Рабочая программа по организации и проведению дополнительной образовательной деятельности (кружка) “Говорим по-башкирски» с детьми 5 – 7 лет
материал
Предварительный просмотр:
Структура программы
I. Целевой раздел…………………………………………………………………...3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………….....3
1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………….5
1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы…….5
1.4. Возрастные особенности, значимые для разработки Программы…..6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы……………………....6
1.6. Способы определения результативности реализации Программы.…6
II.Содержательный раздел…………………………………………………….…..8
2.1. Методы реализации Программы…………………………………….……8
2.2. Формы реализации Программы……………………………………….….8
2.3. Учебно-тематический план……………………………………...…………9
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………..15
2.5. Требования к педагогу дополнительного образования………….……15
III. Организационный раздел………………………………………………..….16
3.1. Расписание занятий………………………………………………………...16
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды..…16
3.3. Материально – техническое обеспечение ……………………………….15
3.4. Программное – методическое обеспечение………………………..…….17
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной, так как разработана на основе программы «Шатлык» по обучению башкирской разговорной речи детей под редакцией З.Г.Нафиковой.
Программа предназначена для дополнительных занятий по башкирскому языку для детей 5-7 лет.
Направленность: социально-гуманитарная.
Форма обучения: групповая.
Срок освоения: 2 года.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 утвержденная санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Каждый язык является частью мировой культуры. В языке отражается история,психология народа,его духовное богатство,традиции и обычаи. В соотвествии с Конституцией Республики Башкортостан (ст.32) и в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Законов Республики Башкортостан «Об Образовании в Республике Башкортостан» и «О языках народов Республики Башкортостан» и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в настоящее время образовательный процесс в башкирских детских садах организован на родном (башкирском) языке детей. К сожалению, не все дети владеют башкирском языком и редко общаются на этом языке. В детских садах, где образовательный процесс осуществляется на русском языке,по желанию родителей (законных представителей) осуществляется изучение родного (башкирского) языка для детей башкирской национальности.
Данная программа разработана для детей от смешанных браков, лишенных процесса общения на родном башкирском языке, и для детей, проживающих в семьях, где не практикуется общение на башкирском языке. Многие семьи проживают в крупных мегаполисах,где отсутвует языковая среда,то есть живое общение друг с другом,что имеет негативные последствия.Также на формирование речи детей на родном языке отрицательно влияет незнание родителями своего родного (башкирского) языка. В результате, члены семьи не общаются друг с другом на родном языке, а дети лишены возможности слышать живую разговорную речь, наслаждаться мелодией, певучестью башкирских звуков, копировать слова, фразы, запоминать их правильное произношение и смысловую нагрузку,которую они несут. Поэтому у детей разгаворная речь формируется на русском языке и им приходится свой родной язык изучать как второй язык с опорой на русский язык.
Изучение языков в дошкольном возрасте имеет большие преимущества, на что указывают научные исследования ученых-психологов. Рассмотрим наиболее явные преимущества двуязычия.
Развитие позновательной сферы. Когда человек владеет двумя языками, мозг использует их одновременно, и человеку приходится мысленно разделять их в процессе мышления или речи. Двуязычные люди со временем учатся переключаться с одного языка на другой при использовании их в разных ситуациях. Такая способность мозга переключаться помогает двуязычным детям лучше справляться с задачами. У них лучше развита долгосрочная и краткосрочная память. Свободное владение двумя языками повышает их способность к изучению третьего языка и т.д.
Эмоциональное и социальное развитие. Если в семье говорят на одном языке, а в окружении ребенка-на другом,владение обоими языками становятся для него большим преимуществом,поскольку ребенок может свободно общаться со всеми. Например, если одна бабушка разговаривает только на русском языке, а другая –только на башкирском,ребенок,свободно общаясь с ними,сохраняет крепкую связь с обеими. Исследования показывают, что двуязычный ребенок лучше адаптируется в социальном окружении и контролирует свое поведение,он более склонен приспосабливаться к сверстникам.
Способность воспринимать новые понятия. Дети, которые владеют двумя и более языками, способны быстро усваивать новые понятия и концепции. Это касается не только изучения новых языков, но и других областей знаний:математики,физики и т.д.
