Проект Дары осени
проект (средняя группа)

Ожерельева Юлия Евгеньевна

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Поэтому в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №274

П Р О Е К Т

«Дары осени» 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

                                                

Воспитатель:

Ожерельева Ю.Е.

   

2024г.

Проект «Дары осени»

                                                                       

Вид проектаПознавательно - творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.

Тип проектадолгосрочный.

Актуальность проекта.

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Поэтому в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека.

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы.

Приобщить детей к истокам русской народной культуры через ознакомление и проведение календарных праздников.

Цель проекта: Расширить представление детей об овощах, фруктах, грибах, их полезных свойствах; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.

Задачи проекта:

1. Учить распознавать характерные особенности овощей и фруктов, расширять представления детей об овощных культурах значении их в жизни человека, обогащать личный опыт детей знаниями об их способе произрастания (сад, огород, лес); знакомство с малыми фольклорными формами (поговорками, пословицами, стихами, песнями, загадками об овощах, фруктах).

2. Развивать устойчивый интерес к окружающему миру; активизировать и обогащать словарный запас (названия овощей, фруктов, грибов; названия профессий: овощевод, садовод, фермер); кругозор детей; мелкую моторику рук.

3. Воспитывать бережное отношение к дарам осени, стремление беречь и охранять природу, доброжелательное отношение к товарищам.

4. Активизировать родителей на взаимодействие с детским садом, привлечь внимание к принятию участия в выставке поделок из природного материала «Что нам осень принесла?».

Ожидаемый результат:  Участие детей в проекте «Дары осени» позволит максимально обогатить знания и представления о дарах осени, их характерных признаках, пользе для человека, способах произрастания, развить творческие способности, связную речь детей.

 

Этапы проекта

Этапы

Формы работы

Сроки реализации

Первый этап:

Подготовительный

Формулирование цели, задач, ожидаемого результата проекта. Изучение методической литературы. Подбор детской художественной литературы, раскрасок

Сентябрь

Второй этап:

Основной

 Социально -коммуникативное развитие:

Сюжетно -ролевая игра

Игры -инсценировки

Познавательное развитие:

Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах Дидактические игры

Речевое развитие:

Отгадывание загадок об овощах, фруктах, грибах. Составление рассказа по картинкам.

Беседы

Чтение стихотворений

Чтение сказок

Художественно -эстетическое развитие:

Аппликация

Лепка

Физическое развитие:

Малоподвижная игра

Подвижные игры

Пальчиковые гимнастики

Сентябрь-Октябрь

Третий этап:

Заключительный

Аппликация: «Овощи на тарелке».

Лепка: «Фрукты на тарелке».

Взаимодействие с семьёй:

Привлечение родителей к участию в выставке «Что нам осень принесла?».

Оформление выставки «Что нам осень принесла?»

Октябрь-Ноябрь

 

Перспективный план

Сроки

Формы организации

Содержание работы

Сентябрь-Октябрь

Сюжетно -ролевая игра «Овощной магазин

Игры -инсценировки «Сварим борщ на обед».

Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах

Д\и «Чудесный мешочек»

Д/игры «Съедобное – несъедобное»

цель: закрепить знания детей о том, что можно приобрести в овощном магазине, о профессии продавца, правилах поведения в общественных местах.

цель: закрепить знания детей о том, какие овощи и фрукты нужны, чтобы приготовить обед, о необходимости мытья овощей и фруктов перед употреблением.

цель: закрепить знания детей о местах произрастания овощей и фруктов, грибов; познакомить с профессиями овощевода, садовода.

цель: закреплять умение детей определять фрукты и овощи на ощупь.

Октябрь-Ноябрь

Отгадывание загадок об овощах, фруктах, грибах.

Составление рассказа по картинкам «Как собирают урожай».

Беседы «Какие бывают овощи», «Почему нужно есть овощи и фрукты?».

Чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи».

Чтение сказок «Мешок яблок» В. Сутеева.

Малоподвижная игра «Повар».

Подвижные игры «У медведя во бору»,  Пальчиковые гимнастики

«Капустка».

Аппликация: «Овощи на тарелке».

Лепка: «Фрукты на тарелке».

цель: развивать логическое мышление, речь детей, умение отгадывать загадки, внимательно слушать и запоминать.

цель: развитие навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок, предложенных воспитателем

цель: учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию

цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.

цель: формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности, эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества.


Конспект занятия по аппликации по теме: «Овощи на тарелке»

(для детей средней группы)

1. Цель занятия: создание аппликации « Овощи на тарелке»

2. Задачи:

  • Повторить названия овощей и фруктов
  • Тренироваться вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы
  • Сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме
  • Развивать координацию движений обеих рук.
  • Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

3. Тип занятия: занятие – творчество.

