Как рождается музыка.
проект по музыке
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.4.2._kak_rozhdaetsya_muzyka.docx | 51.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты
Автор проекта:
Галина Ольга Николаевна
Музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад » № 65
г. Воркута
2022 г.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Пояснительная записка.
В условиях современного общества развитие логического мышления у детей дошкольного возраста имеет особое значение для успешного обучения в школе.
Для развития логики дошкольника обязательна тренировка, которая возможна в разных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Любому виду музыкальной деятельности предшествует восприятие музыки, при этом работают такие механизмы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается образная речь. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию.
В настоящее время мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки мира, к которым относятся и звуки музыкальные.
Уже с раннего возраста ребёнок проявляет большой интерес к миру звуков. Дети часто экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Так они пытаются услышать «голос» предмета. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развивается внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимость – всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Но, к сожалению, в игры со звуками старшие дошкольники уже не играют.
Таким образом, все вышеизложенное послужило фундаментом для создания проекта «Как рождается музыка», направленного на развитие музыкального мышления.
В результате работы по проекту предполагается создание самодельных музыкальных инструментов, которые пробуждают творческую мысль ребенка, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Работая по проекту, у детей, вовлеченных в групповые формы музицирования (детский оркестр), открываются большие возможности в развитии личностных и творческих качеств.
Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
Материалом для изготовления музыкальных игрушек-инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи («бросовый материал») – коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы и т.д.
Проект долгосрочный, разработан на весь учебный год.
Проект творческий , рассчитан на совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в познании природы звука и создание нетрадиционных
звуковых игрушек-инструментов.
Форма организации:
- совместная;
-опытно-экспериментальная;
-творческая.
Цель проекта:
Развитие слухового внимания, логического мышления и творческого самовыражения дошкольников в экспериментировании с различными звуками.
Задачи:
- Расширять знания детей о музыкальной культуре и музыкальных инструментах, обогащать музыкально-слуховой опыт дошкольников.
- Развивать у детей мыслительные способности (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать) в опытно-экспериментальной деятельности с различными материалами для создания музыкальных игрушек-инструментов.
- Способствовать развитию инициативы, активному участию в импровизации со звуками – в творческо-музыкальной деятельности.
Содержание проекта:
Проект включает 7 этапов, в которых чередуются познавательная и опытно-экспериментальная деятельности.
1 этап - начинается с проблемной ситуации, направленной на мотивацию деятельности дошкольников на результат.
На этом этапе идет обогащение знаний о происхождении звуков, изучение немузыкальных звуков окружающей среды, в него включены темы «Где живутзвуки?», «Почему всё звучит?», «Музыка или шум?» Знакомим детей со звуками музыки.
2 этап – опытно-экспериментальный.
Дети учатся извлекать звуки из любых подручных предметов: стучат кубиками, шуршат газетой, гремят коробочкой.
3 этап – познавательный.
Дети знакомятся со звуками предметов из разных материалов (стеклянный, деревянный, металлический). Включается тема – «Знакомьтесь – звук!»
4 этап – эксперименты со звуками.
Экспериментируют со звуками предметов разной формы и величины (коробочки с разной крупой, металлические трубочки разной величины, стеклянные бутылочки по-разному наполненные водой).
5 этап – «Музыкальная мастерская».
Дети вовлечены в творческую деятельность по созданию простейших инструментов по образцу (Что может заменить колокольчик? Барабан? Погремушку? Бубен?)
6 этап – опытно-экспериментальный.
Дети находят приёмы звукоизвлечения громких и тихих звуков, высоких и низких, долгих и коротких.
7 этап – создание оркестра, где используются все созданные детьми инструменты, закрепляются навыки игры на каком-либо самодельном инструменте. Разучивается репертуар. Итог создания оркестра – концерт.
Требования к уровню подготовки дошкольников.
Предметно- информационные:
- Наличие элементарных представлений о взаимоотношениях с окружающей средой.
- Наличие представлений о различиях между немузыкальными и музыкальными звуками.
- Знание названия каждого самодельного музыкального инструмента и принципа его изготовления.
