Мастер-класс для педагогов. Тема: "ЛЭПБУК (Lapbook)" - это интересно!"
учебно-методический материал по теме

Младенцева Дарья Геннадьевна

Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)»

Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

Задачи:

  1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
  2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
  3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.

Предполагаемый результат:

1. Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».

2. Педагоги расширят свой педагогический опыт в  напрвлении познавательно-исследовательской деятельности.

3. Педагоги познакомятся с этапами изготовления ЛЭПБУКа.

4. Педагоги систематизируют этапы создания ЛЭПБУКА и презентуют макеты своих интерактивные папок.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК (Lapbook)»; готовые Лэпбуки на разные темы; необходимые материала: листы формата А4, простые карандаши, ластики; буклеты.

Ход мастер-класса:

I Разминка. Упражнение «Выгодный обмен» - участники «обмениваются» своими личными качествами.

Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки; активизация участников.

II Теоретическая часть

Слайд 1 – заголовок

Слайд 2

        ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).

        Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.

Слайд 3

        При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др.), которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

        Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

        Лэпбук обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
  • компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
  • вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Слайд 4

        Эффективно использовать ЛЭПБУК можно для подгрупповой и индивидуальной работы.

        ЛЭПБУК является интересной формой совместной работы взрослых и детей.

Слайд 5

ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

        Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Слайд 6

        Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной культурной практики у детей развиваютя умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со  сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания;
  • представлять (презентовать) результаты своего труда
  • и др.

Слайд 7- Выбор темы:

        Для того, чтобы мы с Вами (педагогами) смогли обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, мы  должны с Вами сами освоить данные навыки.

        Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

Слайд 8 - Составление плана:

        После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Не более 5-7 заданий. Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:

  • Строение лягушки.
  • Где они обитают?
  • Чем питается?
  • Какую пользу или вред они приносят человеку?
  • Стихи, загадки о лягушках.
  • Подвижные игры.
  • Развивающие задания по теме.

Слайд 9 - Макет:

        Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

        Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Слайды 10-15 - Разновидности деталей

Кармашки, конвертики, книжки-раскладушки, вращающиеся круги, блокнотики и др.

Слайд 16 Что нужно, чтобы изготовитьЛЭПбук

Вам понадобятся такие материалы:

  • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
  • Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Стиплер.
  • Скотч.

        Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.

III Практическая часть – Изготовление макета ЛЭПБУКА

Сейчас я приглашаю Вас к работе за столами.

Ваша задача: составить план – набросать макет – и презентовать его.

IV Рефлексия.Игра «Ключевое слово» - участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т.д.) по прошедшему мастер-классу.

Цель: проанализировать и сформулировать полученные результаты; определить цели своей дальнейшей работы, дать рекомендации и др.

V Заключение

        Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

        Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

        Педагогам вручается буклет по изготовлению ЛЭПБУКА.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс "С мамой и папой вместе - составлять рассказ интересней"

Особенно сложным видом речевой деятельности для дошкольников является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальн...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей на тему: «Как сделать сказку интересной»

Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...

Мастер-класс с родителями на тему: «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс с пошаговой инструкцией по изготовлению лэпбука.Цель: познакомить родителей с формой работы лэпбука....

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...