Проект "Пушкин к нам приходит"
проект (средняя группа)
В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: « Это Пушкин!» Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей Родины. 10 февраля – День памяти Великого поэта! В этот день его произведения звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. День памяти А.С. Пушкина в детском саду – это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В этом году в нашем детском саду ему было посвящено много мероприятий, целью которых было привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову, закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина. Предварительная работа включала в себя изучение творчества А.С. Пушкина, а именно: беседы о детских годах поэта, о его семье, местах, где он жил, учился; просмотр презентаций, знакомство со сказками, заучивание стихов. Логичным завершением работы стал тематический вечер «Увенчанный любовью красоты», посвященный творчеству поэта: заинтересованные и увлеченные лица наших воспитанников (исполнителей и слушателей) – лучшее свидетельство того, сколь необходимы сегодняшнему дню чувства добрые, пробуждаемые поэзией А.С. Пушкина.
Нам хотелось бы представить вашему вниманию проект совместной деятельности детей и взрослых «Пушкин приходит к нам с детства» .
10 февраля 2024 года исполнилось 187 лет со дня гибели великого русского поэта. В детском саду был утвержден план мероприятий, посвященных этой дате. В нашем детском саду прошло сразу несколько мероприятий: тематические занятия в старших группах «В поисках Людмилы», была оформлена выставка детей и родителей «Герои Пушкинских сказок». Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты».
Почему бал? Нам хотелось не просто в очередной раз рассказать воспитанникам о великом поэте и его произведениях (это мы делаем на занятиях в каждой группе), а хоть немного окунуться в атмосферу того времени, когда жил и работал поэт, взглянуть на него просто как на светского человека.
Проект о «пушкинской модели русской культуры», включающей в себя танцевальную культуру XIX века (полонез, вальс, мазурка), этику и этикет (светские манеры), особенности самосознания общества начала XIX века, о моде и причёсках пушкинской эпохи, а также о жизни и творчестве самого поэта.
Воспитание этических норм, культуры поведения всегда было актуальным. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев в обществе. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей. В своей работе мы обратилась к такому методу, как «экскурсия в прошлое». Нам хотелось, чтобы дети поняли, что этикет придумали не сейчас. Воспитанием хороших манер люди занимались с давних пор и уделяли этому большое внимание. Детей учили красиво одеваться, красиво двигаться, танцевать. Дети получали знания на уроках музыки, танца, хороших манер. Думаем, что не нравоучения, а влияние на чувства детей средствами музыки, танца, красоты в одежде, обстановке даст положительный результат в воспитании этических норм у детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_pushkin1.docx | 537.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пушкин приходит к нам с детства»
Средняя группа №4 «Брусничка» Воспитатель Яшкина Ю.И.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
поэзии волшебными устами.
Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,
твои стихи я слышу с ко
ыбели.
Я сказками волшебными согрет,
что музыкой в душе моей звенели.
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень-очень рады,
твои стихи читать мы будем снова!
Пояснительная записка
В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: « Это Пушкин!» Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей Родины. 10 февраля – День памяти Великого поэта! В этот день его произведения звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. День памяти А.С. Пушкина в детском саду – это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В этом году в нашем детском саду ему было посвящено много мероприятий, целью которых было привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову, закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина. Предварительная работа включала в себя изучение творчества А.С. Пушкина, а именно: беседы о детских годах поэта, о его семье, местах, где он жил, учился; просмотр презентаций, знакомство со сказками, заучивание стихов. Логичным завершением работы стал тематический вечер «Увенчанный любовью красоты», посвященный творчеству поэта: заинтересованные и увлеченные лица наших воспитанников (исполнителей и слушателей) – лучшее свидетельство того, сколь необходимы сегодняшнему дню чувства добрые, пробуждаемые поэзией А.С. Пушкина.
Нам хотелось бы представить вашему вниманию проект совместной деятельности детей и взрослых «Пушкин приходит к нам с детства» .
