консультация для воспитателей «Развитие навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественному конструированию"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
В материале представлен опыт работы по развитию у детей дошкольного возраста художкственных кнструктивных способностейю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кнсультация для воспитателей | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественному конструированию».
Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии. Приобщение ребенка к трудовой деятельности складывалось веками.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами. А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы.
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребенка определенной позиции «Я сделал это сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребенка критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.
Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.
Бумага получила свое название от водяного растения – папируса, из которого еще в древнем Египте делали листы, используемые для письма. Сердцевину папируса резали на тонкие пластинки, терли их гладким инструментом, одновременно смачивали водой, отбивали молотками, клали под гнет, а потом сушили на солнце. Полученные листочки склеивали и сматывали в свитки. Процесс изготовления бумаги, используемый в наши дни, был перенят у китайцев, которые долгое время являлись единственными ее производителями. Из перемолотых растений – хлопка, бамбука, конопли, соломы – варили густую массу, добавляя в нее различные клейкие смолы, затем ее прессовали и получали листы бумаги. Из Китая искусство изготовления бумаги было перенесено в Японию и другие страны.
Сегодня бумагу производят из целлюлозы, получаемой из древесины лиственных и хвойных деревьев, а также из однолетних растений. Исходную массу дробят, перемалывают, чистят, моют, варят, отбеливают, прессуют, сушат и наконец, сматывают в рулоны. Все эти процессы выполняют самые современные машины.
Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные виды бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать.
Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но и учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки.
Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определенные предметы. Из тонкой цветной папиросной бумаги мы делали цветы и собирали их в яркий букет. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали красивую бумажную птицу или рыбку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.
В старшей группе дети путем сминания бумаги создавали определенные формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.
В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Из фольги мы делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, мы с детьми делали разнообразных животных.
Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять из них различные композиции. Изготовление поделок из бумаги – самый распространенный способ. Этот способ пришел к нам из Японии и называется «оригами» («ори» - сгибание, «гами» - бумага). Но не стоит заострять внимание детей на этих словах, мы называем просто – бумажная пластика.
Эту работу лучше всего начинать со среднего возраста. В этом возрасте учим детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.
В следующий раз такой же сложенный лист, у нас превращался в автобус после того, как мы приклеивали на него окна и колеса. В дальнейшем, отрабатывая умение складывать лист бумаги пополам, мы делали дома, грузовики. И вот у нас появился целый бумажный город, с разным транспортом.
Следующий этап работы – выполнение поделок из квадратов. Учим детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх – получаем цветок и вот у нас запестрел коврик с разноцветными тюльпанами. В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети сами определяют, кого они увидели в своей поделке. Кто-то видит собачку, а кто – поросенка.
Когда мы отогнули нижнюю полоску до середины, то дети сказали, что это лодочка. Так у нас поплыли лодочки по морям, по волнам. Конечно, не у всех детей среднего возраста получается четко совмещать углы и стороны, но это работа продолжается в старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняются. Сгибание в определенной последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Выделяя в поделках определенные части, например: ноги у слона, уши у зайца, хвост у рыб, - позволяет конкретизировать их образы. Несмотря на условный, обобщенный характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка и желание самому научиться создавать подобные изображения.
Для того, чтобы поддерживать интерес по изготовлению поделок, необходимо в группе создать определенные условия. В уголке по ручному труду всегда находятся квадраты разного размера, и цвета, обрезки цветной бумаги, схемы и таблицы по изготовлению поделок, которые дети уже научились делать, и новые, чтобы они могли самостоятельно попытаться, глядя на схему, сделать ту или иную поделку. Здесь же образцы различной бумаги, чтобы дети могли убедиться, в чем отличие и сходство бумаги.
Обучение детей созданию поделок из квадрата, начинаем с изображения рыб. Учим детей делить квадрат на 4 части так, чтобы боковые стороны его оказались согнутыми вовнутрь. По боковым линиям хвостовой части дети делали сквозные надрезы и по намеченным контурам с одной стороны производили складывание выступающей фигуры пополам по горизонтали, выделяя формы тела рыбы. С другой стороны, выступающие детали сгибали пополам, а потом отгибали плавники. Для украшения используем обрезки цветной бумаги, фольгу. Дети дополняли изображение глазами, жабрами, чешуей, хвостом. И вот перед вами множество разнообразных рыбок. В дальнейшем создаем аквариумы и запускаем туда наших рыбок. Дети сами придумывают названия своим рыбкам. Стоит отметить, что делали все одинаковых рыбок, а получились все рыбки разные.
Далее мы учились делать птиц: домашних и диких (голуби, петух), водоплавающих (утка, лебедь) и экзотических (попугай). Для придания изделиям черт индивидуальности предлагала детям самостоятельно из обрезков цветной бумаги украсить птиц, этим стимулируя развитие творческих способностей детей. Каждая птица получалась индивидуальной.
Образы животных приемами бумажной пластики позволили нам отобразить наиболее обобщенные их признаки. Так, кролика дети, прежде всего, узнают по длинным ушам. Условность изображения конкретизировали наклеиванием глаз и отгибанием в сторону уха. Получился целый зоопарк, в котором поселились жирафы, слоны и белки и в каждом своя индивидуальность.
С детьми подготовительной группы мы делали поделки из фольги и из фантиков по принципу бумажной пластики. Фантик у нас получил вторую жизнь. Дети делали деревья, елочки, бабочек, мотыльков, цветы, травку, облака.
Работа с бумагой формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе и своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в себя, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому необходимо подбирать посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, одобряя его и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»
«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, с...
Консультация для воспитателей:"Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования".
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отража...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста "
В консультации предложены рекомендации по развитию у детей связной речи....
Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для воспитателей Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
В наше время очень мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки окружающего мира. Нам, педагогам и родителям, необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей дошкольн...