Выступление на педсовете "Представление дидактической игры "Тактильные дощечки"
статья
Данное пособие используется для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве,развития речи, познавательного развития и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Я , хотела бы поделиться с вами своим опытом работы. Представляю вам дидактическую игру «Тактильные дощечки».
Цель– развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.
Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.
Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).
Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
- обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
- сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
- нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
- описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском– гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)
Используются такие приемы в работе с детьми:
- найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»;Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
- разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
- найди дощечку, похожую на котика, ежика;
- найди самую злую дощечку;
- самую добрую;
- самую грустную.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
- составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.
Я предлагаю вам частично прикоснуться к этой игре. (раздать дощечки)
Закройте глаза, дотроньтесь кончиками пальчиков до поверхности. Прислушайтесь к своим ощущениям, что вы чувствуете в данный момент? Какой он мир вокруг вас ? Откройте глаза.
Можете поменяться своими карточками. Закройте глаза. Прислушайтесь к своим ощущениям.
Мне бы хотелось , чтобы вы поделились с нами своими ощущениями.
(ответы) да, коллеги я с вами согласна наша игра помогает нашим детям .
Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Большое спасибо за участие.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что особенно вам понравилось?
- Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?
Большое вам спасибо.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные интересы. Дидактические пособия, помогают ребенку познавать окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, влияния на их интеллектуальное развитие.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Л.И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития тактильного восприятия .
Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития тактильного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, в детском саду мне приходится проявлять фантазию создавать специальные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения.
Для развития и стимулирования тактильных функций используются различные игровые средства : тактильные дощечки, тактильные кубики, тактильные дорожки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Основная цель данных дидактических пособий, учитывая особенности детей, - развитие тактильных ощущений и в целом их интеллектуального развития ).
Оригинальность данных пособий заключается в следующем:
- предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
- сделаны из простого подручного материала;
- просты и удобны в обращении;
- доступны, яркие, многофункциональны;
- имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Многофункциональность пособий заключается в том, что его используют для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
Вот некоторые из них.
«Тактильный центр»
Центр тактильности способствует развитию тактильных анализаторов, мелкой моторики, развитию познавательной активности, памяти, мышления и воображения, зрительное внимание. Тактильный центр состоит из дощечек с наклеенными на нем различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями. В этой игре детям даются следующие задания:
- проведи пальчиками по поверхности;
- найти на ощупь поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую;
- предлагается показать поверхность: металла, дерева, камня, меха и т.д.;
- с завязанными глазами ощупывает предмет на дощечке и описывает его;
- ребенок описывает предметы, другой – угадывает, что он описал;
- выстрой по порядку;
- чего не стало;
- что изменилось;
Таким образом, этот тактильный центр способствовал тому, что дети лучше распознают свойства и признаки предметов, овладевают навыками обследовательских действий, становятся общительнее, учатся работать в подгруппах.
Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек
№ дощечек | Покрытие дощечек | Наборы предметных картинок |
№ 1 | Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехом | Кошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево |
№ 2 | Поверхность оклеена наждачной бумагой | Дорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник |
№ 3 | Ворсистая фланель (байка) | Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок |
№ 4 | Застывшие капли воска со свечи | Облака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса |
№ 5 | Тонкая верёвка или толстый шнурок | Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны |
№ 6 | Карандаши | Забор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр |
№ 7 | Спички (без серы) | Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки |
№ 8 | Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга) | Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет |
№ 9 | Бархатная ткань (бархатная бумага) | Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы |
№ 10 | Рубчатая ткань (вельвет) | Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны |
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.
Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.
Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.
Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д. ), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.
Идея использования специальных дощечек заимствована мною у И.Ю. Матюгина. Привлекательность этой идеи состоит в том, что изготовить дощечки очень легко, а развитие психических процессов у детей с их помощью практически не ограничено.
Вот уже более 10 лет специальные дощечки в нашем дошкольном учреждении являются неотъемлемой частью индивидуальных занятий с детьми 4—7 лет. Организуя такие занятия, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка, признаю за детьми право на пробы и ошибки, что позволяет им работать без напряжения и нервозности. Тем самым повышаю их внимание, которое, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию и последующему воспроизведению.
Условия работы с тактильными дощечками
Работа проводится индивидуально.
Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.
Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.
Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек — 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.
Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).
Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:
Задание 1
Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.
- Рассмотреть и ощупать первые три дощечки. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая и т.д.).
- Перевернуть дощечки и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и поверхности дощечек.
- Закрыть руки ребёнка экраном (на уровне груди). Перемешать дощечки. Ребёнок ощупывает дощечки и располагает их по порядку номеров. Экран убирают, педагог анализирует действия ребёнка. Задание выполняется со всеми дощечками, постепенно увеличивая их количество до 10.
Задание 2
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.
- По количеству дощечек предлагаются предметные картинки (по одной из соответствующего набора). Ощупывая дощечку, глядя на предметные картинки, используя воображение и фантазию, ребёнок подбирает подходящую картинку, объясняет, почему именно эту. Например, дощечки № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. Картинки: шуба, тёрка, персик, облака, змея.
- Верхний ряд — подобранные ребёнком картинки. Нижний ряд — дощечки по порядку номеров. Ощупать дощечку (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назвать картинку. Запомнить картинку. Ощупать следующую и т.д.
- Предметные картинки закрыть чистыми листками бумаги. Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом. Задание проводится как без экрана, так и с экраном.
- Дощечки остаются те же, а картинки заменяются новыми из соответствующего набора. Это даёт возможность к каждой дощечке подбирать разные существительные с помощью подходящих предметных картинок.
- Количество предметных картинок увеличивается до 3—5 из каждого набора, одновременно на столе до 30—40 картинок. Ребёнок должен из их общего количества выбрать необходимые к соответствующей дощечке, выстроить в ряд по вертикали над каждой дощечкой. Объяснить свой выбор, ответить на вопросы учителя-дефектолога. Вопросы нужно задавать так, чтобы ребёнок мог использовать различные грамматические формы словосочетаний.
Задание 3
Цель: продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.
- Верхний ряд — предметные картинки, нижний — соответствующие дощечки. Ребёнок подбирает их самостоятельно. Обсуждает с педагогом выполненное задание.
- Руки ребёнка закрывают экраном, учитель-дефектолог перемешивает дощечки. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, ребёнок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество дощечек зависит от индивидуальных возможностей ребёнка.
- Работа без экрана. Ребёнок закрывает глаза. Предметные картинки накрывают, две из них меняют местами. Одновременно меняются местами соответствующие дощечки. Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет (называет), какие картинки поменяли местами. Картинки открывают и сверяют с правильным (неправильным) ответом.
- Аналогичное задание, но с экраном. Нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.
Задание 4
Цель: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.
- Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок подбирает сначала как можно больше существительных, затем — как можно больше прилагательных.
Например: дощечка № 1, существительные — кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные — пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.
- Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему.
Например: дощечка № 2, первое существительное — дорога. Прилагательные — широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, оживлённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное — песок. Прилагательные — мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.
- Ощупать одну дощечку. Составить предложения по ассоциациям.
Например: дощечка № 10.
Электричка идёт по рельсам.
Папа взял гитару и начал на ней играть.
Дети прыгали через ручеёк.
Я сегодня всё съел, потому что на завтрак были мои любимые макароны.
- Ощупать несколько предложенных дощечек (от 2 до 7, номера можно брать произвольно), составить один рассказ. Например: дощечки № 6, № 8.
За забором каток. Лёд гладкий и ровный. Дети весело катаются на коньках.
Дощечки № 8, № 7.
Это озеро. Вода в нём чистая и прозрачная. По озеру плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костёр.
- Выбрать самостоятельно дощечки, разложить по своему усмотрению и составить по ним рассказ (руки закрыты экраном).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1140827-1637323623.jpg)
Выступление на педсовете. "Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию".
quot;Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/03/picture-1112662-1562156768.jpg)
Выступление на педсовете: Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1118658-1582799825.jpg)
выступление на тему: "Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей ОНР"
Формирование правильного произношения у детей с ОНР с помощью дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087354-1543422039.jpg)
Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425416-1664957452.jpg)
Выступление на педсовете «Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста»
Слайд 1.«Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста»Слайд 2.«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую цен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1447921-1673265597.jpg)
Выступление на тему «Дидактические игры в развитии ребенка»
Выступление на тему «Дидактические игры в развитии ребенка»...