10 февраля 2024 года исполнилось 187 лет со дня гибели великого русского поэта. В детском саду был утвержден план мероприятий, посвященных этой дате. В нашем детском саду прошло сразу несколько мероприятий: тематические занятия в старших группах «В поисках Людмилы», была оформлена выставка детей и родителей «Герои Пушкинских сказок». Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты».
Почему бал? Нам хотелось не просто в очередной раз рассказать воспитанникам о великом поэте и его произведениях (это мы делаем на занятиях в каждой группе), а хоть немного окунуться в атмосферу того времени, когда жил и работал поэт, взглянуть на него просто как на светского человека.
Проект о «пушкинской модели русской культуры», включающей в себя танцевальную культуру XIX века (полонез, вальс, мазурка), этику и этикет (светские манеры), особенности самосознания общества начала XIX века, о моде и причёсках пушкинской эпохи, а также о жизни и творчестве самого поэта.
Воспитание этических норм, культуры поведения всегда было актуальным. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев в обществе. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей. В своей работе мы обратилась к такому методу, как «экскурсия в прошлое». Нам хотелось, чтобы дети поняли, что этикет придумали не сейчас. Воспитанием хороших манер люди занимались с давних пор и уделяли этому большое внимание. Детей учили красиво одеваться, красиво двигаться, танцевать. Дети получали знания на уроках музыки, танца, хороших манер. Думаем, что не нравоучения, а влияние на чувства детей средствами музыки, танца, красоты в одежде, обстановке даст положительный результат в воспитании этических норм у детей-дошкольников.
Направление развития: художественно-эстетическое, литературно-творческое
Участники проекта: музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы: 187 лет со дня гибели великого русского поэта. Александра Сергеевича Пушкина – памятная дата.
Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества
Цель проекта: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о мужественности и женственности, приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса. Ключевые слова: совместная деятельность, нравственно-этические нормы, художественный вкус.
Задачи проекта:
Образовательные: познакомить с творчеством А. С. Пушкина, закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству великого русского поэта. Углублять и конкретизировать знания о различных видах танца Пушкинских времён (вальс, мазурка, полонез).
Развивающие: развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам, развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус. Развивать умение анализировать свои действия и поступки.
Воспитательные: воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим, стремление быть добрыми, нежными.
Начало работы: январь 2024
Завершение: апрель 2024
План мероприятий в рамках проекта «Пушкин приходит к нам с детства»
с по #1075;.
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата, время, место проведения мероприятия | Количество участников, человек | Ответственный исполнитель |
I этап (поисковый, аналитический) | |||||
Информирование родителей о предстоящей деятельности. Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации. Разработка моделей платьев, смокингов, варианты оформления современных платьев под наряды XIX века, создание образов участникам бала. Изготовление подсвечников, декораций в заданном стиле. Изучение работ А.С.Пушкина, разработка сценария мероприятия, создание игровой программы в стиле XIX века, репетиции. Сшиты платья Пушкинских времен для ведущих, смокинги для мальчиков, манжеты двух видов, жабо. Сделаны парики для мальчиков, ободки с цветами для девочек. Подбор и анализ литературного и музыкального, иллюстративного, игрового фото и видео материала по теме. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта. Разработка сценария праздничной концертной программы. | #1075;. – #1075; | 5 | Заведущая Старший воспитатель, Музыкальные руководители Воспитатели всех возрастных групп | ||
II основной этап (практический) | |||||
1. | Художественная мини – галерея – экспозиция репродукций произведений живописи, графики, художественных произведений, отражающие образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин (старший дошкольный возраст) Презентации (Биография Пушкина А.С.) | #1075;. – #1075; Групповые комнаты Музыкальный зал | 5 | Воспитатели старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель Старший воспитатель | |
