Практика организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников из семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
рабочая программа по психологии

Алексеева (Соловьева) Марина Владимировна

Описание Программы по психолого-педагогическому сопровождению детей из семей участников (ветеранов) СВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_soprovozhdeniyasvo.docx571.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

Практика

организации психолого-педагогического сопровождения детей

из семей участников (ветеранов) специальной

 военной операции (СВО)

Разработчик:

педагог-психолог

Алексеева М.В.

2024г.

Практика организации

психолого-педагогического сопровождения

воспитанников из семей участников (ветеранов)

специальной военной операции.

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.

В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения воспитанников из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена программа «СВОи дети» (далее Программа)

Данная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с:

•        «Всеобщей Декларацией прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

•        Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);

•        УК РФ (ст. 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)

•        Законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)

•        Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)

•        Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 № 514н.

•        Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

•        Приказом Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

•        Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96

•        №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;

•        Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

•        Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря2017 г.).

Период внедрения программы: с сентября 2024г. по настоящее время.

Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.

Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды.

Задачи программы:

  1. Расширение спектра деятельности ДОУ, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
  2. Сохранение        и (или) восстановление психологического здоровья         детей участников СВО.
  3. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
  4. Развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости у детей участников СВО.
  5. Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников целевой группы.
  6. Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
  7. Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
  8. Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной и психологической помощи.

Описание программы

Программа разработана и внедряется с сентября 2024 года. Деятельность программы направлена на адаптацию членов семьи участников СВО к новым условиям жизни, а так же на снижение психоэмоционального напряжения и поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. А так же решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации

Используемые технологии в работе с детьми: развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении: песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия способствуют снятию остроты состояния тревожности, улучшению морально-психологического настроя, позволяют проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.

Предполагаемый результат деятельности: снятие остроты состояния тревожности, улучшение моральнопсихологического настроя. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи.

Данная программа включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников, иных специалистов МБДОУ, родителей воспитанников.

Дети        ветеранов (участников) СВО нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

Направления программы:

  • мониторинг   психологического   состояния   детей ветеранов (участников) СВО;
  • реализация основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на формирование     в образовательной организации         необходимого психологического климата для сохранения укрепления и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
  • оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме (при необходимости);
  • организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
  • обеспечение информирования родителей детей участников (ветеранов) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

Направления работы с детьми участников СВО:

1.        Психодиагностика: обучающихся (наблюдение, мониторинг  актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);

Диагностические методики, применяемые в работе с детьми участников СВО: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», интервью «Волшебный мир», Цветовой тест (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой, тест  тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки, Цветовой тест Люшера, «Лабиринт души. Терапевтические сказки» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

2.        Просветительская деятельность: повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие.

3.        Профилактическое: разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для участников образовательных учреждений по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие.

4.        Коррекционно-развивающее: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.

Психолого-педагогическое сопровождение данной целевой группы основывается на алгоритме действий, который включает в себя следующие виды деятельности:

1.        Сбор информации о детях участниках СВО.

2.        Наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей во время образовательной и игровой деятельности (воспитатель, педагог-психолог, соц. педагог, узкие специалисты).

3.        Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, где воспитываются дети участников СВО.

4.        Проведение профилактических занятий, направленных на развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения.

5.        Проведение психологических игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта.

6.        Консультативная работа с воспитателем, педагогами, взаимодействующими с детьми.

7.        Просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, круглые столы, родительские собрания, раздача памяток).

8.        Индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей, не участвующих в СВО. В случае необходимости оказание им психологической помощи.

9.        Мониторинг эмоционального состояния детей участников СВО.

10.        Проведение углубленной диагностики и индивидуальных профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга ( в случае необходимости).

 Принципы реализации программы:

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход к ребенку (дошкольнику) на основе признания его уникальности и ценности.
  2. Гуманистичность: использование гуманных, личностно-ориентированных методов взаимодействия.
  3. Превентивность: переход от «скорой помощи» к предупреждению кризисных ситуаций.
  4. Научность: использование современных методов диагностики и коррекции.
  5. Рациональность: отбор методов с учетом их сложности, информативности и пользы для ребенка.
  6. Комплексность: сотрудничество различных специалистов и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Адресная группа: данная программа направлена на работу с детьми участников СВО.