Понимание различных культур. Ребенок, владеющий несколькими языками, может общаться с представителями различных культур, в то время как ребенок, владеющий только одним языком, лишен такой возможности. Двуязычные дети могут напрямую соприкасаться с другими культурами, а не только читать о них или слышать от других людей. Таким образом, дети становятся открытыми к новым культурам, а не только к той, к которой они принадлежат. Вдобавок к перечисленным преимуществам, знание нескольких языков дает в будущем преимущество для карьерного роста. Образование, бизнес, государственное управление - в этих и многих других сферах знание иностранных языков,в том числе и родного языка, может сыграть важную роль.
Осуществление целенаправленного обучения старших дошкольников башкирскому языку является более эффективным с пяти лет для их коммуникативно-речевого развития, где они овладевают устной формой общения, т.е. учатся правильно произносить характерные звуки башкирского языка, понимать башкирскую речь со слуха и соответственно на нее реагировать. Они легко воспринимают услышанное, без труда усваивают не только отдельные слова, но и целые речевые цепочки.
Языковое содержание обучения детей дошкольного возраста башкирскому языку строится на сравнительно-сопоставительном анализе сходства и различия русского и башкирского языков в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Языковой материал отличается простотой и доступностью для детей, отражает события, явления из их повседневной жизни и преподносится с опорой на русский язык.
Обучение башкирскому языку предполагает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка – вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное отношение к ним;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение, игра;
- организацию речевой и образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;
- предоставление информации из истории, литературы, культуры башкирского народа, а также приобщение детей к нравственно-духовным ценностям, традициям и обычаям, к историческому прошлому, современным достижениям башкирского народа в интегрированном виде, путем вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели изучения башкирскому языку:
- формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на башкирском языке в рамках тематики, предложенной программой.
- приобщение детей к духовно-нравственному наследию башкирского народа.
Задачи изучения башкирскому языку:
- привитие элементарных навыков устной речи на башкирском языке (понимания и говорения);
- формирование правильного произношения специфических звуков башкирского языка;
- накопление и обогащение словарного запаса, усвоение простейших типичных словосочетаний и предложений на башкирском языке;
- усвоение особенностей грамматического строя башкирского языка в доступной форме;
- формирование элементарных навыков общения, умения достигать коммуникативные цели при ограниченности владения вторым языком;
- подготовка к дальнейшему, более сознательному изучению башкирского языка в начальной школе.
1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
Для успешной организации работы определены следующие принципы работы:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
При разработке программы были определены следующие подходы:
1. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения способностей и интересов ребёнка.
2. Деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в образовательном процессе.
3. Системный подход, где объект рассматривается, как множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
4. Коммуникативно-игровой подход к формированию фонетических и начальных грамматических навыков у обучающихся в сочетании со сбалансированным развитием речевых умений.
1.4. Возрастные особенности, значимые для разработки Программы.
Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют силу.
В 5-6 лет у детей происходит постепенная смена ведущей деятельности – переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, В.А. Крутецкий и др.) подчеркивают, что детей старшего дошкольного возраста привлекает школа. Но даже в начальной школе наиболее 4 естественным для них являются игровые элементы деятельности, непосредственное общение со взрослыми и сверстниками.
Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на башкирском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении второму языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней. Более того, именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и др.
Дети старшего дошкольного возраста любознательны. При восприятии склонны обращать внимание на яркое, эмоционально-окрашенное. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений педагога, поэтому любое объяснение строится в форме беседы.
Дети 5-6 лет очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Дети этого возраста быстро утомляются, поэтому необходима частая смена вида работы и проведение физкультурных пауз.
У старших дошкольников преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Широкое использование игрушек и картинок способствует развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения на башкирском языке и организация их решения помогает развитию словесно-логической памяти.
Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Развитие мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, от решения задач путем непосредственных действий с ними к действиям с наглядными представлениями с ними. Это способствует использованию опорных символов, моделейсхем в процессе обучения башкирскому языку.
Речь детей старшего дошкольного возраста носит в основном описательный характер, но уже намечается развитие объяснительной речи, например, объяснение правил игры. Диалогическая речь преобладает над монологической речью, которая заметно развивается: постепенно дети овладевают умением пересказать сказку, рассказать о каком-то событии. Начинается овладение выразительными средствами языка, применяются художественные сравнения, эпитеты.