2 | Проведение занятий по обучению танцам: полонез, менуэт, вальс, игра «Ручеёк». Изучение манеры поведения в обществе: учатся здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать, держаться в обществе дам и т.д. Репетиции, отработка танцевальных номеров. Разучивание танцев: «Мазурки» под музыку Л. Делиба из балета «Коппелия», «Вальса тройками» под музыку» Георгия Свиридова из кинофильма «Метель, «Полонеза», Моцарта. Слушание И.Штраус «Венский вальс», вальс оперы «Летучая мышь»; П.И. Чайковский полонез из оперы «Евгений Онегин»; М.И. Глинка «Вальс-фантазия», «Мазурка», романс «Я помню чудное мгновенье»; Г.В. Свиродов вальс из к-ма «Метель»; В.А. Моцарт «Симфония №40»; Вивальди «Весна», «Танец и песня крестьянских парней» (из цикла «Времени года») Нод «Музыкальная гостиная» | В течение декады Музыкальный зал | 29 | Воспитатель подготовительной к школе группы Музыкальный руководитель | |
3 | Совместная деятельность детей с родителями по изготовлению «Книжки –малютки» | #1075;. – #1075;. | 53 | Воспитатели подготовительных групп | |
4 | Разучивание и исполнение стихов А. С. Пушкина, музыкальные произведения, песни на стихи А.С. Пушкина, подбор музыкального сопровождения | #1075;. –#1075; Групповые комнаты | 103 | Воспитатели старших, подготовительных групп, Музыкальный руководитель | |
5 | Конкурс чтецов, посвященный А.С. Пушкину. | #1075;. Музыкальный зал | 103 | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель Воспитатели старших, подготовительных групп | |
6 | Консультация для педагогов в подготовке к Пушкинскому балу «Бал XIX века. Какой он?» Деловая игра для педагогов в подготовке к Пушкинскому балу. Тема: Игра «Буриме» Мастер- класс для педагогов «Декупаж» | Музыкальный зал #1075; #1075; #1075; | 25 | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель | |
8 | Размещение статей и фотографий, видео на официальном сайте учреждения | В течение декады Социальные сети Viber, WhatsApp ВКонтакте , Telegram | - | Старший воспитатель. | |
9 | Аппликация «Герои Пушкинских сказок» (средний возраст) | #1075;. –#1075; Групповая комната | 104 | Воспитатели средних групп | |
10 | Коллективное рисование «Герои Пушкинских сказок» | #1075;. –#1075; Групповая комната | 86 | Воспитатели средних групп | |
11 | Подготовлен видеоролик «Первый бал Наташи Ростовой» из к – ма с. Ф. Бондарчук «Война и мир»; видеоролик к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро», видеоролик – стихотворение на французском языке «Я вас любил» | В течение декады Социальные сети Viber, WhatsApp ВКонтакте , Telegram, ЯRUS | 157 | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель | |
12 | Цикл познавательных занятий на тему: «Пушкин с нами» | В течение декады. Групповые комнаты | 143 | Воспитатели всех возрастных групп Музыкальный руководитель | |
13 | Неделя книги в рамках проекта Чтение художественной литературы «Волшебные сказки А. С. Пушкина» «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из Сказки о мертвой царевне) (для заучивания) «Ветер по морю гуляет….», «Ель в лесу, под елью- белка…» (из Сказки о царе Салтане…) «У лукоморья….» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила») «Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне» «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); Экскурсия в «Городскую библиотеку семейного чтения» | Групповые комнаты #1075;. – #1075;. | 78 | Воспитатели подготовительных к школе групп | |
14 | Досуг – квест по сказкам А.С. Пушкина «В поисках Людмилы» | #1075; | 48 | Воспитатели старших групп Музыкальный руководитель | |
15 | Оформление выставки творческих работ «По сказкам Пушкина» |
Музыкальный зал | 132 | Музыкальный руководитель Воспитатели старших групп | |
III заключительный этап (итоговый) | |||||
16 | Тематическое мероприятие Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты» Оформление Художественной мини – галереи «Пушкин в каждом из нас» |
Музыкальный зал | 29 | Воспитатели подготовительной группы Старший воспитатель. Музыкальный руководитель |
Ожидаемые результаты
Расширение знаний детей о Пушкине и его произведениях, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
В результате реализации проекта воспитанники получали следующие умения и навыки:
1. В сфере танцевальной и музыкальной деятельности:
- умение танцевать, выражать себя в танце
- умение создавать сценический образ
- знания в области ораторского искусства
- улучшение здоровья посредством физических нагрузок в танце
2. В сфере чувств:
умение выражать свои мысли и чувства культурного темперамента
3. В сфере организаторской деятельности:
- умение работать в сотворчестве с другими индивидуальностями
- умение договариваться, строить партнерские отношения
4. В сфере общения:
- умение вести диалог
- открытие в себе новых способностей
- опыт культурного поведения в обществе
- умение понять и принять другого, укрепление толерантного сознания
Выводы
Реализация проекта «Увенчанный любовью красоты» предоставило воспитанникам, педагогам и родителям равные возможности для самовыражения и самореализации в общении средствами искусств: музыки, танца, театра и художественного и литературного творчества.
