Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Петелина Наталья Сергеевна

Применение развивающих дидактических игр способствует развитию восприятия, воображения, внимания, мышления и памяти у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие детей.

Данный сборник адресован воспитателям дошкольной организации, студентам педагогических колледжей, а также может быть полезен родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад комбинированного типа «Теремок»»


Сборник

дидактических игр направленных на развитие

познавательных способностей

детей старшего дошкольного возраста

                           

                                                                                   Составитель:

                                                                               Петелина Наталья Сергеевна,

                                                                            воспитатель, 1 КК

г. Тулун, 2022 г.

Аннотация

Применение развивающих дидактических игр способствует развитию восприятия, воображения, внимания, мышления и памяти у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие детей.

Данный сборник адресован воспитателям дошкольной организации, студентам педагогических колледжей, а также может быть полезен родителям детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст - это важный период формирования познания мира, поэтому развивать познавательные способности необходимо начинать с дошкольного возраста. Кроме того, познавательные способности играют огромную роль в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Познавательные способности – сочетание интеллектуальных и сенсорных способностей, которые имеют непосредственное отношение к познанию мира и любознательности.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

По мнению известных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддьяков) именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные процессы и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

Дидактическая игра, являясь свободной, естественной формой проявления деятельности, позволяет развивать у детей дошкольного возраста такие познавательные действия как умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать. Через умело подобранные игровые задания, упражнения развиваются возможности детей, их таланты.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности, поиска, отгадывания и т.п.

Цель сборника – подбор и систематизация развивающих дидактических  игр как средства развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  

Развивающие игры, направленные на развитие любознательности

«Собери в корзину»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

«Выставка игрушек»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

«Кто больше запомнит»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

«Рыбки»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: картинки с цифрами и рыбками.

Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?

«Скажи правильно»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?» «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.

Материал: коробка, цифры

Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6); маленькое число (1); число, которое меньше 7 на 1 (6); число, обозначающее день недели – вторник (2); число, последующее числа 4(5).

«Красивый узор»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.

Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносы, наборное полотно.

Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

«Где фигура?»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

Развивающие игры, направленные на формирование восприятия

«Бегите ко мне!»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: синие, красные, желтые и зеленые флажки.

Описание: В вазе стоят синие, красные, желтые, зеленые флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов). Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими.

Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.

- Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, желтого, зеленого) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их).

- Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем дает команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

«Собери капельки в стакан»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: положи в стаканчик капельку синего цвета.

Игровые правила: кто выберет капельку нужного цвета, тот выигрывает.

Оборудование: вырезанные из картона кружочки разного цвета.

Описание: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек».

«Подбери шарик»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: возьмите флажок и подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: флажки и воздушные шарики разных цветов.

Описание:

- Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона).

- А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком.

- Какого цвета у вас шарик и флажок? Давайте украсим группу.

«Воздушные шары»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: посмотрите, какого цвета воздушный шарик, подойдите к фланелеграфу и ниточку такого же цвета.

Игровые правила: кто правильно выполнит задание, тот выигрывает.

Оборудование: воздушные шары, нитки.

Описание: Воспитатель говорит: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

«Подбери по цвету»

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Игровая задача: подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика.

Игровые правила: кто правильно положит все игрушки, тот выигрывает.

Оборудование: коврики и игрушки.

Описание: Воспитатель говорит: «Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

«Живое домино»

Цель: упражнять детей в сравнении цветов.

Игровая задача: постройте круг так, чтобы у каждого цвет ленты на руке совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Игровые правила: кто правильно станет в круг, тот выигрывает.

Оборудование: цветные ленточки.

Описание: Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

«Составь картинку»

Цель: развитие восприятия.

Игровая задача: собери по образцу разрезанную картинку.

Игровые правила: кто сложит все картинки правильно, тот выигрывает.

Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, игрушек. Одна картинка целая, другая разрезана на 4-5 частей.

Описание: Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку. Можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

«Разложи, как я скажу»

Цель: развитие дифференцировки плоских геометрических фигур.

Игровая задача: посмотри на фигуры и выложи фигуры слева направо.

Игровые правила: кто выложит все фигуры правильно, тот выигрывает.

Оборудование: карточки (геометрические фигуры).

Описание: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Воспитатель убеждается, что дети знают их названия. Затем воспитатель предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.).

«Назови форму предмета»

Цель: развитие умения зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Игровая задача: первая команда называет предметы прямоугольной формы, а вторая – квадратной.

Игровые правила: какая команда правильно выполнит задание, та и выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением предметов.

Описание: Дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

«Узнай предмет»

Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины.

Игровая задача: дай мишке круг / дай кукле треугольник / дай зайке квадрат / положи квадрат на окно и т.д.

Игровые правила: кто правильно выполнит все задания, тот и выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Описание: Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги (можно называть другие цвета).

Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники (можно называть другие цвета).

Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты (можно называть другие цвета).

Собери большие круги (треугольники, квадраты).

Покажи маленькие круги (треугольники, квадраты).

Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты (можно называть другие цвета).

Развивающие игры, направленные на формирование памяти

«Рассказываем сказку»

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Игровая задача: расскажите сказку.

