12.2022 по 30.12.2022)

Водоёмы Кубани - Презентация «Водоёмы Кубани» - чтение стих. В. Нестеренко «Что я сделать смогу на морском берегу», «Окунь»

Творческая игра «Турагенство» (путешествия по водоёмам Краснодарского края) Игра с мячом

- «Реки (водоёмы) Кубани»

- п/и «Удочка»;

- п/и «Море волнуется раз.»,

- хоровод «Как по морю…»

Рассматривание картины А. Шинкаренко «Вечер перед грозой»

- творческая игра «Художники-иллюстраторы сам. книги» по теме дня

5 неделя (с 09.01.2023 по 13.01.2023)

Природоохранная деятельность. Красная книга Кубани Презентация Красная книга Кубани;

-рассматривание альбома «Кавказский био-атмосферный заповедник Гузерипль»;

д/и «Запрещающие знаки» - чтение стих А. Астаховой «Что такое заповедник?»

- д/и «У кого кто»

Рисование детьми страничек для самодельной книги о природе Кубани.

Совместный с детьми отбор рисунков для книги.

6 неделя (с 16.01.2023 по 20.01.2023)

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

«Растение как живое существо»

Рисование на тему «Береги природу!»

«Круглый год»-настольная игра.

Рассматривание: картин художников об зиме «Зима в фотографиях» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

-учить отображать в рисунке собственные замыслы.

-развивать творческие способности, воображение.

-воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

7 неделя (с 23.01.2023 по 27.01.2023)

НОД «Лес наше богатство»

Рисование «Мы гуляем»

Презентация «Красная книга-сигнал опасности»

Тематические беседы-рассуждения: «Что на планете важнее всего?», «Боль сломанной ветки». -закрепить знания о растительном мире Мамонтовского района.

- продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке красоту деревьев и кустарников, растущих на территории ДОУ.

8 неделя ( с 30.01.2023 по 03.02.2023)

Чтение «Спор деревьев»

К. Ушинский

Изготовление знаков «Правила поведения в природе»

Экологическая тропа по территории ДОУ.

Аппликация «Берёза» -обогащать знания об условиях, необходимых для роста и развития растений;

-уметь находить на территории ДОУ редкие деревья и кустарники;

-развивать творческие способности.

9 неделя (с 06.02.2023 по 10.02.2023)

Беседа «Природа и мы»

Пластилинография «Подснежники».

Д/ и: «Экологическая цепочка» -воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Участие в конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами детей»

Экспериментирование: о влияние солнца, воздуха и воды на рост растений.

 -рассмотреть изменения в природе с приходом весны

-закреплять знания полученные в ходе реализации проекта и передавать их в творческих работах.

В течении проекта:

  • Взаимодействие с родителями
  • Консультация «Отдыхая, мы природе не вредим!
  • Папка-передвижка
  • «Люби и охраняй, родимый край!»
  • Участие в субботнике.
  • Консультация для родителей по проблеме приобщения детей к природе.
  • Помощь в подготовке
  • К фотовыставке «Природа моего родного края»
  • Экологическое просвещение родителей.

Третий этап

Презентация проекта

 Защита проекта : Фотовыставка «Природа моего родного края»

Индивидуальная беседа о важности общего дела.

Выполнение совместных домашних заданий с детьми.

Заинтересовать родителей с помощью информационных стендов и консультаций.

Четвёртый этап

Совместное планирование

Реализация группового проекта с целью активизации, закрепления и систематизации знаний о природе родного края.

          Дети в группе очень заинтересовались проектом, и тогда было принято совместное решение  реализовать групповой проект «Природа родного края». С целью закрепления, а также  систематизации полученных в ходе  презентации проекта. знаний  был создан  совместный план работы над  групповым проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.

Центры активности

Мероприятия

Центр книги и общения

Беседы на темы:

«Земля - наш общий дом»

«Почему исчезают животные?»

«Вода – это жизнь»

" Правило поведение в лесу"

«Кора деревьев»

" Что осень подарила в поле, саду, лесу, огороде?"

Рассматривание картин и иллюстраций:

И. И. Шишкина "Сосновый лес с рекой"

И. С. Остроухова "Купавы на пруду"

К. Юона «Русская зима»

А. Пластова «Сенокос»

Чтение произведений:

рассказ М. Пришвина. Летом

Е. Трутнева «Первый снег»

М. Пришвина «Цветущие травы».

Акимушкин, И. В мире животных

Белов, В. И. Рассказы о всякой живности

М.Михайлов «Лесные хоромы»

А. Майков «Люблю дорожкою лесною»

Д. Зуев «Жизнь леса»

Н. Некрасов «Славная осень»

В. Василевский «В лесу»

Центр науки

- Посмотреть и обсудить с детьми презентацию о природе и животных Кубани

- Рассмотреть энциклопедии о природе родного края.