4. Форма занятия: групповая.

5. Участники: воспитатель, дети средней группы.

6. Оборудование и материалы:

Муляжи овощей на подносе, макет тарелки на прямоугольной основе, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы ножницы, клей, кисточка клеевая, клеенка ,поднос.

7. Методы и приемы работы с детьми:

Практические: вырезывание, наклеивание.

Наглядные: рассматривание муляжей овощей.

Словесные: разгадывание загадок.

8. Организационный момент.

Общение. Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Основная часть.

Активное усвоение, закрепление знаний, умений.

Заключительная часть.

Оживление эмоций.

Анализ детских работ.

Развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы.

9. Ход занятия

Мотивационно-побудительный

Воспитатель приносит поднос с овощами, раскладывает овощи.

На тарелке -урожай,

Все, что хочешь, выбирай.

Для борща и для салата.

Мама будет очень рада

Дети с интересом наблюдают за действиями воспитателя

Предлагает рассмотреть овощи, спрашивает об их форме, цвете.

Предлагает детям составить композицию на блюде овощей – дары осени.

Рассказывает о приёмах вырезывания овощей.

Дети, а что нам нужно, чтобы сделать аппликацию? (ножницы, бумага белая и цветная, клей). Дети знают, где это находится, самостоятельно берут клей, там же находят приготовленную бумагу. Ножницы раздаёт воспитатель, когда все сидят за столами, напоминая о технике безопасности. 

-На какую фигуру похож огурец? (прямоугольник). Какого цвета он? (зелёного). Берём зелёный прямоугольник, вырезаем огурец, путём обрезания уголков, как воспитатель (показ). Наклеиваем на «тарелку». 

-На какую фигуру похож помидор? (квадрат). Какого цвета он? (зелёного, пока не спелый, а спелый — красного). Берём красный квадрат, вырезаем помидор, путём обрезания уголков, как воспитатель (показ). Наклеиваем на «тарелку». 

Во время работы и воспитатель подходит и помогает детям, хвалит за хорошую работу, подсказывает, как нужно сделать.

Рассматривают овощи, отвечают на вопросы –

помидор похож на шар, огурец – на овал. Внимательно слушают воспитателя.

Самостоятельная работа.

Вырезывают овощи и составляют композиции. 

Организует выставку работ.

— О чем мы  сегодня говорили.

   — Что вы изобразили на аппликации.

Похвалить за хорошую работу, полюбовать выполненной аппликацией.

Расставляют свои работы, выбирают наиболее понравившиеся.

Ожидаемый результат:

Знать: геометрические формы, сопоставлять изображение с натурой.

Иметь: представление о способе вырезания — закругления.

Уметь: вырезывать шар – помидор; овал – огурец;

 

 

 Загадывает загадки

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

Этот овощ быстро очень

Разгадаем между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный. (Помидор)

Загадки с грядки

Листья собраны в кочан

В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

Как зовут ее? (Капуста)

 

Взяли мы ее одежку,

Соль добавили немножко.

В кадочках теперь не пусто —

В них заквасится… (капуста)

 

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать… (картошку)

 

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький… (лук)

 

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят… (лук)

 

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать… (чеснок)

 

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце… (тыква)

 

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок… (кабачок)

 

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют… (огурцы)

 

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья — близнецы,

А зовут их… (огурцы)

 

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный… (помидор)

 

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

 

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор —

Круглый спелый… (помидор)

 

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это… (репка)

 

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

 

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок… (морковка)

 

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

 

Конспект занятия лепка «Фрукты на тарелки»

Цель: формирование у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности, эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества.

Задачи: 

1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.

2.Формировать умение выразительности, через более точную передачу формы, цвета, величины предметов.

3. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывание, сплющивания, размазывание.

4. Воспитывать желание помочь другим.

Материалы и оборудование: игрушка Ёжик, муляжи  фруктов, круглая  тарелка, картон А3, набор пластилина, стека, салфетка для рук, доска для лепки.

Ход занятия

1. Игровая мотивация. Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушку ёжика.

Воспитатель:

Повстречался ёжик мне,

Нёс он фрукты на спине.

Добрый день, колючий ёж!

Далеко ли ты живёшь?

Ёжик глазками сверкнул

И в кусты скорей свернул,

Зашуршал сухой листвой,

Приглашая в домик свой.

Воспитатель: А зачем ежик нёс фрукты в свой домик?

Дети: Он делает запасы на зиму.

Воспитатель: Что же у ёжика в корзинке, отгадайте:

Круглое, румяное, я расту на ветке;

Любят меня взрослые и маленькие детки. 

