Экологический проект для дошкольников «Родная Кубань - широкая и плодородная»
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 25 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Экологический проект для дошкольников
«Родная Кубань - широкая и плодородная»
Воспитатель: Костенко Н.В.
Тема проекта: «Родная Кубань - широкая и плодородная»
Авторы проекта: воспитатель Костенко Н.В., МБДОУ ДСКВ № 25 г.Ейска МО Ейский район, Краснодарский край.
Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца).
Цель (для детей) – расширение краеведческих представлений детей : о разнообразии природы Краснодарского края, флоре, фауне, особенностях рельефа, климатических зонах.
Цель (для взрослых) – создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Мир природы Кубани».
Задачи (для детей):
- узнать, какая природа есть на территории Краснодарского края;
- выяснить у взрослых, какие животные обитают на Кубани;
- сравнить полученные ответы;
- использовать различные источники информации для проверки правильности ответа;
- провести презентацию проекта в группе.
Задачи (для взрослых):
Образовательные задачи:
1. Систематизировать знания детей об окружающем мире, об особенностях, многообразии природы Краснодарского края;
2. Систематизировать знания детей по теме «Живая природа», «Неживая природа», «Растения», «Животные»
3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природных сообществах;
4. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
Развивающие задачи:
1. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
3. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
4. Формировать лексико-грамматические категории.
5. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
6. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;
7. Развивать связную речь.
8. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и деятельностное отношение к природе родного края;
2. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость природного мира Краснодарского края.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического и патриотического воспитания дошкольников стоит наиболее остро. Именно в дошкольном возрасте происходит становление первичной ценностной ориентации и социализации личности ребёнка, частью которого является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой Родине, формирование начал экологической культуры.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы в реализации этих задач. Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка, проявление чуткости к его интересами возможностям ставит педагога в ситуацию поиска новых методов и приёмов в работе по приобщению воспитанников к культуре и традициям родного края, познания разнообразия и особенностей его природы. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к окружающей природе родного края, воспитывать любовь к ней, желание сохранять и приумножать природное богатство.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Первый этап
Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта) -
Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
-Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта - изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
Второй этап
Заполнение «Модели трёх вопросов»
Реализация проекта
В соответствии с ФГОС ДО перед началом реализации проекта детям было предложено ответить на три вопроса (заполнить «Модель трёх вопросов» Л.В. Михайловой-Свирской):
Что мы знаем о природе Кубани? | Что мы хотим узнать? | Где (у кого) мы это можем узнать? |
Ответы детей:
| Ответы детей (Мы хотим узнать о том…):
| Ответы детей:
|
После обсуждения дети приступили к поиску информации:
- провели опрос членов семьи, друзей и рассказали о результатах опроса сверстникам и педагогам детского сада.
Содержание совместной деятельности с детьми по образовательным областям
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
1 неделя ( с 05.12.2022 по 09.12.2022)
Живая и неживая природа -Экскурсия по территории детского сада «В поисках живой и неживой природы?»;
- д/и «Живые цепочки» с использованием схем-моделей,
- «Вода – почва»,
- «Воронья охота»
Беседа о признаках живого организма с использованием схемы
Игра «Четвертый лишний»
- составление творческих рассказов «Что бы рассказал камень? (солнце, песок, вода и т. п.);
Чтение стих. :
- «Кубань – земля такая»К. Обойщиков,
-Т. Голуб «Главный запах»
- В. Нестеренко
«Солнце» н/п игра «Стань другом природы»;
- «Экологический светофор»;
с/р игра-экскурсия «Путешествие в мир природы»
п/и «Живое-неживое»
п/и «Заря»;
- «Гори-гори, ясно» - Слушание записи Гимна Кубани;
- Разучивание стихов о природных явлениях;
-сотворение коллажа «Что мы видели в пути?» (каким видели небо, солнце, землю и т. п; каких насекомых, растения, животных встретили; людей в какой одежде встретили и почему, и т. п.)