Дети 5-6 лет очень общительны. Из различных видов общения со взрослыми (деловых, познавательных, личностных) преобладает личностное общение, в процессе которого дети лучше узнают самих себя. Педагогам, организуя общение с детьми, нельзя забывать, что они не относят лично к себе замечания и указания взрослого, если эти указания носят общий характер, т.е. обращены ко всем детям.
Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации гру
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
- отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;
-дети научатся правильному произношению звуков, слов на двух языках;
- подбирать слова, состоящие из 3-4-5 звуков;
-подбирать слова для составления предложения;
- дать краткое описание предмета, действия, события;
- рассказать стихотворения, считалки, спеть песенки и др.
1.6. Способы определения результативности реализации Программы
Выделяются следующие способы определения результативности программы:
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах, соревнованиях и т.д.);
-мониторинг для детей 5-7 лет включает комплекс заданий, направленных на выявление уровня по следующим направлениям:
-словарная работа;
-работа над звуками;
-грамматические формы и типы предложений;
-понимание связной речи.
Диагностика усвоения детьми башкирского языка
1 блок заданий. Ответьте на вопросы:
1. Исемен нисек? Как тебя зовут?
2. Һаумы, Катя,Саша!! Здравствуй, Катя, Саша!
3. Һиңә нисә йәш? Сколько тебе лет?
4. Кем менән йәшәйһең?? С кем ты живешь?
5. Адресыңды беләһеңме? ? Знаешь свой адрес?
6. Уйынсығың бармы?? Есть у тебя игрушка?
7. Шиғырҙы һөйләй беләһең, һөйлә! ! Умеешь рассказывать стишок, расскажи!
2 блок заданий:
1.Назови по-башкирски животных, изображенных на картинке. Выбери картинки, где изображены домашние животные корова, лошадь, теленок,заяц,мышка,медведь,лиса. Скажи, с какого звука начинаются эти слова.
2. Сколько слов в предложении: Минең исемем Айгөл. Сможешь нарисовать эти слова кружочками?
3 блок заданий:
- Назови по-башкирски предметы, нарисованные на картинке (кишер,куян)
- .Как сказать одним словом? Япраҡтары
2. Был нимэ? Кейем.
3. Туп ниндэй? Һары , ҡыҙыл,йәшел,зәңгәр.
4. туп нимә эшләй? Һикереп,осоп, баҫып тора.
5. Бында күпме китап бар?Ике.
Каждое задание оценивается по трехбалльной системе. По итогам набранных баллов определяется уровень знаний детей:
Высокий - 50 – 70 баллов.
Средний - 30 – 49 баллов.
Низкий - 10 – 29 баллов.
II.Содержательный раздел
2.1. Методы реализации Программы
Методы работы:
Объяснительно - иллюстративный (беседа, художественное слово)
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
Исследовательский (оценка, самооценка);
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности.
Приёмы, используемые на занятии:
- показ способов,действий;
- показ образца;
-педагогическая оценка;
- загадывание и отгадывание загадок;
-введение элементов соревнования;
-создание игровой ситуации.
2.2. Формы реализации Программы
Используются разные формы проведения занятий:
занятие – игра;
занятие – сказка;
занятие – загадка;
Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере.На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные, музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательный процесс опирается на проблемное обучение и метод создания творческих проектов. В обучающей деятельности педагога важным является коммуникативно-познавательный метод. Одним из самых характерных признаков которого является творчество воспитанника на занятии, а не воспроизведение заранее выученного. Общение между педагогом и воспитанником переходит от субъектно-объектного, к субъект-субъектному, при котором ребёнок становится активным творческим модератором своей деятельности, а педагог лишь направляет его в нужное русло. Данная тенденция обязывает педагога выстраивать образовательный процесс с позиции учёта личности ребёнка, учитывая его психологические, умственные способности и интересы. Ещё одним достоинством проектной методики является возможность интеграции образовательных областей. Детям и воспитателю приходится решать проблемные вопросы, которые невозможно решить без применения знаний из разных областей жизни и науки.
