Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».
консультация
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._palchikovaya_gimnastika_i_ee_vliyanie_na_razvitie_rechi.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста».
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Литвинова М.М.
г. Долгопрудный
Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка:
- Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.
- Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.
- Достигается понимание смысла речи.
- Повышается речевая активность.
- Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.
- Развиваются творческие способности, фантазия.
- Расширяется кругозор ребенка.
Существуют различные виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами.
- Активные игры со стихотворным сопровождением.
- Игры манипуляции.
- Пальчиковые кинезиологические игры.
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
- Пальчиковые игры в парах.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
- Никогда не принуждайте.
- Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Как сказал известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Яблоки в корзине».
Раз обезьянка Зина Увидела в корзине | (Сложить ладони в форме корзины.) |
Два ароматных яблока Да не из магазина. | (Сжать два кулачка и покрутить ими.) |
Запрыгнула … и Вскрикнула! Так что же? Что же? Что же? | (Стучать кончиками пальце обеих рук по столу в ритме стихотворения.) |
Да просто первым яблоки Уже заметил ежик! | (Сложить ладони вмести, а пальцы-иголки растопырить.) |
«Апельсин».
Мы делили апельсин | (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает) |
Много нас – а он – один. Эта долька – для ежа, | (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) |
Эта долька – для чижа, Эта долька – для котят, Эта долька - для утят, Эта долька - для бобра, А для волка – кожура! | (Встряхиваем обе кисти) |
«Дом».
Стук – стук - постук, раздается где - то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - Вот с такою крышей, | (ладошки над головой) |
Вот с такими стенами, | (ладошки около щёчек) |
Вот с такими окнами, | (ладошки перед лицом) |
Вот с такою дверью, | (одна ладошка перед лицом) |
И вот с таким замком! | (сцепили ручки) |
«Моя семья».
Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. | По ходу чтения, загибается на ручке ребенка пальчик, начиная с большого пальчика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
работа с родителями....
Консультация для родителей на тему: "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути....
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Опыт работы: "Дидактическая игра и её влияние на развитие речи детей дошкольного возраста"
Вопрос о развитии речевой деятельности у детей дошкольного возраста – это серьёзная и актуальная проблема, которой уделяют большое внимание многие педагоги и специалисты. К сожалению, в современ...
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста"
В данной консультации описывается влияние пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...