Мастер класс для педагогов ДОУ Лэпбук
учебно-методический материал
«Лэпбук как средство систематизации знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Лэпбук как средство систематизации знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития речи и познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методом лэпбук.
2. Показать возможности данного метода в систематизации, структурировании информации, развитии речи и познавательных способностей детей.
3. Повысить уровень мастерства педагогов.
Большое значение для своевременного овладения речью и для нормального темпа ее развития имеют условия общения ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта, делового сотрудничества между ними.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»
К. Д. Ушинский
(слайд 3).
(слайд 4) .
Одним из инновационных методов развития речи и познавательных способностей дошкольников является лэпбук.
Термин «Лэпбук» был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данный метод для систематизации информации.
Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с дошкольниками в детском саду.
(слайд 5).
В рамках реализации ФГОС ДО мы должны четко знать, соответствует ли применение лэпбука этим стандартам: информативен: содержит информацию на различные темы;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей;
обладает дидактическими свойствами;
вариативен - есть несколько вариантов использования каждой его части; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
(слайд 6).
Как он помогает педагогу в работе? Лэпбук позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников.
(слайд 7).
Как же он помогает ребёнку-дошкольнику?
Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в одиночестве или вместе с друзьями. Наполнение папки можно просто рассматривать, раскрывая все кармашки и потайные страницы, или же выполнять все задания. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, на обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Инновационная технология «Лэпбук» при детско-взрослом взаимодействии не только эффективно поможет ребёнку овладеть культурой речи, но и будет способствовать более доверительным межличностным отношениям, повысит педагогическую компетентность, даст возможность узнать интересы и потенциал ребёнка и развить их.
Лэпбук для дошкольников – это и красочный конспект, который систематизирует основную информацию по выбранной теме.
Беря папку в руки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). Все это ведет к развитию связной речи.
(слайд 8).
Многие педагоги сомневаются, стоит ли привлекать ребенка к работе над лэпбуком или лучше преподнести ему готовую папку в качестве подарка - сюрприза? Решать только вам, но, как показывает практика, совершенно все дети любят делать поделки в различных техниках. И да, пускай готовое пособие будет выглядеть не идеально, но ведь его цель - научить ребенка чему-то новому и увлечь на продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, обязательно делайте лэпбук не только для ребенка, но и вместе с ним. Ведь сначала у ребенка появляется любопытство, для которого характерно избирательное отношение к любому предмету. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета – занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком.
(слайд 9) .
В процессе изготовления лэпбука появляется любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Затем у детей появится познавательный интерес и познавательная активность, что приведёт к развитию познавательных способностей. Это произойдет благодаря включению детей в изготовление инновационного пособия.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм разработки. Выберите тему лэпбука. Тема может быть совершенно любой. Чем она более узкая, тем более конкретный материал она содержит. Например, «Этикет»,
«Растения», «Животные» и другие.
Мы видим, что необходима предварительная работа по сбору материала к содержанию будущего лэпбука. С чего нам начать?
Возьмите картонную папку, внутренние части ее обклейте цветной бумагой. Теперь самое время заняться подготовкой наполнения лэпбука. Очень хорошо, если внутри будут и общие данные в виде краткого конспекта по изучаемой теме, и задания для самостоятельной работы. К примеру, если вы делаете лэпбук по ПДД для дошкольников – сделайте карточки с наиболее важными правилами и поместите их в отдельный кармашек. Отдельно подготовьте задания – загадки по выбранной теме, какие-то не слишком сложные задачи.
Удобней всего разложить карточки в приклеенные к основе кармашки. Также можно использовать и другие варианты оформления – сложите прямоугольный лист гармошкой, сделайте из бумаги домики с открывающимися окошками, конвертики.
Не забудьте украсить и обложку – на нее можно приклеить красивую распечатку по выбранной теме, нарисовать рисунок или сделать аппликацию, а для детей, которые уже умеют читать, подойдет и «взрослая» книжная обложка с названием.
Лэпбук-это мобильная система. Сегодня я принесла для демонстрации несколько лэпбуков. Можно дать эти папки так сказать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.
Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного?
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества.
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
Такая увлекательная форма работы способствует развитию личности, мотивации и познавательных способностей ребенка.
Эффективное использование нами данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном и речевом развитии детей.
В использовании данного метода раскрылась индивидуальность, реализовались интересы и потребности, что в свою очередь способствовало личностному развитию дошкольников.
Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен.
Технология известна во всем мире как лэпбук, в нашей стране как интерактивная папка или книга маленьких секретов, недостаточно распространена, заслуживает пристального внимания дошкольного образования. Это универсальная технология позволяет работать педагогам, которые ориентированы на разные области развития детей.
Уважаемые коллеги!
Активно включайтесь сами и привлекайте родителей в творческую деятельность по изготовлению лэпбуков! Ведь лэпбук является самым популярным методом домашнего обучения, который используется родителями во всем мире.
Играя, легко, с радостью!
Спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Блохина Е, Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга».
Журнал «Обруч № 4, 2015 г.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М. : Педагогика. 1986.-123с.
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) . — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
4. Подъяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста -- М. : Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов. Тема: "ЛЭПБУК (Lapbook)" - это интересно!"
Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного ма...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лэпбук, как хранилище дидактических игр по темам»
Данный мастер-класс поможет педагогам систематизировать дидактических игр по темам в лэпбуке....
Мастер-класс для педагогов «Технология-лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука. Задачи: 1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки ...
Мастер- класс для педагогов «Технология лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности»
Назначение: для закрепления тематической недели. Здравствуйте уважаемые коллеги ! Хочу поделиться с Вами своими знаниями по изготовлением лэпбука «Здоровое питание - ...
Мастер -класс с педагогами « Изготовление лэпбука по финансовой грамотности»
laquo;Лэпбук – как средство формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...
Мастер класс для педагогов "Технология лэпбук".
О чем речь? Спросите вы... Об игрушке, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. О к...
Мастер-класс для педагогов "Создание лэпбука"
Мастер-класс для педагогов "Создание лэпбука"...
Комментарии
«Лэпбук как средство систематизации знаний у детей старшего дошк
Лэпбук Очень полезная и интересная вещь. В него можно поместить очень большой объем информации.