Проведение бала прошло в целях стимулирования творческой деятельности, повышению исполнительского мастерства участников, популяризации хореографического искусства, развития массовой танцевальной культуры. А также сохранение и преемственность традиций музыкальной, хореографической и поэтической культуры, развитие эстетического вкуса.
Данный проект познакомил воспитанников с эпохой, сделав их действующими лицами, научил этикету: умение здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, держаться в обществе. А также приобщил детей к культуре созидания, повысил самоуважение, доверие к другим людям, открытость, толерантность.
Проект предоставил равные возможности для творческой самореализации детей, не зависимо от их академических способностей и успехов в детском саду.
Таким образом, совместная созидательная деятельность детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения «светского бала», развила способности к сотрудничеству и взаимопониманию, как в семье, так и в детском саду.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Искусство / [пер. с итал. И. Горелой; авт. рус. текста А. Брагин]. - М.: Астрель: АСТ, 2003.
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3ч. Ч.2. Искусство Западной Европы XVII-XX веков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Каменская И.М. История костюма. – М..1986
Соловьёв Э.Я. Этикет. - М.: ИВФ Антал, 1995.
Худеков С. Н. Искусство танца: история, культура, ритуал / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2010.
Этикет: Современная энциклопедия /Авт.- сост. И.Е.Гусев. - Минск: Харвест, 1999.
Список литературы для участников проекта:
Авенариус В.П. О Пушкине: Биографическая дилогия. Лит. очерки. Лицейские стихотворения А.С. Пушкина. - М.: Школа-Пресс, 1998.
Брун В. История костюма: от древности до Нового времени / [пер. с нем. Г. А. Светличной]. - М.: Эксмо, 1996.
Гулыга А.В. Искусство истории. - М.: Современник, 1980.
Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться или Мода на все времена. - Рига: ИМПАКТ, 1992.
Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. - М.: Высшая шк., 1993.
Каменская И.М. История костюма. – М..1986.
Платонова Н. И. Искусство: энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2003.
Соловьёв Э.Я. Этикет. - М.: ИВФ Антал, 1995.
Этикет от А до Я для детей и взрослых. - М.: Аст, 1997.
Этикет: Современная энциклопедия / Авт.-сост. И.Е.Гусев. - Минск: Харвест, 1999.
Ход мероприятия
Под музыку М. Глинки дети парами обходят зал и садятся на стульчики.
Презентация: Биография Пушкина.
1 слайд: На экране – портрет А. С. Пушкина
Ведущая. Сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого поэта. Его стихи известны во всем мире.
2 слайд: Много лет тому назад (6 июня 1799 года) в дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром. У него была старшая сестра и младший брат. У Пушкина были кудрявые волосы русого цвета, смуглая кожа и голубые глаза.
3 слайд: Детство Александра Пушкина прошло в Москве. Его родители Надежда Осиповна и Сергей Львович были большими любителями поэзии, имели прекрасную библиотеку. В их доме часто собирались писатели и поэты, и дети слушали их стихи.
4 слайд: В доме у Пушкиных жили две женщины, которые подарили Александру материнскую любовь и ласку. Это бабушка маленького Саши - Мария Алексеевна. Она научила Сашу читать и писать по - русски, а писать он начал очень рано в 3 года. Бабушка учила его танцевать, возила на детские балы.
5 слайд: Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Это она рассказывала ему сказки, познакомила с Королевичем и Кощеем, добрыми Волшебниками и злыми Колдунами. Когда Александр вырос, он воплотил услышанные им сказки, в свои замечательные стихи.