Количественный состав: группы до 10 человек.

Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-подхода, Психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа работы с детьми участников СВО включает в себя 7занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 25 минут.

Материально-техническая база. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (столы, стулья) необходима для выполнения рисунков и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр) необходима для проведения игр и театрализованных мини- представлений.

Необходимое оборудование:

-   Интерактивная песочница;

-   Кинестетический песок;

-   Фигурки для песочной терапии и игротерапии;

-   Природные материалы (крупы, вода);

-   Музыкальная колонка;

-   Ноутбук;

-   Доски для рисования;

-   Мягкие модули;

-   Тематические карточки (наглядный материал);

-   Психолого-педагогическая литература;

-   Песочные часы;

-   Колокольчик;

-   Ламинированные картинки размером А-4 и другие материалы.

 Планируемый результат:  сохранение и укрепление психологического здоровья детей участников СВО.

В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:

  • уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
  • создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации,
  • помогайте справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

План

сопровождения детей ветеранов (участников)

специальной военной операции,

учащихся на 2024-2025 учебный год.

Задачи:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);
  • организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в благоприятного психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
  • психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей;
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса с согласия родителей (законных представителей) освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся с учетом их психологических особенностей).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

I

Мониторинг психологического состояния детей

1 Обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям (при поступлении в детский сад) Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости).

В течение года

Педагог-психолог

II

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

1 Разработка и реализация планов проведения коррекционноразвивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении.

В течение года

Педагог-психолог

2 ДОУ и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психологопедагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

3 Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

III

Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие.

1 Психологическое консультирование участников образовательных отношений

В течение года

Педагог-психолог

2 Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО.

В течение года

Педагог-психолог

3 Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери.

В течение года

Педагог-психолог

IV

Психологическое просвещение

1 Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.

В течение года

Педагог-психолог

2 Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие

В течение года

Педагог-психолог

3 Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью

(по мере поступления новой информации)

Педагог-психолог

V

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения в ДОУ).

1 Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья).

В течение года

Администрация, педагог-психолог

2 Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация, педагог-психолог

3 Создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация, педагог-психолог

VI

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

1 Консультирование педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников

В течении года (по запросу)

Педагог-психолог

VII

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных образовательных программ учащимися целевой группы

1 Разработка рекомендации для педагогов:

-консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку.

-методическая и психологическая поддержка воспитателей ДОУ, осуществляющих работу ссемьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции

- Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта

В течение года

Педагог-психолог

Список методической литературы:

1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.

3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики. Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001

5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014.

Приложение 1

Для разработки данной практики были взяты материалы из следующих источников:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/09/27/praktika-organizatsii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya 

https://infourok.ru/praktika-organizacii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushihsya-iz-semej-uchastnikov-veteranov-specialnoj-voenno-7309496.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная патриотическая акция «Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции.

Региональная патриотическая акция«Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции....

Практика организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции (СВО)

Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе ссоблюдением требований по защите персональной информации и этических требова...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, опре...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения семей участников СВО

Война во все времена оставляет свой след, в настоящее время это коснулось и нас. Участие родителей в военных действиях, оказывает значительное влияние на всю семейную систему, включая детей. Дошкольни...

Порядок оказания бесплатной психологической помощи членам семей участников специальной военной операции

Порядок оказания бесплатной психологической помощи членам семей  участников специальной военной операции...

В гостях у детей ветеран специальной военной операции Мухин Андрей Георгиевич и его четвероногий друг Черкес.

2 слайдВ нашем детском саду прошло волнующее и очень важное событие. 14 ноября в гости к ребятам пришёл ветеран специальной военной операции Мухин Андрей Георгиевич и его четвероногий друг Черкес3 сла...