2.3. Учебно-тематический план
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Материалы и оборудование | Слова на башкирском языке | Часы |
Сентябрь | 1 | Знакомство | Формировать умение знакомиться на башкирском языке, побуждать в детях желание побольше узнавать друг о друге; -расширять словарный запас; -воспитывать уважение к окружающим. | Иллюстрации, муляжи, игрушки. | Был кем? исем, таныштыk, hинен исемен нисек? hин, мин, ул. | 25-30 минут |
2 | Мой дом | -Формировать умение рассказывать о своей квартире; -развивать мышление; -воспитывать умение правильно вести себя на занятиях. | Иллюстрации | Ой,капка,кирта,туба,ойора | 25-30 минут | |
3 | Я живу в Башкортостане | -Закреплять знания детей о республике, в которой они живут, о столице-Уфе; -развивать память, внимание; -воспитывать любовь к своей республике. | Д\и «Узнай достопримечательности по фотографиям» | Баш kала, байраk, kунаk, елга, тау. | 25-30 минут | |
4 | Мой любимый детский сад | -Формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов на башкирском языке; -расширять словарный запас; -развивать логическое мышление; -воспитывать умение вести себя в детском саду. | Д\и «Что изменилось?» иллюстрации о детском саде, кукла; | Уйын булмаhе, йоко булмаhе, кескайзар, уртансылар, олкандар, азерлек торкомо. | 25-30 минут | |
Октябрь | 1 | Золотая осень | -Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени, напомнить детям названия осенних месяцев. | Иллюстрации об осени. Д\и «что сначала, что потом?» альбомные листы, краски, кисточки. | Коз, ямгыр, япрактар койола, тос, яуа, hыуык. | 25-30 минут |
2 | Чудо-фрукты | -Познакомить и заучить с детьми башкирские названия фруктов, закрепить полученные знания на практике, нарисовать и назвать фрукты на башкирском языке; -воспитывать умение слушать воспитателя. | Муляжи фруктов, альбомы, краски, кисточки, иллюстрации. | Алма, груша, афлисун, банан. | 25-30 минут | |
3 | Собираем овощи | -Познакомить детей с названиями овощей на башкирском языке; -формировать умение употреблять их в речи; -развивать речь, мышление; -воспитывать умение правильно сидеть за столом | Муляжи овощей, иллюстрации, пластилин, доска для лепки. | Коз, йашелсалар, кишер, кабеста, кыяр, соголдор. | 25-30 минут | |
4 | 25-30 минут | |||||
Ноябрь | 1 | Мои друзья | Создание радостного настроя от встречи с друзьями -обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». | Фотографии | Дус, дуслык, якшы дус. | 25-30 минут |
2 | Моя семья | -Формировать умение называть членов семьи на башкирском языке, отвечать на вопросы по картине «семья»; -развивать башкирскую речь; -воспитывать уважение к членам семьи. | Сюжетно-ролевая игра «семья», фотографии, картинки, словарики. | Атай, асай, улым, кызым, балам, апайым, агайым, картатай, оласай. | 25-30 минут | |
3 | Моя квартира | -Формировать умение рассказывать о своей квартире; -развивать мышление; -воспитывать умение правильно вести себя на занятиях. | Иллюстрации, заранее нарисованные рисунки своей квартиры, словарики. | Йоко булмаhe, базраф, аш булмаhе, кунактар булмаhе. | 25-30 минут | |
4 | Перелетные птицы | -Познакомить детей с перелетными птицами, выявить, почему их так называют? -развивать мышление, -воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям | Иллюстрации, д\и «Птицы Башкортос-тана». | Коштар, оса, йылы якка, куркалар, карга, кыр урзаге. | 25-30 минут | |
екабрь | 1 | Зима пришла | -Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; -познакомить детей с названиями зимних месяцев; -расширить кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе. | Иллюстрации, д\и «Что изменилось?», ножницы, бумага. | Кар бортого, ак тоста, яуа, гинуар, декабрь, февраль, мизгелдар. | 25-30 минут |
2 | Зимние игры | -Познакомить детей с башкирскими народными играми; -формировать навык играть данные игры; -воспитывать дружелюбие. | Мячики, шарф. | Кузбайлаш, байлаган, уйын, туп | 25-30 минут | |
3 | С Новым Годом! | -Познакомить детей с праздником Нового года! -разучить стихотворение; -воспитывать уважительное отношение друг к другу. | Открытки, иллюстрации, словарики, альбомы, карандаши. | Байрам, яны йыл, кунак, шыршы, уйынсыктар, кыш бабай, кар hылыу, булактар. | 25-30 минут | |
4 | Обобщение | -Выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам; -развивать память, внимание; -воспитывать умение слушать объяснения воспитателя. | Иллюстрации, муляжи, открытки. | Все изученные слова. | 25-30 минут | |
Январь | 2 | Посуда | -Познакомить детей с башкирскими названиями посуды,выучить слова и использовать их в разговорной речи. | Посуда, д\и «Собери башкирскую посуду», пластилин. | Санске, бысак, сынаяк, калак, сайгун, hауыт-hаба, тарнинка. | 25-30 минут |