Игровые правила: необходимо придумывать сказку, не выходя за пределы темы.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание:

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку, а другой продолжает. Каждый произносит 1-2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

«Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Игровая задача: запомните и повторите слова.

Игровые правила: кто больше всех вспомнит слов, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных слов (тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка). Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

«Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Игровая задача: ответь на мои вопросы.

Игровые правила: кто ответит на все вопросы, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: «Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?».

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотри на игрушки, закрой глаза, открой глаза и скажи, какая игрушка отсутствует.

Игровые правила: кто правильно скажет, какая игрушка отсутствует, тот выигрывает.

Оборудование: 6 игрушек.

Описание: Воспитатель ставит перед ребёнком на 15-20 секунд 6 игрушек. Далее ребенку предлагается закрыть глаза. В это время воспитатель убирает одну игрушку. Затем воспитатель говорит ребенку открыть глаза и спрашивает: «Какой игрушки не хватает?».

«Бусы»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотри внимательно на геометрические фигуры, из которых сделаны бусы, а потом нарисуй бусы на листе бумаги.

Игровые правила: кто правильно нарисует бусы, тот выигрывает.

Оборудование: бусы.

Описание: Воспитатель кладет перед ребенком бусы и предлагает ребенку посмотреть на них, определить геометрические фигуры, из которых бусы состоят, их последовательность. После этого воспитатель убирает бусы и просит ребенка их нарисовать на листе бумаги.

«Кто ушел?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: угадай, кто ушел из шеренги.

Игровые правила: кто правильно угадает, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание:

1 вариант: дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

2 вариант: когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.

«Волшебная цифра»

Цель: развитие памяти.

Игровая задача: запомни свою цифру и найди ее на коврике.

Игровые правила: кто правильно и быстро найдет цифру, тот выигрывает.

Оборудование: карточки с цифрами.

Описание: Воспитатель говорит: «Если хорошо знать цифры, то попадете в страну знаний». Для каждого ребенка воспитатель сообщает его волшебную цифру. На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный воспитателем. По сигналу воспитателя участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

«10 цифр»

Цель: развитие слуховой памяти.

Игровая задача: запомни цифры в том порядке, в котором я их назову. Запомни и повтори их.

Игровые правила: кто правильно повторит порядок названных цифр, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

«Экран»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: посмотрите на предметы, закройте глаза, затем по моему сигналу откройте глаза и найдите изменения.

Игровые правила: кто правильно найдет изменения, тот выигрывает.

Оборудование: предметы.

Описание: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети «фотографируют» своим внутренним взглядом эти предметы. «Фотографирование» идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Воспитатель делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

«Вспомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Игровая задача: послушай слова, постарайся их запомнить и назвать второе слово каждой пары.

Игровые правила: кто правильно назовет слова, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель зачитывает ребенку ряд слов и предлагает запомнить их попарно. Затем воспитатель читает только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары (кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер).

Развивающие игры, направленные на формирование внимания

«Слушай хлопки»

Цель: развитие внимания.

Игровая задача: по моим хлопкам примите позу.

Игровые правила: кто правильно выполнит все задания, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды воспитателя: один хлопок – принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

«Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: назови зверя, если на тебе остановилась считалочка.

Игровые правила: кто быстро назовет зверя, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Дети сидят в круге. Воспитатель указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.


«Запретное слово»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: ответь на вопросы.

Игровые правила: при ответе на вопросы нельзя произносить слово «нет».

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель задаёт вопросы, ребенок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:

Ты спишь в ванной?

Снег белый?

Ты умеешь летать?

Ты был на Луне? И так далее.

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания и переключаемости.

Игровая задача: посмотри на картинки и найди отличия.

Игровые правила: кто больше всех назовет отличий, тот выигрывает.

Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: Ребенку предлагаются:

карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия;

серия картинок (по две картинки на каждой карточке); в каждой картинке 

надо найти пять отличий.

«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

«Архитектор»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Игровая задача: посмотри на мое сооружение и повтори его.

Игровые правила: кто правильно построит сооружение, тот и выигрывает.

Оборудование: кубики.

Описание: Воспитатель – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить, строитель повторяет задание.

«Найди одинаковые картинки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: посмотри на рисунок и найди одинаковые картинки.

Игровые правила: кто быстрее всех найдет одинаковые картинки, тот выигрывает.

Оборудование: рисунок с изображением животных, растений, предметов.

Описание: Ребенку предлагают отыскать на рисунке одинаковые картинки: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки животные, растения, предметы. Необходимо найти среди всех … (название того или иного животного, растения, предмета).

«Лабиринты»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Игровая задача: посмотри на картинку и пройди лабиринт.

Игровые правила: кто больше всех пройдет лабиринтов, тот выигрывает.

Оборудование: листы с изображением лабиринтов.

Описание: Ребенку показывают картинку, спрашивают: «Кто нарисован?», «Что она (он, они) делают?». Потом ребенка просят помочь герою и пройти лабиринт.

«Шерлок Холмс»

Цель: развитие наблюдательности.

Игровая задача: посмотри внимательно на Сашу (Катю, Степу и т.д.), отвернись; по моей команде повернись и угадай, что Саша изменил.

