выступление на тему: "Дидактические игры по формированию правильного произношения у детей ОНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Формирование правильного произношения у детей с ОНР с помощью дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Моркинский детский сад №7»
Согласовано Утверждаю:
со старшим воспитателем: Заведующий МДОУ
_____ Филиппова А.Ю. «Моркинский д\с №7»
_______Иванова С.В.
Выступление на тему:
«Дидактические игры по формированию правильного звукопроизношения.»
Выполнила:
Учитель-логопед
Петрова Л.Е.
Морки
2019
Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.
Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.
Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.
Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Игры для работы не столько приобретались, сколько специально изготавливались. Это связано с тем, что выбор настольно-печатных речевых игр, как правило, ограничивается логопедическим лото, либо речевой материал подобран таким образом, что не соответствует ряду программных требований.
“Аквариум” очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
“Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р].
“Лягушка ловит комариков” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.
“Лягушка убегает от цапли”, чтобы убежать от цапли, нужно правильно определить есть в слове звук Ц или нет. Если ребенок правильно определит, то идет вперед, если нет, то возвращается назад.
“Баскетбол” игру использую в нескольких вариантах:
1. Взрослый произносит первое слово со звуком С. Ребенок определяет место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку в первой строке (снизу), затем второе слово – мяч размещается в одной из клеток второй строки и так до тех пор, пока не попадем в корзину (лист 1).
2. Перед ребенком изображение трех баскетбольных корзин, мяч “забрасываем” в одну из них, в зависимости от положения звука в слове (лист 2).
3. Если в слове звук С “бросаем” мяч в синюю корзину, если звук СЬ – в зеленую (лист 3).
4. Выложить столько мячей, сколько слогов в слове (лист 3).
“Сундучки” дети с удовольствием играют в эту игру, с ее помощью упражняются в дифференциации звуков Ш-С.
“Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.
Варианты игры:
- Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
- Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
- Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Игры на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения у детей 3-4 лет
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха(Младшая группа)...
Игры на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения у детей 3-4 лет
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....
Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры.
Цель работы: изучение особенностей правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры. Задачи: Проанализировать: Психолого-педагогическую литературу по проблеме ис...
Игры и упражнения для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»
Игры и упражнения могут использоватьс воспитателями и родителями для закрепления, поставленных звуков...
Игры на правильное произношение
Консультация для родителей ...
Игры на правильное произношение
Консультация для родителей...