Практика организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников из семей участников (ветеранов) специальной военной операции.
рабочая программа по психологии

Алексеева (Соловьева) Марина Владимировна

Описание Программы по психолого-педагогическому сопровождению детей из семей участников (ветеранов) СВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_soprovozhdeniyasvo.docx571.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

Практика

организации психолого-педагогического сопровождения детей

из семей участников (ветеранов) специальной

 военной операции (СВО)

Разработчик:

педагог-психолог

Алексеева М.В.

2024г.

Практика организации

психолого-педагогического сопровождения

воспитанников из семей участников (ветеранов)

специальной военной операции.

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении. Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.

В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения воспитанников из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена программа «СВОи дети» (далее Программа)

Данная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с:

•        «Всеобщей Декларацией прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

•        Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);

•        УК РФ (ст. 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)

•        Законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)

•        Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)

•        Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2015 № 514н.

•        Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

•        Приказом Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

•        Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96

•        №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;

•        Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

•        Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря2017 г.).

Период внедрения программы: с сентября 2024г. по настоящее время.

Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.

Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды.

Задачи программы:

  1. Расширение спектра деятельности ДОУ, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
  2. Сохранение        и (или) восстановление психологического здоровья         детей участников СВО.
  3. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
  4. Развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости у детей участников СВО.
  5. Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников целевой группы.
  6. Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
  7. Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений.
  8. Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной и психологической помощи.

Описание программы

Программа разработана и внедряется с сентября 2024 года. Деятельность программы направлена на адаптацию членов семьи участников СВО к новым условиям жизни, а так же на снижение психоэмоционального напряжения и поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. А так же решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации

Используемые технологии в работе с детьми: развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении: песочная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия способствуют снятию остроты состояния тревожности, улучшению морально-психологического настроя, позволяют проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.

Предполагаемый результат деятельности: снятие остроты состояния тревожности, улучшение моральнопсихологического настроя. Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи.

Данная программа включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников, иных специалистов МБДОУ, родителей воспитанников.

Дети        ветеранов (участников) СВО нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

Направления программы:

  • мониторинг   психологического   состояния   детей ветеранов (участников) СВО;
  • реализация основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на формирование     в образовательной организации         необходимого психологического климата для сохранения укрепления и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
  • оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме (при необходимости);
  • организация сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
  • обеспечение информирования родителей детей участников (ветеранов) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

Направления работы с детьми участников СВО:

1.        Психодиагностика: обучающихся (наблюдение, мониторинг  актуального психического состояния, углубленная психодиагностика при необходимости);

Диагностические методики, применяемые в работе с детьми участников СВО: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», интервью «Волшебный мир», Цветовой тест (М. Люшер в модификации Л.А. Ясюковой, тест  тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М.Дорки, Цветовой тест Люшера, «Лабиринт души. Терапевтические сказки» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

2.        Просветительская деятельность: повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие.

3.        Профилактическое: разработка и распространение памяток, буклетов, рекомендаций для участников образовательных учреждений по вопросам сохранения или восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие.

4.        Коррекционно-развивающее: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и совершенствования психологического здоровья детей участников СВО, нормализацию межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.

Психолого-педагогическое сопровождение данной целевой группы основывается на алгоритме действий, который включает в себя следующие виды деятельности:

1.        Сбор информации о детях участниках СВО.

2.        Наблюдение за эмоциональным состоянием данной категории детей во время образовательной и игровой деятельности (воспитатель, педагог-психолог, соц. педагог, узкие специалисты).

3.        Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах, где воспитываются дети участников СВО.

4.        Проведение профилактических занятий, направленных на развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости, снятие эмоционального напряжения.

5.        Проведение психологических игр, направленных на развитие эмоционального и социального интеллекта.

6.        Консультативная работа с воспитателем, педагогами, взаимодействующими с детьми.

7.        Просветительская работа с педагогами и родителями (беседы, круглые столы, родительские собрания, раздача памяток).

8.        Индивидуальная консультативная работа с родителями данной категории детей, не участвующих в СВО. В случае необходимости оказание им психологической помощи.

9.        Мониторинг эмоционального состояния детей участников СВО.