Игровые правила: кто больше всех изменений найдет, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или уходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.

«Лови – не лови»

Цель: развитие распределения внимания.

Игровая задача: лови светлый мяч.

Игровые правила: если бросающий темный мяч говорит «Лови», ловить нельзя.

Оборудование: светлый и темный мяч.

Описание: Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.

Развивающие игры, направленные на формирование мышления

«Разложи предметы»

Цель: развитие логического мышления, речи.

Игровая задача: сложи игрушки в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой.

Игровые правила: кто правильно сложит все игрушки, тот выигрывает.

Оборудование: деревянные и пластмассовые игрушки.

Описание: Воспитатель рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».

«Подбери пару к слову»

Цель: развитие вниманиямышления и речи.

Игровая задача: подбери пару к слову.

Игровые правила: кто правильно подберет все пары к словам, тот выигрывает.

Оборудование: мяч.

Описание: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом – в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

«Что это? Кто это?»

Цель: развитие мышления и речи.

Игровая задача: отгадайте по описанию картинки предметы, фрукты, овощи, животных.

Игровые правила: чья команда отгадает картинки, те и выигрывают.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т.д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

«Угадай-ка: плывет или тонет?»

Цель: развитие логического мышления.

Игровая задача: угадай, какие предметы плавают, а какие тонут?

Игровые правила: кто правильно ответит на все вопросы, тот и выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейка, деревянный и металлический корабли и др. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?

«Летает – не летает»

Цель: развитие операций классификации.

Игровая задача: назови предметы, которые летают и не летают?

Игровые правила: кто больше скажет предметов, которые летают и не летают, тот и выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».

«Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Игровая задача: угадайте по описанию предмет.

Игровые правила: кто правильно угадает все предметы, тот выигрывает.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

Описание: На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

«Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие внимания и мышления.

Игровая задача: нарисуй и зачеркни фигуры, которые я тебе скажу.

Игровые правила: кто правильно зачеркнет фигуры, тот выигрывает.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш.

Описание: Воспитатель предлагает детям следующие задания:

Нарисуй два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркни третью фигуру;

Нарисуй три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркни вторую фигуру;

Нарисуй один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркни пятую фигуру.

«Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления и речи.

Игровая задача: назови слова противоположного значения.

Игровые правила: кто правильно назовет все слова, тот выигрывает.

Оборудование: не предусмотрено.

Описание: Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький, веселый – грустный, быстрый – медленный и др.

Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости

 «Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Материал: модели геометрических фигур, предметы разной формы.

Ход игры: на полочки - подставки воспитатель ставит по 2- 3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет названный предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры, если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?

«Дорога в школу»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

«Что мы делаем?»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;

Материал: не требуется.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.

(Усложнение: Отгадывает не взрослый, а один из детей)

«Дни недели по порядку»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

«Живая неделя»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на них кружками соответствующие дню недели.

Ход игры:

Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» и т. д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7,  по - разному расположенные). Правила игры те же.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра».

Инструкция: по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход игры: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»

Дети бегут к домику под названием «вчера».

Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Сравнение предметов»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.

Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

Инструкция: воспитатель предлагает детям подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подбери самые непохожие).

Ход игры: - Ребята, рассмотрите эти фигуры.

Как называются эти фигуры?

Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками. Подбери самые непохожие.

«Встань на место»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Инструкция: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.

Ход игры: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.

Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

Дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности, вопросительно - исследовательской деятельности.

«Подели яблоко поровну»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Материал: яблоко.

Ход игры: - Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).

- Сколько частей получилось? (Две части.)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна

вторая.)

- Что больше: целое яблоко или его половина?

- Что меньше: половина или целое яблоко?

«Скажи наоборот»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры

Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.

Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый.

Затем дети расставляют предметы (или картинки)по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому

«Узнай по описанию»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.

Материал: картинки с игрушками

Ход игры: 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех?

2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?

3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?

«Сравни и запомни»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по - другому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей  направле-ны на умственное развитие дошкольника в целом.

Таким образом, дидактические игры имеют огромное значение в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как эффективно закрепляют все полученные знания и умения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алабина, Л. В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л. В. Алабина. – М.: ЦГЛ, 2003.
  2. Ерохина Е. М. Развитие внимания, памяти, воображения в дошкольном возрасте: ведущий образовательный портал России infourok.ru. 06.11.2018. URL: https://infourok.ru/razvitie-vnimaniya-pamyati-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste-3354346.html
  3. Пермикина В.М. Развивающие игры как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста https://урок.рф/library/sbornik_razvivayushih_igr_kak_sredstvo_razvitiya_pozn_065937.html 
  4. Сергеева А. В., Федорова С. Н. Игровые упражнения в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. 2020. С. 111-114.
  5. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М. : АРКТИ, 2009. 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактического материала «Игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры на совершенствование звукового анализа слова....

Сборник музыкальных игр , направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Якимова М.С. /МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад»,2019...

музыкальные игры, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, ...

Самообразование педагога "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+"

В данном плане самобразования отражена работа на учебный год по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с импользованием дидактического пособия Мате+...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...