Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».
проект (подготовительная группа)

Мошкина Наталья Валентиновна

«Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по этнокультурному воспитанию

Подготовительная группа

по теме: «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники».

Выполнила:

воспитатель Мошкина Н.В.

2020г.

Проект по этнокультурному воспитанию

Подготовительная группа

по теме: «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники»

Цель проекта: изучение особенностей национальных традиций и обычаев бурятского и русского народа, национальных костюмов.

Задачи проекта: развитие познавательной активности, формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве); воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков; формирование чувства сопричастности к своей стране.

Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственнной, гармоничной личности.

Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций русского и бурятского народов для воспитания истинных граждан, любящих свою Родину- Россию и малую Родину – Бурятию.

Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского и бурятского народа. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются.

Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодёжи.

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской и бурятской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского и бурятского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

В результате реализации проекта:

Дети познакомятся с бытом, традициями, обрядовыми и календарными праздниками русских и бурят, и взаимодействие ребенка с различными формами народного фольклора: (обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это все будет неоценимым богатством, которое поможет ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Тип проекта: долгосрочный, творческий

Участники: воспитатель, дети, родители.

Сроки проведения: март - май…

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

• Составление тематического планирования мероприятий.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности;

Презентация итогов работы.

IV этап – рефлексивно – обобщающий

Обобщение результатов проектной деятельности на педагогическом совете.

I Этап Организационно - подготовительный

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

- Взаимодействие с родителями.

II Этап Основной

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Март

Гэсэр и его богатыри.

Тематическое занятие.

Знакомство с новым бурятским праздником Гэсэр. Праздник Гэсэриада появился у бурят совсем недавно. Гэсэр - это богатырь, народный герой, живший примерно 1000 лет назад. В его честь народ сложил героический эпос. Иллюстрации с изображением богатыря и его подвига.

Праздник Сагаалган

Беседа о бурятском празднике Сагаалган, о традициях, обычаях, обрядах. Разучивание бурятских песен, Ехора. Знакомство и проведение национальных игр. Иллюстрации с изображением быта, традиций, обрядов и национальных блюд, костюмы,

Эх, да Масленица!

 Русские гулянья Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Костюмы, музыкальные инструменты.

Апрель

Вербное воскресение 

Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Заря – зареница» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки вербы, народные костюмы

Праздник Пасха 

Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы, музыкальные инструменты,

макет горки,

пасхальные яйца

Стоит Алена в русском сарафане

Май

Троица

Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен, выставка рисунков «Ах троица – зеленая пора». Демонстрационный материал

Сурхарбан – главный праздник лета.

Тематическое занятие Знакомство с бурятским праздником Сурхарбан, его традициями и обычаями.

Основные соревнования этого праздника:

• кто самый меткий?

• кто самый сильный?

• кто самый быстрый?

Иллюстрации с изображением празднования праздника - Сурхарбан, атрибуты.

III Этап Заключительный

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Обогащение духовного мира ребенка, у детей появился интерес к изучению русской и бурятской народной культур.

- Изменение ценностного отношения к истории и традициям своих народов.

- Расширение знаний о традициях русского и бурятского народа по устному народному творчеству и умение применять их в самостоятельной деятельности.

- Расширение кругозора детей через уголок патриота, созданного силами педагогов и родителей.

- Знание детей о календарно-обрядовых праздниках и желание активно участвовать в них.

- Повышение заинтересованности родителей к возрождению народной культуры своего народа.

- Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.

Если ребенок родился и рос,

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни и песни бурят, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи, родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору

Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....

"Праздник русской берёзки" - сценарий календарно-обрядового праздника для детей старшего дошкольного возраста.

      Народный календарно - обрядовый праздник проводится на основе фольклорного материала.  Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - эт...

Цикл календарно - обрядовых народных праздников

Цикл календарно - обрядовых народных праздников...

Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»

Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...

Творческий проект: «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»

Творческий проект:«Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»«Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие&raq...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Презентация Вид народной музыкальной культуры «Русская народная музыка. Календарно-обрядовые песни».

Данная презентация подготовлена для детей старшей и  подготовительной группы дошкольного возраста.Цель: познакомить воспитанников с понятием «календарно-обрядовый фольклор»; раск...