- Знакомство с характером звучания каждой игрушки-инструмента.
- Знание способов игры на каждой самодельной игрушке-инструменте.
Деятельностно-коммуникативные:
- Умение осознать и вербально выразить свои эмоции и переживания.
- Способность участвовать в традиционных праздниках.
- Владение основными правилами самоорганизации.
- Умение творчески подходить к созданию музыкальных игрушек-инструментов, работая самостоятельно или коллективно.
- Умение различать произведения разных жанров: танец (полька, вальс, народная пляска), песня, марш и подбирать для них определенные музыкальные инструменты.
- Умение придумывать на игрушках –инструментах (самостоятельно или коллективно) несложные музыкально-ритмические рисунки, попевки.
- Умение давать оценку своим ответам, качеству исполнения, а также ответам других детей и качеству их исполнения.
- Умение самостоятельно подбирать игрушки-инструменты к музыкальным произведениям и музыкальным образам.
Ценностно-ориентированные:
- Уважение к ценностям традиционной культуры своего народа, своего края.
- Освоение этнических норм на основе фольклорной традиции, народных сказок, образов, праздников.
- Понимание роли труда, личной инициативы в обществе и жизни человека.
- Владение разными способами игры на самодельных игрушках-инструментах.
- Наличие навыков исполнения несложных ритмических рисунков на различных самодельных игрушках-инструментах соло и в ансамбле.
- Наличие навыков концертного выступления.
Приложение к проекту № 1
Мир без звуков был бы грустным,
Серый, скучный и «невкусный»!
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
План совместной деятельности
воспитателя, музыкального руководителя и детей
по проекту «Как рождается музыка»
Тема №1 «Где живут звуки?»
Цель: Развивать слуховое внимание. Знакомство детей с окружающими их звуками природы, улицы, дома.
Дата | Задачи | Дидактические игры | Опыты- эксперименты |
Сентябрь | Побуждать детей к поиску звуков окружающего мира. Находить причины происхождения звуков, сравнивать их. | «Где живут звуки?» «Замри и слушай» «Различи звук и мелодию» | Эксперименты с предметами: «Почему всё звучит?», «Музыка или шум?» (стучим кубиком, шуршим газетой, гремим коробочкой). «Откуда берётся голос?»- подвести к пониманию возникновения звуков речи. |
Тема №2 «Звук живёт в любом предмете».
Цель: Знакомство с немузыкальными звуками окружающей среды.
Дата | задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Октябрь | Развивать у детей умение анализировать свойства звуков, сравнивать звучание предметов из различного материала по-разному наполненных или разной величины. | «Игра со звуком». «Путешествие звуков». | Эксперименты с деревянными предметами: стучать деревянными палочками, кубиками; Постучать по металлофону, по металлической посуде; Постучать по стеклянной посуде наполненной водой. «Музыкальные банки». |
Тема №3 «Мы весёлые игрушки – озорные погремушки».
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом – погремушкой, её изготовление
и обучение приёмом игры на ней.
Дата | задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Ноябрь | Расширять знания о музыкальном инструменте-погремушке; подводить детей к умению обобщать способы создания звучащего инструмента (чем наполнить? Приёмы звукоизвлечения). | «Найди игрушку», «Оркестр». | «Коробочка с секретом». |
Тема №4 «Сильный, громкий барабан!»
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом – барабаном, его изготовление и
обучение приёмам игры на нём.
дата | задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
декабрь | Расширять знания о барабане (его история). Привлечь к поиску в создании ударного инструмента путём экспериментирования со звуками различного материала. | «Угадай , на чём играю?», «Чей это марш?», «Громко-тихо», «Быстро-медленно». | «Как сделать звук громче?»- выявить причину усиления звука, «Почему не слышно?» Выявить причину ослабления звука. |
Тема №5 «Колокольчик звонкий – голосочек звонкий».
Цель: Знакомство с музыкальным инструментом – колокольчиком, его
изготовление и обучение приёмам игры на нём.
