Нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста
материал

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для дошкольника Родина  начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье «растёт» будущий гражданин своей страны. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье «растёт» будущий гражданин своей страны. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Зинкевич Ю.С., Алексеева Е.Ю. считает, что «взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционально, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. Одной из главных целей работы воспитателя является формирование обобщённого представления родителей в вопросах воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно-патриотическом воспитании детей необходимо их в жизнь детского сада. Взаимодействие с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребёнку социально – исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьёй.

Организацию взаимодействия с семьёй воспитанников следует осуществлять в условиях партнёрства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.

Лазарева М.В. определила цель и задачи взаимодействия педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. По её мнению, «цель взаимодействия педагога с родителями: формирование обобщённого представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.

Задачи:

-привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников,

-раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей,

-познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания,

-показать родителям роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании,

-выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания»

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляется через различные формы сотрудничества.

В первую очередь анкетирование, касающееся вопросов семьи, воспитания детей в семье, традиций и увлечений семьи:

«Моя семья. Семейные традиции», «Ваше отношение к нравственно – патриотическому воспитанию».

Разработка и оформление буклетов, стендов, консультаций для родителей:

«Роль семейных традиций в жизни ребёнка», «нравственно – патриотическое воспитание дошкольника в семье», 2Расскажем детям о Великой Отечественной войне».

Не малую роль играют родительские собрания традиционной и нетрадиционной формы:

«Что такое доброта?», «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», «Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка».

Одним из эффективных методов нравственно – патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определённой части общего задания, собирают информацию, фотографии и оформляют плакаты. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (ООД, выставки, родительское собрание), например, «Генетическое древо семьи».

Совместные детско – родительские встречи способствуют уточнению и дополнению нравственно –патриотических качеств детей. Традиционным может быть досуг «Осень», «Хлеб всему голова» в начале осени. Дошколята и родители состязаются в знаниях о происхождении хлеба, в играх, в исполнении частушек, стихов, умении быстро и правильно решать поставленную перед ними цель, а также создают атмосферу радостного настроения.

В приобщении детей и родителей к природе Малой Родины и бережном отношении способствуют экологические акции «Береги лес», 2Ёлочка, живи!», который прививает у детей чувство доброты, любви и уважения к природе родного края. В акциях участвуют дети и их родители. Дети раздают буклеты, где можно прочесть стихи о природе, вспомнить правила поведения на природе.

К нетрадиционном формам родительских собраний в работе с семьёй можно отнести:

КВН «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребёнка».

Круглый стол «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм», «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье», «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребёнка едины» Из чего складывается трудолюбие?».

Консультации для родителей:

«Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Как воспитать патриота», «Вместе с ребёнком смотрим телепередачи о природе». Тематические и традиционно – календарные праздники:

«Осенняя ярмарка», «День народного единства», «День матери», «Новогодний праздник», «8 марта», «Масленица», «Встреча весны – фольклорный праздник», «День Победы», «День города» и другие.

Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьёй по патриотическому воспитанию, например, «Русская изба», экспозиции «Изделия из бересты», «Игрушки наших прадедов», «Бабушкин сундук».

Использование наглядно – информационных и агитационных форм:

Акции «Берегите первоцветы», «Мы за чистый город», «Земля - наш общий дом» и другие.

Оформление тематических стендов: фотовыставки семейной тематики «Фронтовики, наденьте ордена», «Наши достижения», «Как я провёл лето» в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Тематические дни: «Синичкин день», «День здоровья», «Международный день театра», «День смеха», «День защиты детей».

Участие в конкурсах МАДОУ: «Моя мама рукодельница», «Столовая для птиц»,

конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Зимняя сказка»,

конкурс плакатов «Берегите природу Тамбовщины», «Наши дети – наше будущее».

Экскурсии по городу, в музеи, библиотеки.

Фотовыставки : «Тамбов – вчера, сегодня, завтра…», «Путешествие по родной стране».

Музыкальные мероприятия «Песни военных лет», «О русских традициях и обычаях».

Совместно с родителями и детьми необходимо пополнять центр патриотического воспитания. Родители и дети принимают участие в продуктивно – исследовательской деятельности. Центр патриотического воспитания обогащается альбомами, плакатами, папками, дидактическими играми, пособиями и символикой.

Таким образом, большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, так как воспитание личности – процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки расписания занятий.

Эти формы и методы помогают ребёнку создать в своём воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.

Значимость духовно –нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас, педагогов, на поиск новых эффективных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Деловая игра «Эрудит» - «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста - уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...

«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...

«Педагогический ринг»  на тему  «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Педагогический ринг» на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»...