(яблоко)

Воспитатель: Правильно ребята, это - яблоко. Давайте послушаем следующую загадку:

Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(груша)

 (Воспитатель показывает муляжи фруктов)

 (Воспитатель задаёт вопросы, дети на них отвечают)

- Какого они цвета?

- Какой формы?

Воспитатель: Давайте разложим фрукты на тарелочку.

 (Воспитатель показывает рисунки).

Воспитатель: Ёжику очень понравился

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли ёжики гулять, (шагают)

А с лисой столкнулись,

Клубочками свернулись (приседают, обнимая себя за колени)

Практическая часть.

Воспитатель: Ребята ёжику пора возвращаться в свой домик. Давайте все вместе дружно скажем до свидания.

Дети, вам сегодняшнее занятие понравилось? (Ответы детей)

 

Беседа «Дары осени» в средней группе.

Цель: Закрепить знания детей об времени года за окном.

Задачи:

закрепить знание о времени года осень;

- воспитывать умение слушать друг друга

Беседа о времени года.

- Скажите по каким признакам можно определить, что наступила  Осень? Что происходит в природе Осенью?

Ответы детей:

-На улице идут дожди.

-Стало холодно.

-Дует холодный ветер.

-Листочки желтеют и опадают.

-Осенью листочки бывают разноцветные.

-Солнышко светит, но не греет.

-Птицы улетают в тёплые края.

-Звери готовятся к зиме.

-Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.

-А какое время года вы любите?

-Почему?

-  А я очень люблю осеньОсень- красивое, щедрое время года. Она приносит много подарков.

Расскажите пожалуйста, какая осень для вас?

(Дети рассказывают об осени и изменениях в природе в это время года

Д\И Сьедобное-несьедобное

Цель: Объяснить ребёнку, что такое съедобное, несъедобное

Съедобное – это то, что можно кушать (помидоры, сыр, груша и т.д.)

Несъедобное – это то, что нельзя кушать (игрушки, одежда и т.д.)

Игровые действия

Раскладывать по корзинкам съедобные, несъедобные

Атрибуты

(Корзина, фрукты, овощи, несьедобные предметы)

Ход игры

Воспитатель попросила детей собрать в корзинки съедобные, несъедобные. Нужно: в корзинку  положить только съедобное, а несъедобное положить в контейнер.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение детей определять фрукты и овощи на ощупь.

Игровые действия

Доставать предметы из мешочка и не глядя наощупь  называть, что нашел(а)

Атрибуты

(мешочек, фрукты, овощи игрушечные)

Ход игры

Воспитатель подготовил мешочек с предметами, ребята по очереди достают и угадывают, что нашли в чудесном мешочке.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Атрибуты: кассовый аппарат, калькулятор, кошельки, сумки, игрушечные цветные деньги, муляжи овощей (чеснок, перец красный острый, капуста, морковка, тыква, картошка), костюмы продавца (халат, чепчик, фартук), корзинка для покупок, тележка для покупок,

«Овощной магазин».

Воспитатель сообщает детям, что открыли в городе новый «Овощной магазин». Сегодня они сходят за покупками в новый «Овощной магазин». Распределяются роли между детьми: сотрудники магазина и покупатели. Выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек. Продавцы – быть вежливыми, говорить, чтобы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей и фруктов.

Покупатели – спрашивать сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи или фрукты, когда завезли товар, чтобы потом не возникло никаких недоразумений.

Дети обыгрывают игровую ситуацию в «Овощном магазине».

Продавец

Продавец – внимателен к покупателям, обслуживает, советует, консультирует.

Обучение игровым приемам

Научить пользоваться кассовым аппаратом, весами, раскладывать, упаковывать, покупать, предлагать товар, занимать очередь.

Роль продавец:

Игровые действия – выкладывает на витрину, полки, взвешивает, говорит цену, упаковывает.

Речевые обороты – «Что вы хотите купить?», «Этот товар стоит столько рублей», «Сколько вам взвесить?», «Спасибо за покупку», «Проходите пожалуйста на кассу».

Кассир

Кассир – берет с покупателя деньги за товар, дает сдачу, выдает чек за  товар.

Роль кассира:

Игровые действия – брать деньги за товар, давать сдачу, выдавать чек за покупку.

Речевые обороты – «С вас с только рублей за товар», «Возьмите вашу сдачу», «Возьмите ваш чек», «Спасибо за покупку, приходите к нам ещё».

Покупатель

Покупатель – рассматривает, выбирает товар, покупает товар.

Роль покупателя:

Игровые действия – рассматривает, выбирает, покупает товар.

Речевые обороты – «Кто последний в очереди», «Сколько стоит?», «Посоветуйте мне пожалуйста?», «Я бы хотел купить», «Где я могу оплатить?», «Спасибо!».

