Самообразование «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»
методическая разработка

Михайленко Олеся Геннадьевна

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_razvitie_melkoy_motoriki.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством

пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»

Михайленко О.Г.

Сроки реализации: с сентября 2024 г. по май 2025 г.

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Актуальность темы:

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей активно используются в своей работе пальчиковые игры. Поэтому определила для себя тему самообразования «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе». Считаю, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми младшего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

- работать по изучению методической литературы по пальчиковым играм у детей младшего возраста;

- активизировать речь детей посредством развития мелкой моторики, координации движения кистей при помощи пальчиковых игр;

- разработать картотеку пальчиковых игр по темам, схематическое изображение, пополнение пространственной среды;

- дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Предполагаемый результат:

У детей развита мелкая моторика, координация движений, активизирован словарный запас, дети соотносят движения пальчиками с фразами пальчиковой гимнастики, умеют выполнять пальчиковую гимнастику при помощи схем.

Форма работы с детьми:

1. Совместная групповая и подгрупповая работа с детьми

2. Индивидуальная работа

3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей

Методы и приемы работы с детьми:

1. Словесный метод

2. Наглядно-действенный

3. Практический

Форма самообразования:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы, подбор материала и атрибутов для работы с детьми, родителями, коллегами.

Изучение учебно-методической литературы

1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего

дошкольного возраста»

3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.

5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).

6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).

7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1 г.)

8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОДИН ГОД.

Октябрь

Разучивание пальчиковых игр:

- Сорока-сорока

- Как у нашего кота

- Где же ручки

- Капуста

- Сидит белка на тележке

Картотека на тему: «Веселые зверята», «Птицы», «Овощи».

Памятка для родителей на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

Ноябрь

Разучивание пальчиковых игр:

- Перчатка

- Маленькая мышка

Цель:

- развитие мелкой моторики рук детей

- развитие речи детей младшего возраста

Заучивание с детьми пальчиковых игр по темам: «Моя семья», «Пальчик».

Перчаточный театр с героями потешек.

Подготовка пальчикового театра «Исценировка р.н. сказки «Теремок».

Подготовка, разучивание пальчиковых игр.

- Паучок

- Червячки

- На лесной лужайке

- В домике живет волчок

- Вымыли мы ручки

- Повстречались

Цель:

- развитие координации движений

- формирование чувства ритма

Декабрь

Подготовка, разучивание пальчиковых игр:

- Два медведя

- Помощник

- Мои веселые пальчики

- Идет коза рогатая

Цель:

- совершенствование мелкой моторики

- развитие двигательной способности кисти

Игра «Я катаю мой орех», игра на развитие тактильного восприятия «гладкий – шершавый», «Чудесный мешочек».

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Январь

Пальчиковые игры на тему: «Зимушка зима», «Новый год»

Февраль

Мастер – класс для детей и родителей «В гости к большому пальчику».

Распространение опыта: инсценировка пальчикового театра. Р.н.с. «Колобок»

Март

Совместное создание пальчикового театра (сшить, связать).

Конкурс для детей и родителей.

Театр своими руками.

Консультация для педагогов: «Как при помощи пальчиковых игр развить мелкую моторику детей»

Апрель

Информирование о создании лэп буков по заданной теме.

Презентация лэп бука «Пальчиковые игры для дошкольников».

Мастер – класс по созданию картотеки пальчиковых игр среди воспитателей младших

групп.

Май

Пополнение пальчикового театра «Веселые зверята».

Игры – ходилки для пальчиковых игр «Домашние животные», «Лесные животные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...

Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр" 2020 год

Отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр" 2020 год...

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко де...

Презентация по теме самообразования "Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии"

Цель: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.Актуальность ...

Творческий отчет по теме самообразования :«Развитие мелкой моторики и познавательного интереса у младших дошкольников посредством дидактического пособия «Фрутокрышки»"

Тема самообразования выбрана мною не случайно так как, на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с...