2 неделя (с 12.12.2022 по 16.12.2022)
Формы поверхности Кубанской земли (равнины, горы, холмы, овраги) Презентация «Особенности поверхности Земли Кубанской»
-рассматривание физической карты Краснодарского края, иллюстраций по теме;
-д/и «Высоко-низко»,
-д/и «Найди на карте»;
экспериментирование с камнями;
- Игровой приём «Яблоко»;
- составление рассказа из личного опыта «Как мы ходили в горы;
- д/и «Подскажи словечко», «Что я видел», «Разговор по телефону»;
- Чтение К. Ушинского «Горная страна», А. Дитрих «Драгоценные истории» из «Почемучки»
Стих. И. Белякова «Горная легенда»
- творческая игра «Туристы идут в горы» Эстафета «Поход по Краснодарскому краю»
(равнина-Азово-Кубанская низменность, Закубанская равнина; горная часть – Северный Кавказ) - Рассматривание картины А. Серенко «Кубанский пейзаж»
- д/и «Изобрази поверхность местности, где ты живёшь» (горы, равнина, предгорье);
Рисование для сам. книги «Весна в горах»
3 неделя (с 19.12.2022 по 23.12.2022)
Растительный и животный мир
Кубани Презентация «Растительный и животный мир Кубани»,
«Природная аптека»;
-экскурсия по территории детского сада для отбора объектов экологической тропы;
д/и «Одень дерево»;
д/и «Угадай, откуда гость?»;
д/и «Семена»;
д/и «Чей клюв», «Чей хвост?», «Назови животных края»
-беседа с сопровождением иллюстраций по теме «Что растет на полях и в садах Кубани»
- Сотворение волшебных сказок о растениях различных климатических зон Кубани;
- д/и «У кого кто»
- чтение стихов: «Ива» И. Белякова, «Рябина» В. Бакалдина, В. Нестеренко «Крапива»;
стихи о животных Е. Щеколдина
с/р игра «Путешествие в дендрарий»,
просмотр мультфильма «Мальчик и лягушонок»
-п/и «Всадники»
- п/и «Цветы»
- рассматривание картины «Натюрморт с абрикосовым пирогом» Н. Воржевой
4 неделя (с 26.12.2022 по 30.12.2022)
Водоёмы Кубани - Презентация «Водоёмы Кубани» - чтение стих. В. Нестеренко «Что я сделать смогу на морском берегу», «Окунь»
Творческая игра «Турагенство» (путешествия по водоёмам Краснодарского края) Игра с мячом
- «Реки (водоёмы) Кубани»
- п/и «Удочка»;
- п/и «Море волнуется раз.»,
- хоровод «Как по морю…»
Рассматривание картины А. Шинкаренко «Вечер перед грозой»
- творческая игра «Художники-иллюстраторы сам. книги» по теме дня
5 неделя (с 09.01.2023 по 13.01.2023)
Природоохранная деятельность. Красная книга Кубани Презентация Красная книга Кубани;
-рассматривание альбома «Кавказский био-атмосферный заповедник Гузерипль»;
д/и «Запрещающие знаки» - чтение стих А. Астаховой «Что такое заповедник?»
- д/и «У кого кто»
Рисование детьми страничек для самодельной книги о природе Кубани.
Совместный с детьми отбор рисунков для книги.
6 неделя (с 16.01.2023 по 20.01.2023)
НОД «Хвойные деревья наших лесов»
«Растение как живое существо»
Рисование на тему «Береги природу!»
«Круглый год»-настольная игра.
Рассматривание: картин художников об зиме «Зима в фотографиях» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.
-учить отображать в рисунке собственные замыслы.
-развивать творческие способности, воображение.
-воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
7 неделя (с 23.01.2023 по 27.01.2023)
НОД «Лес наше богатство»
Рисование «Мы гуляем»
Презентация «Красная книга-сигнал опасности»
Тематические беседы-рассуждения: «Что на планете важнее всего?», «Боль сломанной ветки». -закрепить знания о растительном мире Мамонтовского района.
- продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке красоту деревьев и кустарников, растущих на территории ДОУ.
8 неделя ( с 30.01.2023 по 03.02.2023)
Чтение «Спор деревьев»
К. Ушинский
Изготовление знаков «Правила поведения в природе»
Экологическая тропа по территории ДОУ.
Аппликация «Берёза» -обогащать знания об условиях, необходимых для роста и развития растений;
-уметь находить на территории ДОУ редкие деревья и кустарники;
-развивать творческие способности.
9 неделя (с 06.02.2023 по 10.02.2023)
Беседа «Природа и мы»
Пластилинография «Подснежники».
Д/ и: «Экологическая цепочка» -воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Участие в конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами детей»
Экспериментирование: о влияние солнца, воздуха и воды на рост растений.
-рассмотреть изменения в природе с приходом весны
-закреплять знания полученные в ходе реализации проекта и передавать их в творческих работах.
В течении проекта:
- Взаимодействие с родителями
- Консультация «Отдыхая, мы природе не вредим!
- Папка-передвижка
- «Люби и охраняй, родимый край!»
- Участие в субботнике.
- Консультация для родителей по проблеме приобщения детей к природе.
- Помощь в подготовке
- К фотовыставке «Природа моего родного края»
- Экологическое просвещение родителей.
Третий этап
Презентация проекта
Защита проекта : Фотовыставка «Природа моего родного края»
Индивидуальная беседа о важности общего дела.
Выполнение совместных домашних заданий с детьми.
Заинтересовать родителей с помощью информационных стендов и консультаций.
Четвёртый этап
Совместное планирование
Реализация группового проекта с целью активизации, закрепления и систематизации знаний о природе родного края.