- Посмотреть картинки  с изображением животных и растений.

Дидактические игры:

«Что где растёт?»

«Что лишнее?»

«Насекомые»

«Третий лишний»

«Похож – не похож»

«Да или нет»

«Охотник»

«Цветы»

«Живая и неживая природа»

«Расскажи без слов»

Центр математики

-  Выложить гору из геометрических фигур

- Посчитать животных на карточке с заданиями.

- Нарисовать цветок по клеточкам.

- Выложить горы из счётных палочек и посчитать их.

Центр игры

Пальчиковые игры:

Журавли

Ветер по лесу гулял…

Птички

У кого что есть?

Прилетела к нам…

Игры на развитие дыхания:

«Чей листок раньше улетит?»

«Чья снежинка улетит дальше?"

Центр физкультуры

- Поиграть в подвижные игры:

«Коршун и наседка»

«Быстро собери мусор»

«Совушка»

«Ослик»

«Лягушки и цапля»

Центр искусства

Рисование «Кормушки для птиц».

Рисование «Бережём природу нашего края».

Рисование «Деревья в нашем садике».

Лепка «Животные нашего края».

Взаимодействие  с родителями

Изготовление природо - сберегающих знаков.

выучить стихи:

- о любимом родном крае;

- о любимом диком животном Краснодарского края.

- о зимующих птицах родного края.

Оформиление:

Карты «Жителей Краснодарского края».

«Красную книгу».

Природо - сберегающие знаки.

Логические задачи по экологии: «Самый умный».

Буклеты: «Береги природу"

Акция:

«Покормите птиц».

Все пункты совместного плана были реализованы

       Данный проект имеет перспективу развития. Углубив знания детей и родителей о природе родного края, пробудит у них основы не только экологического, но и патриотического воспитания, любви и бережного отношения к природе. В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно можно поговорить с детьми на тему о редких деревьях и растениях нашего края.

Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему и активно использоваться в дальнейшим воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

                                       

Пятый этап

Итоговый

          Итоговым мероприятием стала презентация проекта “Родная Кубань - широкая и плодородная” с участием детей и родителей. Участники викторины продемонстрировали свои знания в области природоведения, их назначения, знании художественного слова природе Кубани и решения занимательных задач.                

          Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.

Вопросы детям:  - Сумеете ли вы теперь ответить на вопрос «Какие животные обитают на Кубани?». Что ещё нового вы узнали, чему научились? Как и где вы будете использовать свои знания? В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему? Вспомните самый забавный, весёлый момент проекта.

Вопросы родителям: - Как Вы считаете, чему научились дети? Что узнали? Какие мероприятия плана были наиболее удачными? Что можно сделать лучше в следующий раз?

Педагоги проанализировали результаты проекта:

Ожидаемые результаты проекта

Полученные результаты проекта

1.Реализация совместного проекта позволит:

- развить детскую познавательную инициативу;

 -получить опыт реализации совместного образовательного проекта;

- дошкольникам научиться использовать различные источники информации для проверки правильности ответа.

2.Дети узнают о происхождении гор, узнают животных и растения, обитающие на территории Кубани. Познакомятся с животными Красной книги.

 3.Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

1. У детей расширились знания о растительном и животном мире Краснодарского края;

2. Сформировано бережное отношение к окружающей природе.

3. Дети овладли навыками безопасного поведения в природе.

4. У детей сформировалось  стремление к исследовательской деятельности.

5. Развилась у детей любознательность, познавательная активность, творческие способности.

Вопросы педагогам: - Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым? Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему? Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта? Что помогло включить детей в общий проект?  Что нужно будет учесть в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кубановедению «Родная Кубань и ее столица»

Знакомлю детей с историей возникновения столицы Кубаниее достопримечательностями историческим прошлым. Продолжаюзнакомить детей с развитием города в наши дни, егодостижениями и богатством. Воспитывают...

Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...

Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие по родной Кубани"

Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и содержит краеведческий материал, разбитый по станциям-заданиям....

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

laquo;Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедениюдная Кубань.Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Цель: познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить   столицу ...

ООД «Родная Кубань» (путешествие по реке Кубань).

Продолжать формировать представления о малой родине; закреплять знания детей о птицах, животном и растительном мире нашего края. Развивать наблюдательность, интерес к познанию. Воспитывать патриотичес...

Праздник к 80 летию Кубани «Моя родная Кубань»

Сценарий проведения праздника в старших группах...