3 | Цвета красок | -Выучить основные цвета красок, развивать речь, воспитывать уважение друг к другу. | Иллюстрации, полоски разного цвета, карандаши, альбомы, словарики. | Кызыл, ак, кара, йашел, зангар, hары. | 25-30 минут | |
4 | Музыкальные инструменты | -Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами, воспитать к ним интерес; -развивать творческие способности, речь на башкирском языке. | Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов, Д\и «найди башкирский инструмент?» | Kурай, кубыз, яhай, тауыш, тынла, баян. | 25-30 минут | |
Февраль | 1 | Я-сказочник | -Познакомить детей с УНТ башкирского народа, формировать умение правильно отвечать на вопросы, прививать интерес к прослушиванию башкирских сказок. | Иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы» | Повторение слов | 25-30 минут |
2 | «Мои любимые игрушки» | -Формировать умение правильно описывать свою игрушку (цвет, форму, размер); воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Игрушки,картинки | Уйынсык, курсак, туп. | 25-30 минут | |
3 | Мы играем | -Познакомить детей с игрой «Ак тирак кук тирак», воспитывать умение играть дружно. | «Ак тирак кук тирак»,кем карак,шап йугер,без уйнайбыз | 25-30 минут | ||
4 | Утренняя гимнастика | -Формировать умение выполнять утреннюю гимнастику на башкирском языке, расширять словарный запас слов. | Мячи | Тунарак, hикер, унга, hулга, борол, hикерма, бер, ике, ос | 25-30 минут | |
Март | 1 | Домашние птицы | -Формировать умение описывать домашних животных, их строение тела, среду обитания, познакомить с башкирскими названиями этих птиц. | Илюстрации по теме, «Домашние птицы» Д\и «Что изменилось» | Атас, тауык, себештар, каззлар, урзак. | 25-30 минут |
2 | Домашние животные | -Познакомить детей с домашними животными, формировать умение отличать домашних животных от других обитателей, воспитывать интерес к домашним животным. | Домашние животные (игрушки), иллюстрации, д\и «Кто где живет» | Эт, бесай, hарык, ат, колон, бызау, барас, каза. | 25-30 минут | |
3 | Дикие животные | -Познакомить детей с названиями диких животных, формировать умение отличать диких животных от других обитателей. | Игрушки диких животных, иллюстрации. | Буре, толко, айыу, куян. | 25-30 минут | |
4 | «Караидель» башкирская народная сказка | -Познакомить детей с башкирской народной сказкой, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя и пересказывать, развивать речь и память, воспитывать интерес к башкирским народным сказкам. | Иллюстрации к сказке | Акиат | 25-30 минут | |
Апрель | 1 | Башкирская одежда | -Познакомить детей с названиями башкирской одеждой,воспитывать интерес к истории башкирского народа. | Национальная одежда, иллюстрации, д\и «Одень куклу» | Башкорт кейемдаре, камзул, елан, ситек, капас,милли, озон. | 25-30 минут |
2 | Обувь | -Познакомить детей с вмдами обуви,развить речь на башкирском языке,воспитывать бережное отношение к своим вещам. | Иллюстрации, альбомные листы, карандаши. | Итек,галуш,быйма,ботинка,аяк кейемдаре. | 25-30 минут | |
3 | Весна идет | -Формировать умения определять время года, уточнить названия весенних месяцев, примет и признаков, развивать наблюдательность, расширять словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе. | Иллюстрации, Д\и «Времена года», «Что сначала, что потом?» | Яз, ямгыр, кояш, умырзая. | 25-30 минут | |
4 | Головные уборы | -Познакомить детей с башкирскими названиями головных уборов, формировать умение их различать и употреблять эти слова в речи; Воспитывать бережное отношение к своим вещам. | Головные уборы в картинках, д\и «Одень куклу», «Нарисуй что назову» | Башлык, кашмау, кэлэпуш, баш. | 25-30 минут | |
Май | 1 | Скоро в школу | -Дать представление о школе, об уроках и переменах, развивать фантазию, речь, мышление, воспитывать желание с удовольствием идти в школу. | Иллюстрации о школе, школьных принадлежностей, игра «Собери портфель в школу». | Мактап, дарес, танафис, калам, ручка, дафтар. | 25-30 минут |
2 | Сабантуй | -Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана. | Спортивный инвентарь, башкирская одежда, ведра, ложки, яйцо, мешки | Кояш, уйын, калак. | 25-30 минут | |
3-4 | -Выявить остаточные знания у детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя. | Иллюстрации, муляжи, игрушки. | Повторение слов | 25-30 минут |
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Исходя из этих направлений используются различные виды и формы работы по взаимодействию с семьями дошкольников:
- мастер-классы;
- родительские собрания;
- индивидуальные и подгрупповые консультации;
- дни открытых дверей.