Дети в группе очень заинтересовались проектом, и тогда было принято совместное решение реализовать групповой проект «Природа родного края». С целью закрепления, а также систематизации полученных в ходе презентации проекта. знаний был создан совместный план работы над групповым проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центры активности | Мероприятия |
Центр книги и общения | Беседы на темы: «Земля - наш общий дом» «Почему исчезают животные?» «Вода – это жизнь» " Правило поведение в лесу" «Кора деревьев» " Что осень подарила в поле, саду, лесу, огороде?" Рассматривание картин и иллюстраций: И. И. Шишкина "Сосновый лес с рекой" И. С. Остроухова "Купавы на пруду" К. Юона «Русская зима» А. Пластова «Сенокос» Чтение произведений: рассказ М. Пришвина. Летом Е. Трутнева «Первый снег» М. Пришвина «Цветущие травы». Акимушкин, И. В мире животных Белов, В. И. Рассказы о всякой живности М.Михайлов «Лесные хоромы» А. Майков «Люблю дорожкою лесною» Д. Зуев «Жизнь леса» Н. Некрасов «Славная осень» В. Василевский «В лесу» |
Центр науки | - Посмотреть и обсудить с детьми презентацию о природе и животных Кубани - Рассмотреть энциклопедии о природе родного края. - Посмотреть картинки с изображением животных и растений. Дидактические игры: «Что где растёт?» «Что лишнее?» «Насекомые» «Третий лишний» «Похож – не похож» «Да или нет» «Охотник» «Цветы» «Живая и неживая природа» «Расскажи без слов» |
Центр математики | - Выложить гору из геометрических фигур - Посчитать животных на карточке с заданиями. - Нарисовать цветок по клеточкам. - Выложить горы из счётных палочек и посчитать их. |
Центр игры | Пальчиковые игры: Журавли Ветер по лесу гулял… Птички У кого что есть? Прилетела к нам… Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?» «Чья снежинка улетит дальше?" |
Центр физкультуры | - Поиграть в подвижные игры: «Коршун и наседка» «Быстро собери мусор» «Совушка» «Ослик» «Лягушки и цапля» |
Центр искусства | Рисование «Кормушки для птиц». Рисование «Бережём природу нашего края». Рисование «Деревья в нашем садике». Лепка «Животные нашего края». |
Взаимодействие с родителями | Изготовление природо - сберегающих знаков. выучить стихи: - о любимом родном крае; - о любимом диком животном Краснодарского края. - о зимующих птицах родного края. Оформиление: Карты «Жителей Краснодарского края». «Красную книгу». Природо - сберегающие знаки. Логические задачи по экологии: «Самый умный». Буклеты: «Береги природу" Акция: «Покормите птиц». |
Все пункты совместного плана были реализованы
Данный проект имеет перспективу развития. Углубив знания детей и родителей о природе родного края, пробудит у них основы не только экологического, но и патриотического воспитания, любви и бережного отношения к природе. В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно можно поговорить с детьми на тему о редких деревьях и растениях нашего края.
Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему и активно использоваться в дальнейшим воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.
Пятый этап
Итоговый
Итоговым мероприятием стала презентация проекта “Родная Кубань - широкая и плодородная” с участием детей и родителей. Участники викторины продемонстрировали свои знания в области природоведения, их назначения, знании художественного слова природе Кубани и решения занимательных задач.
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.
Вопросы детям: - Сумеете ли вы теперь ответить на вопрос «Какие животные обитают на Кубани?». Что ещё нового вы узнали, чему научились? Как и где вы будете использовать свои знания? В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему? Вспомните самый забавный, весёлый момент проекта.
Вопросы родителям: - Как Вы считаете, чему научились дети? Что узнали? Какие мероприятия плана были наиболее удачными? Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта | Полученные результаты проекта |
1.Реализация совместного проекта позволит: - развить детскую познавательную инициативу; -получить опыт реализации совместного образовательного проекта; - дошкольникам научиться использовать различные источники информации для проверки правильности ответа. 2.Дети узнают о происхождении гор, узнают животных и растения, обитающие на территории Кубани. Познакомятся с животными Красной книги. 3.Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия. | 1. У детей расширились знания о растительном и животном мире Краснодарского края; 2. Сформировано бережное отношение к окружающей природе. 3. Дети овладли навыками безопасного поведения в природе. 4. У детей сформировалось стремление к исследовательской деятельности. 5. Развилась у детей любознательность, познавательная активность, творческие способности. |
Вопросы педагогам: - Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым? Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему? Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта? Что помогло включить детей в общий проект? Что нужно будет учесть в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по кубановедению «Родная Кубань и ее столица»
Знакомлю детей с историей возникновения столицы Кубаниее достопримечательностями историческим прошлым. Продолжаюзнакомить детей с развитием города в наши дни, егодостижениями и богатством. Воспитывают...
Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...
Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие по родной Кубани"
Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и содержит краеведческий материал, разбитый по станциям-заданиям....
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедению «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
laquo;Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедениюдная Кубань.Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Цель: познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить столицу ...
ООД «Родная Кубань» (путешествие по реке Кубань).
Продолжать формировать представления о малой родине; закреплять знания детей о птицах, животном и растительном мире нашего края. Развивать наблюдательность, интерес к познанию. Воспитывать патриотичес...
Праздник к 80 летию Кубани «Моя родная Кубань»
Сценарий проведения праздника в старших группах...