Статья "Использование песочной терапии в работе тьютора с детьми с задержкой психического развития."
статья

Юртаева Таисия Валерьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 18»

Использование песочной терапии в работе тьютора с детьми с задержкой психического развития.

Подготовил:

Юртаева Т.В.

тьютор

Североуральск, 2023

Использование песочной терапии в работе тьютора с детьми с задержкой психического развития.

В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями интеллектуальной сферы, с нарушениями речи, высших психических функций, с нарушением мелкой моторики, и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Если эти нарушения  вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

  Актуальность: При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы, и  одним из активно развивающихся направлений работы, является использование песочной терапии, которая может быть не только средством диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, но и хорошим способом помочь ребенку пережить какие-либо переживания и страхи. Одним из таких методов и является песочная терапия.

 Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

  Как отмечал русский философ и автор педагогической концепции воспитания, основанной духовно-нравственном развитии личности, В.В.Зеньковский, «золотым веком эмоционального в человеке». воспринимается и запоминается ребенком то, что ему было интересно.

В основу песочной терапии с детьми с ЗПР положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система. Песочная игротерапия позволяет детям выразить своё отношение к окружающему миру. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка, стабилизируется  эмоциональное состояние. Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Песок в песочнице с подсветкой и  несколько маленьких фигурок животных или предметов способны помочь ребёнку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции,

Игра с песком – это доступная естественная форма деятельности для каждого ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Использование занятий с песком дает положительный эффект в коррекции эмоциональной сфере.
Преимущества песочной терапии:

-  существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое.
  - в работе с песком развивается тактильная чувствительность. Соприкасаясь пальчиками с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг.
- в играх с песком более гармонично развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), мелкая моторика

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры .

- песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ЗПР.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития через использование песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель песочной терапии: гармонизации психоэмоционального состояния и раскрытие творческого потенциала детей с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Помогать детям преодолевать психоэмоциональные расстройства (стресс, страх, тревожность, агрессивность и др.), предупреждать их возникновение.

3. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

4. Формировать у детей умение играть, тем самым закладывать основу для дальнейшего формирования навыков коммуникации.

5.Побуждать детей к активным действиям, способствовать проявлению эмпатии.

Ожидаемый результат использования песочной терапии:

- улучшение когнитивных функций: память, внимание, мышление, восприятие.

- нормализация эмоционального состояния.

В  работе с детьми ЗПР, часто приходиться  наблюдать, что под воздействием ряда факторов у воспитанников, которых находятся на  сопровождении возникали негативные эмоциональные переживания։ тревожность; несобранность, заторможенность в трудности выразить свои мысли. Тогда возникла необходимость обратить внимание на очень интересный и увлекательный и эффективный метод для социализации и выражения чувств – метод песочной терапии. Комплекс игр с песком благотворно влияет на психику, снимает напряжение, негативные эмоции, помогает в развитии эмоциональной сферы детей, способствуют созданию благоприятного психологического настроя ,помогает адаптироваться к чему-то новому, помогает тренировать терпение, усидчивость,

  Коррекционно-развивающая работа с использованием песочной терапии используется  только в   индивидуальной работе с ребёнком.

В индивидуальной форме работы я выявляю наличие трудностей в общении и их причину, уровень развития эмоциональной сферы, потенциальные возможности ребёнка и способы преодоления трудностей, уровень и направленность агрессии. Наблюдая за играми детей, видно, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие и является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

  Для песочной терапии  использую песочницу с цветовой подсветкой, которая благоприятно влияет на  зрение детей, и цветной песок. Игровые принадлежности: фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

Вначале ребенок привыкает к песку, пересыпает с одной ладошки на другую, разравнивает. Этот процесс очень помогает настроиться на игру и сконцентрировать внимание, успокаивает и расслабляет.

Правила игры с песком обсуждаются с ребенком в начале каждого занятия: играть аккуратно, не брать песок в рот или выносить его из песочницы, не высыпать песок на пол. По мере необходимости нужно напоминать и проговаривать с ребенком некоторые правила.

