Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».
проект (подготовительная группа)
«Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники». | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по этнокультурному воспитанию
Подготовительная группа
по теме: «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».
Выполнила:
воспитатель Мошкина Н.В.
2020г.
Проект по этнокультурному воспитанию
Подготовительная группа
по теме: «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»
Цель проекта: изучение особенностей национальных традиций и обычаев бурятского и русского народа, национальных костюмов.
Задачи проекта: развитие познавательной активности, формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве); воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков; формирование чувства сопричастности к своей стране.
Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственнной, гармоничной личности.
Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций русского и бурятского народов для воспитания истинных граждан, любящих свою Родину- Россию и малую Родину – Бурятию.
Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского и бурятского народа. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются.
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодёжи.
Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской и бурятской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского и бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
В результате реализации проекта:
Дети познакомятся с бытом, традициями, обрядовыми и календарными праздниками русских и бурят, и взаимодействие ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все будет неоценимым богатством, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Тип проекта: долгосрочный, творческий
Участники: воспитатель, дети, родители.
Сроки проведения: март - май…
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
• Составление тематического планирования мероприятий.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности;
Презентация итогов работы.
IV этап – рефлексивно – обобщающий
Обобщение результатов проектной деятельности на педагогическом совете.
I Этап Организационно - подготовительный
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
- Взаимодействие с родителями.
II Этап Основной
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Март
Гэсэр и его богатыри.
Тематическое занятие.
Знакомство с новым бурятским праздником Гэсэр. Праздник Гэсэриада появился у бурят совсем недавно. Гэсэр - это богатырь, народный герой, живший примерно 1000 лет назад. В его честь народ сложил героический эпос. Иллюстрации с изображением богатыря и его подвига.
Праздник Сагаалган
Беседа о бурятском празднике Сагаалган, о традициях, обычаях, обрядах. Разучивание бурятских песен, Ехора. Знакомство и проведение национальных игр. Иллюстрации с изображением быта, традиций, обрядов и национальных блюд, костюмы,
Эх, да Масленица!
Русские гулянья Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Костюмы, музыкальные инструменты.
Апрель
Вербное воскресение
Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки вербы, народные костюмы
Праздник Пасха
Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы, музыкальные инструменты,
макет горки,
пасхальные яйца
Стоит Алена в русском сарафане
Май
Троица
Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен, выставка рисунков «Ах троица – зеленая пора». Демонстрационный материал
Сурхарбан – главный праздник лета.
Тематическое занятие Знакомство с бурятским праздником Сурхарбан, его традициями и обычаями.
Основные соревнования этого праздника:
• кто самый меткий?
• кто самый сильный?
• кто самый быстрый?
Иллюстрации с изображением празднования праздника - Сурхарбан, атрибуты.
III Этап Заключительный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению русской и бурятской народной культур.
- Изменение ценностного отношения к истории и традициям своих народов.
- Расширение знаний о традициях русского и бурятского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.
- Расширение кругозора детей через уголок патриота, созданного силами педагогов и родителей.
- Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.
- Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.
- Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.
Если ребенок родился и рос,
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни и песни бурят, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
"Праздник русской берёзки" - сценарий календарно-обрядового праздника для детей старшего дошкольного возраста.
Народный календарно - обрядовый праздник проводится на основе фольклорного материала. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - эт...
Цикл календарно - обрядовых народных праздников
Цикл календарно - обрядовых народных праздников...
Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...
Творческий проект: «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»
Творческий проект:«Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»«Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие&raq...
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...
Презентация Вид народной музыкальной культуры «Русская народная музыка. Календарно-обрядовые песни».
Данная презентация подготовлена для детей старшей и подготовительной группы дошкольного возраста.Цель: познакомить воспитанников с понятием «календарно-обрядовый фольклор»; раск...