Дата | Задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Январь | Расширять знания о колокольчике, его устройстве. Привлечь к поиску в создании колокольчика путём экспериментирования со звуками различного материала и размера. | «Различи звук и мелодию» | «Какой колокольчик звонче?» (сравнить - пластмассовый и металлический). «Как получаются звуки?» |
Тема №6 «Коми народные инструменты»
Цель: Знакомство с коми народными инструментами, их изготовление.
Дата | Задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Февраль | Знакомство с коми народными инструментами: «Зиль-зёль», «Коробочка», «Колотушка», с их устройством; привлечь к поиску звукоизвлечения, к созданию самодельных коми инструментов, к поиску материалов. | «Какой у инструмента голос?» | «Почему они звучат?» |
Тема № 7 «Весёлый бубен»
Цель: Закрепление знаний детей о музыкальном инструменте – бубне; его
изготовление. Закрепление приёмов игры на нём.
Дата | Задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Март | Расширять знания о музыкальном инструменте – бубне, его устройстве. Учить сравнивать звуки предметов из разных материалов (деревянный – стук, металлический – звон); создавать самодельный бубен, находить приёмы звукоизвлечения. | «Тихо – громко» «По какому предмету?» | Эксперимент с деревянными и металлическими трубочками, крышками. «Что может заменить?» «Как сделать звук громким? Тихим? Долгим? Коротким?» |
Тема № 8 «Знакомьтесь – металлофон и ксилофон!»
Цель: Развивать слуховое внимание; Умение сравнивать и сопоставлять звучание металлофона и ксилофона, находить материалы для изготовления созвучных инструментов.
Дата | задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Апрель | Расширять знания о металлофоне и ксилофоне. Сопоставлять их звучание с предметами; создание самодельных музыкальных инструментов. | «Угадай, на чём играю?» «Высокий – низкий» | «Где прячутся высокие и низкие звуки?», «Что может заменить?» |
Тема № 9 «Вот какой у нас оркестр!»
Цель: Развивать слуховое внимание, умение анализировать, сопоставлять
музыкальный образ с самодельными музыкальными инструментами, умение
играть в оркестре.
Дата | Задачи | Дидактические игры | Опыты-эксперименты |
Май | Закрепление навыков игры на самодельных музыкальных инструментах; учить различать на слух их звучание; сопоставлять образ музыкального произведения со звучанием самодельной игрушки-инструмента. Учить слаженно играть в оркестре. | «Звуки наших музыкальных инструментов» |
Приложение к проекту № 4
Задания и рекомендации
по изготовлению музыкальных игрушек инструментов
и их использованию.
Погремушка.
- Её можно сделать из бутылочки из-под шампуня, воды, любой коробочки, наполнив её крупой (гречка, горох, рис), камушками, бусинками.
- Украсить погремушку орнаментом (нарисовать или сделать аппликацию); превратить погремушку в героя сказки.
- Сыграть любимую песенку громко или тихо.
Барабан.
- Загадка : Сам пустой
Голос густой.
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
- Смастерить барабан из пустых майонезных ведерок, железных коробок из-под печенья, коробок из-под китайской лапши.
- Исполнить под фонограмму «Марш деревянных солдатиков» -Чайковского, песню «Барабанщик»-Красева.
Колокольчики.
- Сделать колокольчик из одноразового пластмассового стаканчика, через донышко протянуть ниточки с нанизанными на них пуговицами или любыми мелкими предметами.
- Исполнить любимую песенку.
Бубен.
- В коробочке из-под конфет напротив друг друга шилом делаются отверстия, через которые протягиваются резинки с надетыми на них металлическими крышечками, затем резинки снаружи закрепляются узлом.
- Исполнить «Итальянскую польку»
Бубенцы.
- Аналогично бубну – на резинку надеваются железные крышечки, резинка натягивается на ручку от детского ведёрка и закрепляется.
- Пение песни «Солнечная капель» аккомпанируя на бубенцах.
Металлофон.
- На детскую пластиковую вешалку крепкими нитками крепятся металлические трубочки или пластиночки (можно от использованного металлофона) разной величины – от маленького до большого. Приготовить палочку, которой будут стучать по металлическим трубочкам.