10.        Проведение углубленной диагностики и индивидуальных профилактических и коррекционных занятий по результатам мониторинга ( в случае необходимости).

 Принципы реализации программы:

Реализация данной программы основывается на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход к ребенку (дошкольнику) на основе признания его уникальности и ценности.
  2. Гуманистичность: использование гуманных, личностно-ориентированных методов взаимодействия.
  3. Превентивность: переход от «скорой помощи» к предупреждению кризисных ситуаций.
  4. Научность: использование современных методов диагностики и коррекции.
  5. Рациональность: отбор методов с учетом их сложности, информативности и пользы для ребенка.
  6. Комплексность: сотрудничество различных специалистов и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Адресная группа: данная программа направлена на работу с детьми участников СВО.

Количественный состав: группы до 10 человек.

Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-подхода, Психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа работы с детьми участников СВО включает в себя 7занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 25 минут.

Материально-техническая база. Для занятий должна быть предоставлена комната с двумя зонами: учебной и игровой. Учебная зона (столы, стулья) необходима для выполнения рисунков и сочинения письменных историй. Игровая зона (достаточное пространство для проведения игр) необходима для проведения игр и театрализованных мини- представлений.

Необходимое оборудование:

-   Интерактивная песочница;

-   Кинестетический песок;

-   Фигурки для песочной терапии и игротерапии;

-   Природные материалы (крупы, вода);

-   Музыкальная колонка;

-   Ноутбук;

-   Доски для рисования;

-   Мягкие модули;

-   Тематические карточки (наглядный материал);

-   Психолого-педагогическая литература;

-   Песочные часы;

-   Колокольчик;

-   Ламинированные картинки размером А-4 и другие материалы.

 Планируемый результат:  сохранение и укрепление психологического здоровья детей участников СВО.

В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:

  • уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
  • создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации,
  • помогайте справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

В целом, создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

План

сопровождения детей ветеранов (участников)

специальной военной операции,

учащихся на 2024-2025 учебный год.

Задачи:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);
  • организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в благоприятного психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
  • психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей;
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса с согласия родителей (законных представителей) освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся с учетом их психологических особенностей).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

I

Мониторинг психологического состояния детей

1 Обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям (при поступлении в детский сад) Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости).

В течение года

Педагог-психолог

II

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

1 Разработка и реализация планов проведения коррекционноразвивающих занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении.

В течение года

Педагог-психолог

2 ДОУ и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психологопедагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

3 Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

III

Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие.

1 Психологическое консультирование участников образовательных отношений

В течение года

Педагог-психолог

2 Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО.

В течение года

Педагог-психолог

3 Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери.

В течение года

Педагог-психолог

IV

Психологическое просвещение

1 Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся.

В течение года

Педагог-психолог

2 Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие

В течение года

Педагог-психолог

3 Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью

(по мере поступления новой информации)

Педагог-психолог

V

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения в ДОУ).

1 Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья).

В течение года

Администрация, педагог-психолог

2 Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация, педагог-психолог

3 Создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация, педагог-психолог

VI

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

1 Консультирование педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников

В течении года (по запросу)

Педагог-психолог

VII

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных образовательных программ учащимися целевой группы

1 Разработка рекомендации для педагогов:

-консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку.

-методическая и психологическая поддержка воспитателей ДОУ, осуществляющих работу ссемьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции

- Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта

В течение года

Педагог-психолог

Список методической литературы:

1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.

3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики. Дисс…канд. мед. наук. СПб, 2017.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001

5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014.

Приложение 1

Для разработки данной практики были взяты материалы из следующих источников:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/09/27/praktika-organizatsii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya 

https://infourok.ru/praktika-organizacii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushihsya-iz-semej-uchastnikov-veteranov-specialnoj-voenno-7309496.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Региональная патриотическая акция «Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции.

Региональная патриотическая акция«Новогодняя открытка солдату!» в поддержку военнослужащих-участников специальной военной операции....

Практика организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции (СВО)

Дети участников СВО (в особенности погибших или получивших серьезное ранение) нуждаются в корректном, внимательном подходе ссоблюдением требований по защите персональной информации и этических требова...

Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции

Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, опре...