Методический комплект по теме "Особенности музыкального воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактором, что все больше количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром.

Одной из приоритетной задачей ФГОС ДО является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_muzykalnogo_vospitaniya_fgos_do.docx38.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания

в условиях реализации ФГОС ДО

Исполнитель:

Непостаева Любовь Федоровна

Музыкальный руководитель

«Способность умело и красиво двигаться – одно

 из важных условий дальнейших

 социальных достижений ребёнка»

                                                                                     /Клаус Фопель

Введение

В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактором, что все больше количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром.

Одной из приоритетной задачей ФГОС ДО является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Оздоровительная аэробика является сегодня лидером мирового спортивного движения, развивает двигательную подготовленность детей и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Занятия по оздоровительной аэробике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Цель: содействие самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Задачи:                                                                                                                            

- формировать знания об оздоровительной аэробике;

- совершенствовать навыков базовых элементов оздоровительной аэробике;

- формировать навыки и умения в выполнении  аэробики различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, правильной осанки и культурой движений, музыкально-двигательных навыков и умений;

- воспитать морально-волевые, эстетические качества.

Дети в процессе всего занятия регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, связки, которые необходимы для решения задач.

   Программа по оздоровительной аэробике основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Занятия аэробикой дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.

Организационно-методические формы обучения и проведения занятий в кружке по оздоровительной аэробике включают приведённую ниже последовательность освоения материала:

  1. двигательные действия – это упражнения (повторение однотипных движений, возможно образование серий из этих движений);
  2. соединения (последовательное выполнение различных двигательных действий);
  3. комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону);
  4. части комплекса (определённое количество комбинаций);
  5. комплекс упражнений оздоровительной аэробики.

Изучения базового движения осуществляется несколькими методами: словесным, показа, целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения.

Оздоровительная аэробика – это такой вид деятельности, когда педагог организует процесс, что называется, «вживую», поэтому требования к показу особые. Во-первых, широко используются зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Во-вторых, используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль за детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивается ещё и безопасность на занятиях.

   Отличительные особенности программы по оздоровительной аэробике основаны на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Данная программа отличается от других программ тем, что занятия проходят по нескольким видам оздоровительной аэробики (базовая аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, стретчинг, силовая аэробика).

   Основная форма организации – кружок, занятия в физкультурном зале и на физкультурной площадке.

Подгрупповая форма обучения по 12-15 детей.

Длительность занятия 30-40 минут.

Режим занятия – 2 раза в неделю.

   Ожидаемые результаты: совершенствование физической подготовленности детей, здоровый и безопасный образ жизни; выразительность исполнения движений под музыку; точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических этюдах; освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений.

   Форма проведения итогов: по желанию детей – участие в спортивно-праздничном конкурсе «Мисс аэробика»; выступления на утренниках; на спортивных праздниках и конкурсах; награждение грамотами детского сада.

Основные направления

оздоровительной аэробики в детском саду.

 Классическая (базовая) аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение. Овладение техникой базовых шагов. Освоения упражнений общего воздействия, с повышенными энергозатратами: интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Овладения  и освоение техникой составления связок и комбинаций; указаниями, командами и символами – жестами, используемыми в аэробике.
     Танцевальная аэробика – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов.  Овладения широким диапазоном танцевальных средств; освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле.                                                                                                                  

Фитбол – аэробика.  Фитбол (большой гимнастический мяч) - не только забавная игрушка, это еще и достаточно эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Гимнастика на фитболе - эта щадящая, но эффективная аэробика.       Освоение и овладение техники базовых шагов, составление связок, комбинаций на занятиях по фитбол – аэробике. Освоение техники упражнений для развития силы мышц: для верхнего и нижнего отделов прямой мышцы живота, для косых мышц живота, плечевого пояса и спины, для боковых мышц туловища и боковой поверхности бедра, статодинамические упражнения (используя мяч в качестве упругого сопротивления), на баланс и развитие силы крупных мышечных групп; овладения стретчингом. Совершенствование координации движений и чувства равновесия.                                                                                                   

Силовая аэробика. Освоение техники силовой подготовки, в которой рассматриваются значение силовой тренировки для оздоровления, улучшения телосложения. Овладение упражнениями с резиновыми амортизаторами, эспандером и гантелями.
      Стретчинг («растягивание»). Освоение и овладение упражнениями на гибкость, повышающие эластичность сухожилий и соединительных тканей, позволяющие увеличить амплитуду движений. Ознакомление с релаксацией на занятиях оздоровительной аэробикой.

2. Содержание занятий

2.1.Классическая (базовая) аэробика

Овладение техникой базовых шагов:

  1. Марш (march)- ходьба на месте, с продвижением вперед, назад, по диагонали. Ходьба с пружинным движением; с поворотом на право (налево), кругом, полный круг;
  2. Приставной шаг (step touch)- приставные шаги в сторону, по диагонали, зигзагом, по квадрату. Приставные шаги с поворотом направо, налево, кругом. Два (и более) приставных шага слитно (step-line);
  3. «Виноградная лоза» (grape vine)- шаг правой в сторону, шаг левой назад-скрестно (скрестно за правую), шаг правой в сторону, приставить левую;
  4. V – шаг (v-step)- шаг правой вперед - в сторону (или назад – в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и.п.;
  5. « Открытый шаг» (open step)- стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую;
  6. Подъём колена вверх (knee up, knee lift)- сгибание ноги вперёд, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
  7. Махи ногами (kick)- махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу (kick) вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад (kirt);
  8. Выпад (lunge)- выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
  9. Скрестный шаг (cross step)- скрестный шаг с перемещением вперед. Скрестные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг;
  10.  Выставление ноги на пятку (heei toch), на носок (toe touch), выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, скрестно, с поворотом;
  11.  Бег на месте с продвижением в различных направлениях;
  12.  «Галоп» (gallop)- шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги;
  13.  Pendulum- прыжком смена положения ног (маятник);
  14.  Pivot turn- поворот вокруг опорной ноги;
  15.  Sguat- полуприсед, выполняется в положении ноги вместе или врозь;
  16.  «Ту-степ» (two-step)- шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  17.  Подскок (ship)- шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги;
  18.  «Скип» (skip)- подскок на одной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы, далее, выполняя второй подскок на опорной ноге, выпрямить ногу вперед под углом 30-40 градусов.

2.2. Фитбол-аэробика

Освоение техники базовых шагов:

  1. Приставной шаг (step-touch). И.п.- сидя на фитболе, ноги вместе, колени над стопами, угол между туловищем, бедрами и коленями составляет 90-100 градусов. Приставные шаги в сторону, по квадрату, с поворотом направо, налево, кругом;
  2. Шаг-касание (touch-step). И.п.- то же, отведение ноги в сторону (вперед) – на носок;
  3. Марш (march). И.п.- то же, ходьба на месте с продвижением вперед, назад, по диагонали, ходьба с пружинным движением. Ходьба с поворотом направо (налево), кругом, полный круг;
  4. Твист (twist). И.п.- то же, прыжки на двух ногах со скручиванием бедер;
  5. Прыжок ноги врозь-вместе (jumping-jach). И.п.- то же, прыжок ноги врозь-вместе;
  6. Выпад (lange). И.п.- то же, выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги;
  7. Махи ногами (kick). И.п.- то же, сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше;
  8. Подъём колена вверх (knee up, kneelift). Сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше.

2.3. Танцевальная аэробика

Освоение техники основных базовых танцевальных шагов:

  1. Шаг вперед, назад – шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии. Особенность техники – небольшие пружинные движения ногами;
  2. Шаги в сторону - шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением направления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь – наружу;
  3. Скачки вперед – назад- выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги;
  4. «Ткач» в сторону – шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону);
  5. «Ткач» вперед-назад – выставление правой ноги вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок;
  6. Скользящие шаги – выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом;
  7. «Кик» - махи вперед, в сторону, назад;
  8. Прыжки на двух ногах – вертикальный прыжок толчком двух с приземлением на две;
  9. Прыжки в выпадах – шагом правой (левой) вперед, прыжок толчком двумя, сменить положение ног – левую (правую) вперед и приземлиться на две ноги;
  10.  Прыжок ноги врозь, ноги вместе – 1- прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе; 2- пауза;
  11.  Прыжок ноги врозь, ноги скрестно – движение аналогично предыдущему, но заканчивается в скрестной стойке правая или левая впереди;
  12.  Прыжок, согнув ноги – выполняется толчком двумя с приземлением в стойку ноги врозь, с некоторой «затяжкой», фиксацией позы ноги в группировке во время фазы полёта и быстрого разведения ног перед приземлением.

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

3. Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

4. Васильев, В.Н.  Утомление и восстановление сил [Текст] / В.Н.Васильев.- М., 1994.-96 с.

5. Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом: учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М.: Гном и Д; 2001.

6. Кириллова, А.В. Региональный аспект художественно-эстетического образования: проблемы и находки [Текст] /  А.В. Кириллова. — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.- 123 с.

7. Маркус, Л.И.Никологородская, О.А. Излечивает гнев и заполняет время [Текст] // Л.И. Маркус, О.А.Никологородская. Сделай сам,1990, № 3. –18-21с.

8. Марашова, А.А. Основы здорового образа жизни. [Текст] / А.А.Марашова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 42 с.

9. Науменко, Г.М. Фольклорная азбука [Текст] // Г.М.Науменко. Молодёжная эстрада, 1999, № 4. – 13-16 с.

10. Овчинникова, Т. Музыка для здоровья [Текст] /  Т.Овчинникова. — С-Пб.: Союз художников, 2004.- 72 с.

11. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе [Текст] / Г.П.Сергеева.  — М.: Академия, 2000. – 42 с.

12. Тютюнникова, Т. Э. Здоровье детей и музыка. Игры звуками. [Текст] / Т.Э.Тютюнникова. -  СПб, 2003. – 98 с.

13. Шанских, Г. Музыка как средство коррекционной работы [Текст]// Г. Шанских,  Искусство в школе, 2003, № 5.- 12-18 с.

14. Яковенко, Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Текст] // Т.В.Яковенко, — М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2004. -3-4 с.

15. Яковлева, Н. От улыбок в школе радуга проснётся [Текст] // Н.Яковлева.- Учительская газета,  2004. № 4. – 8-9 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение по теме: «Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Данное мероприятие проводилось с целью: обобщить и систематизировать опыт работы ДОУ в рамках деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО....

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Методический семинар «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации....

Методический семинар. «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

      Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ...

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО

Особенности методической работы куратора ДОУ в современных условиях реализации ФГОС ДО...

Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Методическое пособие«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...