- Исполнить песню «Разговор с дождиком».
- Сочинить свою мелодию.
Ксилофон.
- Изготавливается аналогично металлофону, только используются деревянные пластиночки или палочки разной величины.
- Исполнить любимую песенку.
- Сочинить свою мелодию.
Коми народные инструменты:
Колотушка.
- Для её изготовления понадобится плоская бутылка из-под шампуня. В донышке сделать дырочку, в неё протолкнуть верёвочку, на конце верёвочки закрепить большую пуговицу или капсулу из шоколадного яйца.
- Исполнить под фонограмму «Коми Кадриль»
Коробочка.
- В небольшую коробочку насыпать горох, обклеить цветной бумагой, украсить коми орнаментом.
- Исполнить песню «Руй, руй, оленёк!» (ритмический рисунок)
Зиль –зёль.
- Этот инструмент похож на китайскую «Музыку ветра». Несколько палочек (карандаши, фломастеры) привязать за ниточку на кольцо
- Под фонограмму «Увезу тебя я в тундру» исполнить на инструменте.
Приложение к проекту № 2
Описание опытов-экспериментов.
«Где живут звуки?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход опыта. Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов:
- Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. Она дрожит, колеблется) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается).
- Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить её звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).
- Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, держа её пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делается вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).
- Дети разбиваются на пары. Один ребёнок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк. ( Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).
«Музыка или шум?»
Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.
Ход опыта. Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, знают ли ребята эту песенку. Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (Нет). Как назвать то, что получится? (Шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему. (Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному.) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребёнок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
«Откуда берётся голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
Ход опыта. Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) . Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко-
в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейкой тонкой нитью: из неё извлекается тихий звук, если подёргать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дёрнуть посильнее – звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвётся). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережёт голосовые связки.
«Как сделать звук громче?»
Цель: выявить причину усиления звука.
Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход опыта. Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев – получается звук. Ребята сами объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха – и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче (в случае затруднения можно предложить одному ребёнку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время – легонько пальцами коснуться стула). Что чувствуют пальцы? Делаем вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше – и звук получается громче. Педагог предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: столу, кубику, книге, цветочному горшку т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. (Колебания). Стал ли звук громче? (Звук усилился). Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (Рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через него. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
«Коробочка с секретом»
Цель: выявить причину ослабления звука.
Материал: коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри она полностью обложена поролоном.
Ход опыта. Педагог предлагается отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Ребята пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обёртывая их сверху поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных. (Накрыть будильник чем-нибудь мягким – подушкой, одеялом и т.п.).
«Музыкальные банки».
Цель: выявить причину происхождения высоких и низких звуков.
Материал: стеклянные банки.
Ход опыта. Банки наполняют водой. В одну из них следует налить воды меньше половины, в другую – половину, а третью – наполнить до краев. На банках можно играть железной палочкой или кончиком ложечки. Звуки получаются разными.
«Почему не слышно?»
Цель: выявить причину ослабления звука.
Материал: большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.
Ход опыта. Педагог предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой комнате.
- В большой ёмкости у одного края помещаются легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края ребята бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности ёмкости. Бросая камешки, обращаем внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).
- Дети закрепляют в ёмкости преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны ёмкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
«Где живёт эхо?»
Цель: подвести к понятию возникновения эха.
Материал: пустой аквариум или большая стеклянная банка, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки. Мяч.
Ход опыта.
Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово слышится ещё раз). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют с помощью опытов, где оно бывает. А где его быть не может. Каждый ребёнок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да,звуки повторяются.) Затем заполняются ёмкости тканью. Веточками, сухими листочками и т.п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (Нет, эхо исчезло).
Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы; не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). То же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняем. Почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).
«Как распространяется звук».
Цель: объяснить, как распространяются звуковые волны.
Материал: ёмкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол ; глубокая ёмкость с водой; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
Ход опыта. Педагог предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху.
