Организация уголка игрового цента по изодеятельности в старшей группе
консультация (старшая группа)

Ларина Марина Михайловна

Выступление на педагогическом совете воспитателя по теме"Организация уголка ИЗО деятельности в старшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ugolok_izo.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

Выступление на педагогическом совете

«Особенности организации

уголков изобразительной деятельности в старшей группе»

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Ларина Марина Михайловна

                                               Новосибирск 2022

Рисование – это любимое занятие многих детей, начиная с раннего возраста. Малышам интересно наблюдать, как ложиться краска на листы бумаги, узнавать, как получаются кляксы или знакомые персонажи мультфильмов. Но больше всего их радует, когда все это они могут сделать сами.

Организация в группе детского сада уголка изобразительного искусства помогает создать в группе оптимальные условия для развития изобразительной деятельности, самостоятельности и творческой активности детей. Ребята получают возможность самовыражения в разнообразных видах художественной и проектной, творческой деятельности, знакомства с окружающим миром, познания свойств предметов, цветов, соотнесении понятий «предмет-цвет» и т. д.

Современное оформление уголка изобразительного искусства в детском саду может состоять из оформления выставки детских рисунков в раздевалке и уголка с материалами, наглядными пособиями, красочными рисунками и тематическими атрибутами непосредственно в группе.

Самое главное, чтобы уголок изо-деятельности был размещен в наглядном, оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Важно, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным, творческим материалам.

Обязательное условие - высокая культура оформления и эстетичность, а также гибкое и расширенное использование организованного пространства уголка. С целью знакомства родителей с творчеством своих малышей выставки детских работ следует оформлять в раздевалке или же в непосредственной близости от выхода из группового помещения. Варианты оформления могут быть самыми разнообразными. Например, можно предложить вариант, когда поделки демонстрируются на стенде, возможно с дорожками из лески, на которую при помощи скрепок и других подручных материалов вешаются рисунки.

Рекомендуется, что бы в уголке располагался столик с крышкой или мольберт, всевозможные краски, кисточки, бумага разного формата и текстуры, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, баночки для воды, фартуки, материалы для лепки, в общем все, что будет способствовать художественному развитию ребенка. Материалы, по возможности, лучше разместить в шкафу или специальной тумбочке.

В уголке также для наглядности следует поместить репродукции, картины, портреты художников, изделия декоративно-прикладного, народного искусства (дымка, гжель, хохлома). Там же необходимо расположить различные дидактические игры для знакомства детей с различными направлениями и жанрами — натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; с цветами и их оттенками. В уголке художественного ручного труда важно расположить образцы тканей, швов и др. материал для познания окружающего детьми.

Еще одно отличное предложение - если в уголке или рядом есть место, в котором дети могут по желанию посмотреть диафильмы, видеофильмы, послушать музыкальные произведения или посмотреть, как связаны между собой разные виды искусства.

Воспитателю необходимо познакомить детей с уголком ИЗО:

1. Рассказать о его устройстве и непосредственном назначении;

2. Приучить детей рассматривать картинки, творческие материалы и прочие атрибуты только там;

3. Сообщить детям правила, которые нужно соблюдать, относительно изо-уголка:

- брать альбомы, репродукции, портреты только чистыми руками;

- перелистывать осторожно;

- не рвать, не мять, не использовать для игр;

- после того как посмотрел, всегда класть книгу, картину на место.

Прежде, чем приступать к оформлению, продумайте, что и где вы поместите, без какой составляющей вам не обойтись. Добивайтесь эстетичности и актуальности в оформлении.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес к рисованию. Для накопления опыта изобразительной деятельности лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования лучше использовать гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

Уголок нашей группы расположен непосредственно возле окна, хорошо освещен. Он представляет собой стол с находящимся на нем необходимым набором изо материалов для лепки, рисования, аппликации и конструирования (в соответствии с программой средней группы). В изо - уголке у нас находятся предметы для ознакомления и восприятия: расписные матрешки, иллюстрации известных художников к детским книгам. Я выставляю в уголок картинки в соответствии с изучаемым на занятиях материалом (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, поделки из природного материала). В уголке находятся предметы для воспроизведения традиционными и нетрадиционными техниками (фломастеры, карандаши, восковые мелки, гуашь, кисти, ватные палочки, жесткая кисть, пластилин, доска для лепки, бумага белая, цветная, клей, ножницы (под присмотром), трафареты тематические, сангина и уголь, баночки для воды, оригинальная доска для рисования «Мульти Проектор», которая предназначена для развития у детей абстрактного мышления и творческих навыков. Детские работы размещаются в раздевалке в специально отведенном месте, где ими могут любоваться родители и дети.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.    В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать. Большую часть оборудования и изобразительных материалов можно хранить в коробках с картинками и надписью.