Подобные формы работы позволяют установить партнёрские отношения с семьей ребенка, а также объединить усилия детского сада и семьи для развития и воспитания детей, осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.
2.5. Требования к педагогу дополнительного образования.
Для реализации программы «Говорим по-башкирски» к педагогу предъявляются ряд требований.
Должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную педагогику и психологию;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;
- технологии педагогической диагностики развития ребенка;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организацию свободного времени воспитанников;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
- специфику и содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей;
- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- требования к квалификации.
III. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
Дни недели | Время работы | Вид деятельности |
Вторник | 15.00 - 15.25 16.00 - 16.30 | Групповая работа с детьми 5-6 лет Групповая работа с детьми 6-7 лет |
Четверг | 15.00 - 15.25 16.00 - 16.30 | Групповая работа с детьми 5-6 лет Групповая работа с детьми 6-7 лет |
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
Предметно-развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Для реализации Программы имеется кабинет, оснащённый мебелью, дидактическим материалом для организации деятельности с детьми.
При оснащении кабинета учтены принципы:
- системности: весь материал систематизированы по разделам;
- доступности: расположение на уровне глаз ребенка;
- здоровьесбережения: в соответствии с СанПиН;
- учёта возрастных особенностей: материал подобран в соответствии с возрастом детей;
- мобильности: пособия легко снимаются, переносятся;
- вариативности: пособия многовариантны.
3.3. Материально – техническое обеспечение
- Столы – 20 шт.
- Стулья – 20 шт.
- Магнитная доска – 1 шт.
- Предметные тематические картинки
- Картотека дыхательных гимнастик
- Тетрадь для выполнения заданий
3.4. Программное – методическое обеспечение
- З.Г.Нафикова «Шатлык»: Программа и конспекты занятий для обучения башкирской разгаворной речи детей старшего дошкольного возраста.-Уфа:Китап,2021.
- Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиганширова. Я- личность (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2011.
- Ф.Г.Азнабаева, З.Г.Агзамова «Играя развиваемся».Наглядное дидактическое пособие (на башкирском языке).-Уфа: Китап,2013.
- Р.Х. Гасанова. Земля отцов. – Уфа: БИРО, 2019.
- З.Г. Нафикова. Растем, играя (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2010.
- Ф.Г.Азнабаева. «Конструируем играя»,конструктивная деятельность детей 5-7 лет:методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций.-Уфа:Китап,2018.
7.Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г. Оскон. Программа-руководство для обучения башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.
8. Р.Л. Агишева. Фольклор и литература Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6-7 лет.
Методические рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования (ИЗО) дошкольных образовательных учреждений по организации проведению совместной образовательной деятельности по иллюс...
" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей с презентацией...
Программа дополнительной образовательной деятельности кружка «Теремок» в средней группе
В программе сформулированы цель, задачи курса театрализованной деятельности с воспитанниками средней группы. Описана модель, формы работы театрального кружка, а также представлен тематический план зан...
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках....
Конспект организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» с детьми второй младшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Звездный мир"...
- Мне нравится (1)