Шашки или монеты располагают вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно дети ударяют по крайнему предмету. Выясняем. Что произошло. (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы, так же передается звук по воздуху).
Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к ёмкости с водой, другое ухо закрывает тампоном; второй ребёнок бросает камешки. Первого спрашивают, сколько камешков брошено и как он об этом догадался. (Услышал 3 удара, их звуки передались по воде).
Дети наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (По воде пошли волны – передается звук).
«Как появляются звуки?»
Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.
Материал: ксилофон, металлофон, деревянная линейка.
Ход опыта. Педагог предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию на другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее, второй – грубее). Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем эту же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие звуки.
Приложение к проекту № 3
Дидактические игры.
«Замри и слушай»
Цель: развитие внимания.
По команде педагога: «Раз! Два! Три! Замри!», ребёнок, на которого указывает воспитатель, называет услышанные звуки.
Игра со звуком.
Цель: развивать умение слушать.
Те звуки, которые могут появиться в группе, если стукнуть палочкой по стулу, кулачком по столу, щелкнуть языком, шумно вздохнуть и т.п., можно произвести в определенной последовательности. Договорившись с детьми, кто и когда вступает, педагог, как дирижер, руководит вступлением одного звука, второго, третьего и т.д. Дети исполняют эти звуки последовательно и без остановки. Таким образом из последовательности немузыкальных звуков создается определенная звуковая композиция.
«Различи звук и мелодию»
Цель: учить различать музыкальные явления – звук и мелодию.
Проиграть ребёнку на каком-либо инструменте (можно на детском) любой отдельный звук. И спросить его: «что это?» и самим ответить: «Это звук». Снова проиграть другой звук, спросить и дать ответить самому ребёнку. Стукнуть о стол пальцем и повторить вопрос. Пропеть звук и тоже спросить. Попросить ребёнка самого сыграть звук.
Теперь пропеть коротенькую мелодию из нескольких звуков и спросить: «Что это?». Ответить: «Мелодия». Сыграть такую же мелодию, снова спросить. Дать ответить ребёнку. Повторить то же самое, как при различении со звуком.
В конце игры чередовать разные звуки и мелодии, передавая их разными способами. Можно усложнить задание на узнавание знакомых звуков и мелодий или их повторение. Можно предложить ребёнку самому загадывать такие загадки.
«Какой у инструмента голос?»
Цель: развитие тембрового слуха.
Показать, как звучат разные инструменты, голоса людей, птиц, давая им эмоциональную сравнительную с чем-то оценку. Можно с образами разных предметов. Например, звонкий, глухой, скрипучий, тоненький, толстый и т.д.
Показать разные музыкальные инструменты («Зиль-зёль», «Коробочка», «Колотушка») и их голоса.
«Громко – тихо»
Цель: развитие динамического слуха.
Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!» Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо!». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросить ребёнка стукнуть тихо и громко, сыграть тихо и громко. Обратить его внимание на движения рук. Спеть звук «А» тихо и громко.
Пройти по комнате тихо и громко. Сыграть мелодию тихо и громко. Попросить под разную мелодию по-разному пройти. Попросить сменить движения, когда играет тихая, а когда громкая музыка: громко идёт медведь, тихо бежит лисичка.
«Быстро – медленно»
Цель: учить анализировать музыкальный темп и соотносить движения с музыкой,развивать темповый слух.
Предложить выполнить движения: похлопать, помахать руками, покивать головой, потопать ногами под быструю музыку, затем поменять темп. Дать возможность послушать музыку и сказать , какой темп был в начале и в конце, менялся ли.
«Высокий – низкий»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Дать послушать высокий и низкий звук сравнивая их с маленькими и большими животными. Можно сопровождать звук движением ладони вверх и вниз. В конце вместе с ребёнком пропеть эти звуки, сопровождая пение движением руки или вставая на цыпочки при высоком звуке и приседая при низком.
«Угадай, на чем играю?»
Цель: развитие тембрового слуха, учить сравнивать звучание маленьких и больших инструментов (барабан большой и маленький, колокольчик большой и маленький).
За ширмой воспитатель играет на разных музыкальных инструментах, дети отгадывают.