Итак, особенностями организации уголков изобразительной деятельности для всех групп детского сада являются: (вы можете увидеть на слайде):

  1. Оптимальное расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность, безопасность;
  2. Использование ноток «детской руки» в оформлении;
  3. Наличие произведений искусства, соблюдение возрастных требований;
  4. Наличие изобразительного материала: разнообразие, возрастные требования, доступность;
  5. Наличие оборудования для рисования, лепки, аппликации;
  6. Использование различных техник изобразительного творчества, композиций;
  7. Присутствие народно-прикладного искусства;
  8. Демонстрация различных жанров живописи, образцов из глины, предметов художественного ручного труда;
  9. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития (перспективные планы). 
  10. Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т.ч. наличие материала инновационного характера.

Организация уголка может быть разной у каждого воспитателя. Главное – индивидуальный подход, наглядность, соответствие возрастной норме. Остальное - зависит от творческих способностей и фантазии педагога дошкольного образования.

Наполнение уголка ИЗО групп детей старшего дошкольного возраста:

  • бумага разного размера, формы, фактуры и   цвета
  • цветные   карандаши   от 12 до 24 шт
  • гуашь 9-12 цветов
  • акварель 12- 16 цветов
  • баночки для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти
  • цветные восковые   мелки, фломастеры
  • кисти №2,3,5,9
  • пластилин, стеки, дощечки и салфетки для лепки, клеёнки для покрытия столов
  • оборудование для аппликации: ножницы, бумага различного размера и цвета, вырезки из журналов, кисти для клея -  щетина, салфетки.
  • навесные валики с рулонами бумаги
  • школьные мелки для рисования на доске, асфальте или линолеуме
  • трафареты   посуды, овощей, фруктов и др.  
  • силуэты животных, птиц   и человека  
  • керамические   изделия
  • предметы декоративно-прикладного   искусства   с   элементами росписи (дымка, городецкая и др. по программе)
  • скульптуры   малых   форм
  • муляжи   овощей, фруктов, ягод
  • раскраски для девочек и мальчиков.
  • иллюстрации по сказкам, по временам   года, выполненные в разной манере исполнения.
  • портреты художников
  • дидактические   игры  
  • тематические   папки   с   работами детей в самостоятельной   деятельности
  • материал по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики
  • природный и бросовый материал
  • образцы смешивания красок (напр. белый + красный = розовый и др.)
  • наличие игрового персонажа. 
  • различная техника изобразительного творчества (образцы); 
  • развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры)
  • материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей 
  • альбомы с фото, соответствующие тематике недели
  • уголок художественного ручного труда
  • наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект игрового занятия по изодеятельности для старшей группы "Цвет и настроение"

Программное содержаниеИспользуемые материаллы краткий ход занятияприложения в виде описания и фотографии игр используемых на занятии...

«Организация уголков музыкально-художественной и театрализованной деятельности в группах ДОУ»

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, о...

Организация уголка природы в младшей и средней возрастных группах.

Содержание уголков природы в средней и младшей возростных группах...

Организация уголка сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОГО УГОЛКА В ДОУ...

Особенности организации уголка опытно-экспериментальной деятельности в разных возрастных группах ДОО

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...

Организация уголка рисования и сбора рисунков детей в группе. Взаимодействие воспитателя с психологом и родителями. Первичный анализ детских рисунков.

В статье кратко изложена проблема и предложен способ её решения в виде организации уголка рисования и сбора рисунков детей в группе. Также затронуты темы: 1) взаимодействия с родителями и детским псих...