Консультация для педагогов ДОУ «СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
консультация

Хоптинская Юлия

Взаимодействие с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями, а также твердой веры в своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Подготовила Хоптинская Ю.В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Взаимодействие с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями, а также твердой веры в своих воспитанников.

Система выявления одаренных и талантливых детей включает в себя:

#1053;аблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности).

2. Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).

#1043;рупповое обследование детей с помощью стандартизованных методик.

4. Индивидуальное обследование с помощью апробированных методик.

Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно метод наблюдения лег в основу работы по выявлению способностей детей раннего возраста. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить среди группы детей одаренных?

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства необходимо уделять большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделять подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

При выявлении одаренности используются самые различные методики. Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Организация работы по выявлению одаренных детей ориентирована на поддержку и развитие одаренных детей, а также на раскрытие всех видов одаренности в каждом ребенке.

Основная цель: выявление и развитие всех видов одаренности ребенка.

Задачи:

Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие всех видов одаренности дошкольника;

Способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению их здоровья путем медицинского сопровождения;

Формировать навыки социализации;

Развивать творческие способности одаренного ребенка;

Знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способам его развития.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:

Выявления одаренных и талантливых детей.

Анализ особых успехов и достижений ребенка.

Диагностика потенциальных возможностей детей.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Методы и средства обучения

1. Проблемные ситуации.

2. Проблемные и поисковые задачи.

3. Решение познавательных задач.

4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

5. Практическая исследовательская деятельность:

- самостоятельная,

- индивидуальная,

- групповая.

6. Моделирование.

7. Развивающие кроссворды.

8. Создание сказочных ситуаций.

9. Игры – драматизации.

10. Игры – путешествия.

11. Специальные упражнения типа:

- вопросы – гипотезы,

- вопрос – доказательство

Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми:

высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, к коллективу учеников;

высокий уровень подготовленности к школьному обучению;

повышается педагогическая компетентность родителей. Они осознанно включаются в образовательный процесс детского сада.

Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому – наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из задач педагога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми – создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческого потенциала одаренных детей"

В консультации дана краткая характеристика одаренных детей, анкета по выявлению способностей детей....

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....

Консультация для педагогов на тему: "Выявление и сопровождение одаренных детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей)"

Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личн...

Консультация для педагогов ДОУ «СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Взаимодействие с одаренными детьми — это постоянный процесс, требующий от педагогов личностного роста, постоянного обновления знаний в области психологии одаренных детей, тесного сотрудничества ...