Игра-инсценировка «Сварим борщ на обед»

Атрибуты ( кастрюля, колпак повара, фартук, ложка)

Воспитатель задает вопрос, кто готовит нам на кухне суп в детском саду?

(Ответ детей)

Предлагает выбрать повара и самим приготовить суп, помогая пр и этом всем повару.

Воспитатель выкладывает муляжи овощей.

Задает вопрос из каких овощей будем готовить суп?

(Ответ Детей)

Вместе с детьми проговаривают действия главного персонажа «Повара»

Подводят итог.

Пальчиковая гимнастика

  1. Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) — ребёнок изображает рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз.
  1. Мы капусту режем, режем! (2 раза) — ребром ладошки водим вперёд и назад.
  1. Мы капусту солим, солим! (2 раза) — собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту.
  1. Мы капусту жмём, жмём! (2 раза) — энергично сжимаем и разжимаем кулачки.
  1. Мы морковку трём, трём! (2 раза) — правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая тёрку.

П\И « У медведя во бору»

Атрибуты к игре:  полумаска медведя

Игровые правила:  медведь громко рычит, только после долгого звука р-р-р дети могут убегать. Они имитируют прогулку в лесу; бег по сигналу.

Ход игры:

Дети рассаживаются удобно на коврике.

- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картину. (показывается картина, на которой  изображен медведь в лесу). Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р» - рычит он. Давайте все вместе порычим как медведь.(Дети произносят «р-р-р-). Как тихо! Наверное, медведь ещё далеко. Давайте ещё раз порычим, но погромче.(Дети произносят звуки громче). Как громко рычит у нас Алмаз. Он и будет сейчас медведем.( Одевается на мальчика полумаска медведя, уводится в сторонку и садится на стульчик)

- Здесь будет жить наш мишка. А мы с вами пойдем в лес и будем собирать грибы и ягоды. Но как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой. Только убегать раньше, чем медведь зарычит «Р-р-р» нельзя. Когда будем с вами гулять по лесу, нужно говорить такие слова и вместе с ними будем выполнять движения:

         

Слова                                                       движения

у медведя во бору                            Все имитируют сбор грибов и

грибы, ягоды беру                           ягод, медленно приближаясь

а медведь не спит                           к лесу, где живет медведь.

и на нас рычит «Р-р-р

 - Когда медведь зарычит , дети убегают, а он их догоняет.

Во время игры следить за тем, чтобы все дети близко подходили к медведю. Назвать тех, кто старается все время держаться  позади всех ребят, подальше от медведя. Помочь таким детям преодолеть страх, подбодрить их. «Будь смелее, Амир, не отставай от всех детей!».

После того, как медведь поймает несколько ребят, выбирается по считалочке новый медведь и игра продолжается.

Анализ игры:

В конце игры выяснить, понравилась ли им игра. Отметить наиболее активных детей.

М\И «Повар»

Цель: упражнять детей в ловле и бросании мяча, закрепить знание о полезной пище

Ход игры: Выбираем ведущего, назначаем его поваром.  Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, он ловит и кидает обратно, называя продукт полезной пищи.

Стихотворение Юлиана Тувима «Овощи»:

Положила кухарка на столик:
Картошку, капусту, немного фасоли,
Морковку, лук, свёклу, петрушку, горох.
Ох! Овощи стали спорить да скандалить:
Кто из них больше, а кто меньше,
Кто длиннейший, кто круглейший.
Картошка? Капуста? Стручочки фасоли?
Морковка? Лук? Свёкла? Петрушка? Горох?
Ах! Разругались в пух и прах!

Встала кухарка, ножом — бах! —
Порубила, искромсала:
Картошку, капусту, немного фасоли,
Морковку, лук, свёклу, петрушку, горох.
И... — в кастрюлю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дары осени" (познавательно - изобразительный)

Знакомить детей с миром природы, используя разные приёмы ситуации, вызвать устойчивый интерес к природе; развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки , рассказы, стихо...

Проект "Дары осени"

Учить создавать сюжетные композиции из осенних листьев, плодов деревьев и кустарников, овощей. Дать начальное представление о художественной технике "коллажирование". Продолжить учить технике "апплика...

Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"

Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...

Проект "Дары осени"

В данном материале рассказывается о проекте «Дары осени», который реализовывался в МАДОУ «Детский сад» №1 р.п. Хвойная. В нём рассказывается о мероприятиях, которые были проведены. Прилагается конспек...

Проект "Дары осени"

Тип проекта: познавательно-творческий.Возраст детей: 4 года (средняя группа).Цель: Обогащать знания детей о дарах осени (овощи, фрукты, грибы и т.д.)...

Проект «Дары осени». Старшая группа

Цель проекта: воспитание любви и интереса к природе, позитивного отношения к миру....

Проект: "Дары осени: овощи и фрукты"

Исследовательско-творческий проект...