  Тематика и содержание игр с песком разнообразны и зависят от поставленной задачи. Используемые такие игры как «Песочный дождик», «Узоры на песке», «Змейки», «Волшебное исчезновение» «Здравствуй, песочек!» «Песочные прятки», «Отпечатки ладошек», «Играем на пианино», и многие другие игры помогают в регуляции мышечного напряжения и расслабления.

Примеры  игры, которые  используются при работе с песком:

 «Следы на песке». Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько я назову.

«Что изменилось». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Ребенок должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

«Солнечные лучики». Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».  «Заборчики». Ребенок руками лепит заборчики по кругу. За та

ким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

«Выровняй дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком»? Под слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение. Или ребенок аккуратно ложечкой или маленьким совочком раскапывает часть картинки и пытается угадать, что там нарисовано.

«Секрет». В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

  Песочная терапия в игровой и непринуждённой форме позволяет не только развивать коммуникативные навыки, но и расширять знания детей. Например, при изучении темы «Дикие животные» ребёнок создает в песочнице макет леса в соответствии с выбранным ими временем года, населяет лес зверями и дружит их между собой, моделируя ситуацию приветствия, знакомства, прощания. Отдельный акцент я делаю на чувствах, которые испытывает персонаж ребёнка, оказывающий помощь: чувство радости, гордости за свой поступок, желание помогать и заботиться в дальнейшем.

  За счёт формирования сознательного контроля за своими действиями и посредством песочной терапии у детей развивается волевая сфера. Желание ребёнка создать своё видение этого мира позволяет ему достигать цели в виде готового продукта творческой деятельности, а все его волевые усилия оказывают влияние на становление любой деятельности, развивают все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь.

   Завершая работу в песочнице, с ребенком проговариваются ключевые моменты занятия: спрашивается о чувствах самого ребёнка и его отношение к герою. Затем ребенок разбирает свои постройки и игрушки; разравнивает песок.

В случае, когда ребёнку сложно самостоятельно действовать с персонажем, строить высказывания, я разыгрываю хорошо знакомые сказочные истории. Например, сказка «Колобок» позволила отработать модель приветствия и прощания с разными персонажами, а сказка «Репка» помогла ребенку научиться обращаться с просьбой.

Сюжет «Необыкновенные следы» замечательно развивает мелкую моторику детей, тактильную чувствительность. Песок благодаря своей структуре стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев и благотворно воздействует на тактильные ощущения .

Создание изображений в песочнице вызывает у ребят живой интерес. Вследствие этого снимается мышечное напряжение, налаживается работа высших когнитивных функций, снимается тревожность, которая зачастую мешает им справляться с заданиями.

С родителями (законными представителями) воспитанников детского сада регулярно проводятся консультативные работы по использованию метода песочной терапии в домашних условиях: даются методические рекомендации индивидуальной направленности, проводятся мастер-классы.

Песочная терапия помогает  снимать эмоциональное напряжение детей, успокаивать раздражительных ребят, направляя их неуёмную энергию в творческое русло. Эмоциональные реакции детей становятся более адекватными. Замкнутые и стеснительные ребята раскрепощаются, становятся увереннее в себе, а также эффективно развиваются когнитивные функции.

Опыт работы показал, что реализуя, такое направление, как песочная терапия, у детей с задержкой психического развития:

-;

- улучшается координация движение, развивается мелкая моторика рук;

- развиваются навыки общения, пространственная ориентация;

-  развивается тактильно-кинетическая чувствительность.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся стабилизировать психоэмоциональное состояние ,наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка и затрагивает чувства, эмоции ребёнка;

 - Оказывается положительное влияние на развитие познавательных   процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) и снижает негативные проявления (страх, тревожность);

- Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

Список используемой литературы

1.Куракина Н.М. «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». 

2.     Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2002.

3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г.

4. Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия.- Спб, 2010

5. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб, 2010

6.Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Использованием сказка - терапии в работе с детьми с задержкой психического развития

Сказка – необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни. Целью нашей работы является использование сказкотерапии в психо-коррекционной работе с д...