Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
презентация
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(слайд 1)
Семинар-практикум в ДОУ
«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
I часть. Теоретическая.
Добрый день!
Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Формирование у дошкольников патриотизма, нравственности включает в себя уважение, любви к семье, родному краю, Родине и желание жить в мире; чувства собственного достоинства, слаженное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
(слайд2) Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
(слайд 3) Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию детей включает в себя определенные задачи:
•воспитание у дошкольников привязанности и любви к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•создание системы нравственно - патриотического воспитания;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
•знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
(слайд 4) Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно поделить на следующие блоки:
1.«Я и мое ближайшее окружение» (мой детский сад, моя семья, моя улица).
2.«Мой родной поселок, в котором я живу» (история моего поселка, поселок в котором я живу, знаменитые люди).
3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди; животный и растительный мир края).
4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
5.«Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные защитники нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до современности).
6.«Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, промыслы, зодчество).
7.«Великие люди нашей страны» (жизнь и деятельность выдающихся личностей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются последовательность и систематичность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, двигательной.
(слайд 5) Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у детей проходит в нескольких направлениях:
•воспитательно-образовательное (развлечения, игры, народные праздники);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с известными личностями);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация детского труда).
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций);
(слайд6) Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т.д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым поселком; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.
(слайд 7) Дошкольный возраст - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, поэтому, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
II часть. Практическая.
Предлагаем вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
-Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме;
-Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении
-Создание у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения в современном обществе;
Совершенствовать работу дошкольных учреждений по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
Развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Ход игры:
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».(передают флаг)
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.
Слайд 8 Наша деловая игра будет состоять из 6 раундов
Слайд 9 «Блиц-опрос»
Правила игры: командам по очереди задаются в вопросы, если команда не знает
ответ или отвечает неправильно, вопрос переадресовывается второй команде.
(оценка: 1 балл за правильный ответ)
1 Земля, где ты родился? (Родина).
2 Древнее название России? (Русь).
3 Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства
Пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
4 Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
6 Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
7 Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом? (Страна).
9 Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
10 Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
11 Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру
полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12 Официальная эмблема государства? (Герб).
14 Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее
хозяйство? (семья)
15 Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор)
16 Из каких полос сверху вниз состоит современный государственный
флаг (белый, синий, красный)
17 Как выглядит Знамя Победы? (Это красное знамя)
18 В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях
Европы и Азии).
19 Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
20.Как называется поселок, в котором вы живете? (Пангоды)
21 Назовите адрес детского сада? (Улица Ленина 43а)
22 То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от
предшествующих поколений? (Традиция).
Слайд 10-14 «Ребусная чехарда» Кто быстрее решит ребусы.
память ордена
честь Россия
Родина
Слайд 15 «Так какой он наш поселок?»
Задача педагогов рассказать ребёнку, что его родной поселок славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного поселка хранит в себе память событий.
Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем поселке на
каждую букву, которые есть в названии «Пангоды».
Слайд 16 «Скажи иначе пословицу» Найдите русский аналог иностранным пословицам. Та команда, которая отгадает первой звонит в колокольчик.
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба свозу –кобыле легче».
Слайд 17 «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза –зеркало души».
Слайд 18 Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская) - Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Слайд 19 Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская). - Поспешишь – людей насмешишь.
Слайд 20 «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
Слайд 21 «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Слайд 22 Человек – не остров (англ.) – Один в поле не воин.
Слайд 23 Как отец, так сын (англ.) – Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Слайд 24«Игровой»
С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. - Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Слайд 25«Черный ящик»
Каждой команде даётся чёрный ящик. Ваша задача: по описанию
определить изображение какого предмета находится в чёрном ящике. Внимание!
1 команда. В чёрном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог
заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это… Самовар
2 команда. Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало , не отталкивало от этого предмета, а наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это…
Яблоко
Вот и подходит наша деловая игра к концу. Подводятся итоги. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
Слайд 26 И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
В чёрном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог
заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту.
Итак, это…
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало , не отталкивало от этого предмета, а наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде.
Итак, это…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Семинар- практикум в МДОУ "Детский сад "Мечта". Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педаг...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»....
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретичес...