Русские народные игры для детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа)

Канайкина Зинаида Николаевна

Занятие с детьми в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 «Жучки»

 

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

 

Ход игры: Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок.  Водящий поет:

 

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный.

 

Дети бегут на носочках.

«Жуки»  летают.

Он на спинку упал,

Лапками задрыгал,

Крылышками замахал,

Весело запрыгал.

 

Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.

По дороге жук, жук,

По дороге черный,

Посмотрите на него –

Вот какой проворный

«Жуки» летают.

 

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему  напоминают: «Сергей, лови жучков».

«Солнце»

 

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

 

Ход игры: 

 

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

 

Гори солнце ярче,             - Дети ходят

Лето будет жарче.         - по кругу.

Я зима теплее,                 - Идут в центр.

А весна милее                   - Из центра обратно.

А зима теплее,                 - В центр.

А весна милее.                  - Обратно.

 

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

 

 

 «Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 

Ход игры: 

 

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

 

 

 «Ворон»

 

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

 

Ход игры: 

 

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

 

 

 «Теремок»

 

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.  

 

Ход игры: 

 

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.

 

Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются.

 «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

 

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

 

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

 

«Сова»

 

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

 

Ход игры: 

 

Один из играющих изображает «сову», остальные  – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

 

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями, и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

 

 «Чурилки»

 

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

 

Ход игры: 

 

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

 

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

 

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

 

 

«Баба - Яга»

 

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

 

Ход игры: 

 

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

 

Баба-Яга, костяная нога,,             - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала.         - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ.  - Идут в центр.

Побежала в баньку,                   - Из круга обратно.

Испугала зайку.                 

 

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

 «Медведь»

 

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

 

Ход игры: 

 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

 

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

 

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

 «Угадай, кто зовёт?»

 

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.  

 

Ход игры: 

 

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

 

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли, медку принесли.

«Медведь» ходит вперевалочку.

 

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

 

Медведь, медведь, получай-ка мёд,

Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?

«Медведь» кушает мед.

 

Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

 

«Репка»

 

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро

 

Ход игры: 

 

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

 

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

 

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

 

«Сороконожка»

 

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

 

Ход игры: 

 

Дети встают друг с другом и поют:

 

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап!

- Ой, промокнут сорок лап!

 

- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- лёгкий бег.

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи.

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу.

 

Идут, высоко поднимая ноги

 

- стоя, трясут правой ногой

- левой ногой

Шла сороконожка

По сухой дорожке

И затопала потом,

- Ой, какой от лапок гром!

- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- Идут топающим шагом

 

 «Обеги круг»

 

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

 

Ход игры: 

 

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

 

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

 

 

 

 «Две тетери»

 

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.  

Ход игры: 

 

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

 

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу..

 

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

 

Прилетели две тетери,

Поклевали   -  Тетери клюют

Улетели … -   Улетают.

Ш-ш-ш-ш   -  

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

 

 

 

 

 

 

«У тетушки Натальи»

 

Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.

 

 

Ход игры: 

 

 

 

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s9QfqfQM-X8Pu9djMKmuA4A&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь цыплят            2 раза

Пи-пи, пи-пи-пи!

Так они кричат.               2 раза

Дети идут по кругу.

 

Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sNo6cPZJPzBia3A7O8IIXOg&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь утят                2 раза

Кря-кря, кря-кря-кря!https://docs.google.com/drawings/image?id=s5CnjdtKAcbA7jU214Gf0Sw&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

 

Дети удит по кругу.

 

Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s0SXTG_U8eQw3IwqxV9VlsA&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь гусят              2 раза

Га-га, га-га-га!https://docs.google.com/drawings/image?id=sFU3dU_hcPxJE0r1GM3w5ng&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

Дети идут по кругу.

 

Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sGsNfOzdTyWRQQADDZMPOEg&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь котят            2 раза

Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!https://docs.google.com/drawings/image?id=s3Bb2vxgWMVm15Vo1_N1QKg&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

Дети идут по кругу.

Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sexYpnEOWvlQ83JGdPNf2Zw&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь козлят            2 раза

Бе-бе,бе-бе-бе!https://docs.google.com/drawings/image?id=soDyWGLJdXq51nnab07MkHQ&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s8JnHxY1aNSV3_2ct1uhYYw&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь щенят            2 раза

Гав-гав, гав-гав-гав!https://docs.google.com/drawings/image?id=sJM-v9BmuGjtEPrcY0yMr0Q&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

Руками показывают возле головы «ушки».

У тетушки Натальиhttps://docs.google.com/drawings/image?id=ssaghRipjizv3DJQOC_2ZpQ&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Было семь внучат            2 раза

Ля-ля, ля-ля-ля!https://docs.google.com/drawings/image?id=sh8GUKZBIhZg9gaPajkrJ-w&rev=1&h=24&w=12&ac=1

Так они кричат.               2 раза

Дети хлопают в ладоши.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....

Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....

Посиделки «Приобщение детей к русской народной культуры» в подготовительной группе

Данное мероприятие направлено на развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами...

Проект «Приобщение детей к искусству через ознакомление с русским народным костюмом» в подготовительной группе

Сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности....

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...

СЦЕНАРИЙ совместных посиделок детей с родителями на тему: "Русские народные традиции" в подготовительной группе

Сценарий совместных посиделок детей с родителями на тему:"Русские народные традиции"...