«Звуки наших музыкальных инструментов»
Цель: учить соотносить звуки настоящих инструментов и самодельных,развитие тембрового слуха.
Дети с закрытыми глазами определяют звучание настоящих музыкальных инструментов и самодельных.
«По какому предмету стучу?»
Цель: учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.
Ход игры. На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.
Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различить.
Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р.Шумана, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж.Оффенбаха.
При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.
Заключение.
Данный проект разработан для музыкальных руководителей и педагогов, деятельность которых направлена на развитие слухового внимания, логического мышления и творческого самовыражения дошкольников в экспериментировании с различными звуками.
Я считаю, что данный проект перспективен для работы с детьми старшего дошкольного возраста независимо от уровня развития музыкальных способностей.
Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая деятельная работа с детьми по развитию слухового внимания, логического мышления и творческого самовыражения в тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателя и детей.
Реализация проекта:
- станет эффективной частью системы работы по развитию музыкально - творческих способностей у дошкольников, обогащению музыкального слуха, изобретательности, ассоциативности и вариативности мышления;
- позволит систематизировать и обобщить представления детей о звуках окружающей среды;
- будет способствовать воспитанию музыкального вкуса, получению
- удовольствия от создания самодельных игрушек-инструментов и игры на них;
- будет носить ненасильственный характер, максимально отвечать запросам и интересам детей;
- будет способствовать развитию инициативы, активному участию в импровизации со звуками – в творческо-музыкальной деятельности;
- положительно влиять на результативность воспитательно-образовательного процесса.
Все это в целом позволяет решить поставленные проектом задачи.
Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, как для самого педагога, так и для его воспитанников. Участвуя в детском оркестре с использованием инструментов, созданных своими руками, личность ребенка самореализуется. У детей развивается изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствующие общему интеллектуальному развитию, обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента, развивается стремление к творчеству, обогащая внутренний мир каждого ребёнка.
Музыкальный руководитель и воспитатель в ходе работы по проекту нарабатывает эффективные приемы в работе с детьми, используя новые технологии развивающего обучения, необходимые каждому современному педагогу, добивающемуся качества образовательного процесса.
Литература:
- Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль: Академия развития, 2005 г.
- Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль: Академия развития,1997 г.
- Девятова Т.Н. «Звук-волшебник». М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006 г.
- Кочемасова Е.Е. ,Тютюнникова Т.Э. «Откуда берется звук?»/Ж-л «Музыкальная палитра» № 5,2006 г.
Приложение к проекту:
Приложение №1 План совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя и детей по проекту «Как создать музыку?»
Приложение №2 Описание опытов-экспериментов.
Приложение №3 Дидактические игры.
Приложение №4 Задания и рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек инструментов и их использованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Звуки музыка рождает, все болезни побеждает"
Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы. Формировать представления детей о благотворном влиянии музыки на настроение человека, на его физическое состояние. знакомиить с произведе...
Конспект оздоровительного занятия на тему "Звуки музыку рождают, все болезни побеждают!"
Здоровье - это не только физическое благополучие, но и чувство психологического комфорта. Почувствовать себя хорошо, поднять себе настроение дети могут при помощи мира приятных звуков: пения и прослуш...
« Звуки музыку рождают, все болезни побеждают»
тематическое занятия для детей старшей группы....
Учимся слушать музыку. Авторское стихотворение "Музыка рождается в тиши"
Одна из важнейших задач, которую мы, музыкальные руководители и учителя музыки, ставим перед собой, это задача - научить ребёнка вслушиваться в звучащую музыку в тишине, не отвлекаясь, вос...
Презентация Организация музыкальной лаборатории в ДОУ "Из чего рождается музыка?"
Презентация Организация музыкальной лаборатории в ДОУ "Из чего рождается музыка?"...
Крошечная музыка или где рождается музыкальное восприятие (слушание музыки для дошкольников)
С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные вол...
Конспект "Как рождается музыка"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет (музыка). "Как рождается музыка?" С целью развития музыкальных способностей у дошкольников через элементарное музицир...