6 слайд: А ещё в их семье жил большой пушистый кот. Когда няня Арина рассказывала детям сказки, он приходил к Саше на колени и мурчал.
7 слайд: Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием.
Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения.
8 слайд:
В 12 лет Саша поступил лицей. Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. И сегодня я приглашаю вас окунуться в мир Александра Сергеевича Пушкина. Давайте перенесёмся в те далёкие времена, когда жил и писал свои стихи А. С. Пушкин.
Голос читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила".
Ведущий: Дети, вы, конечно, узнали эти стихи. Кто их написал?
9 слайд:
Дети: Сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.
Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин, став поэтом, написал много прекрасных произведений, в том числе сказок. Какие сказки Пушкина вы знаете? (Дети перечисляют).
Ведущий: Сейчас я вам загадаю загадку. А вы попробуйте отгадать.
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
Дети. Кот ученый
10 слайд - Кот учёный
За дверью раздаётся мяуканье, под музыку заходит Кот (ребёнок).
Кот: В Лукоморье случилась беда,
Телеграмму принёс я сюда. (Отдаёт Сказочнице телеграмму).
Ведущий (читает): "Пропала Людмила. Помогите её найти. Князь Владимир. "
Дети, поможем найти Людмилу? - героиню из сказки Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила"? (Дети соглашаются). Это будет не просто. Чтобы найти Людмилу, нужно выполнить разные задания. Вы готовы? (Ответы детей). Выполнив задание, вы получите подсказку. "Подсказка" - это часть картинки, сложив которую, вы узнаете, где находится Людмила. Итак, отправляемся на поиски Людмилы. Для начала вам загадка – отгадайте - ка ребятки, чьи это слова?
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»"
Дети. Золотая рыбка. 9 слайд
Под музыку "Аквариум" К. Сен-Санса появляется Золотая рыбка, исполняя импровизированный танец.
Ведущий: Рыбка, выполни наше желание: помоги найти Людмилу.
Золотая рыбка: Конечно, помогу, только сначала ответьте на вопрос:
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о… ( рыбаке и рыбке)
Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием.
РЫБКА: Получите подсказку. (Отдаёт детям часть картинки).
Ведущий: А сейчас послушайте три загадки из одной сказки, отгадав загадки, вы получите подсказки.
Звучит музыка Н. Римского-Корсакова из оперы "Сказка о царе Салтане".
10 слайд
Под музыку Сказочница выносит столик, садится на стульчик, берет в руки веретено и читает отрывок из сказки «О царе Солтане» - «Три девицы под окном».
Сказочница:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь...
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха»
Сказочница: Из какой сказки вы прослушали отрывок?
(Ответы детей).
Сказочница: Слушайте вторую загадку.
Что за зверь хрустальном доме князю прибыль создаёт?
"Во саду ли, в огороде..." Звонко песенку поёт?
Дети. Белка.
11 слайд
Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.
Вбегает Белка, пританцовывает
Белка: За правильный ответ даю вам подсказку. (Отдаёт часть картинки).
Сказочница: Третья загадка.
Сказочница: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Кто же это?
Дети. Царевна Лебедь. 12 слайд
Звучит фрагмент «Царевна-лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Выходит Царевна-лебедь исполняет импровизированный танец.
Лебедь: За правильный ответ даю вам подсказку. (Отдаёт часть картинки).
Сказочница: А из какой сказки все эти персонажи?
Дети. Сказка о царе Салтане.
Сказочница: Ребята, вы справились - все подсказки собрали! А теперь давайте соберем картину из частей "Черномор в своём дворце".
Дети подходят к мольберту и под музыку собирают картинку.
Звучит фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Выходит Руслан (в руках меч и белая борода Черномора)
Руслан. Сей грозный меч накажет вора,
Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!
Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила" М. Глинки - выходит Людмила, кланяется Руслану.
Людмила: Руслан, мой рыцарь, мой герой.
Ты спас меня от Черномора
Преодолел леса и горы...
Да будет нынче пир горой!
Звучит музыка М. Глинки - все аплодируют Руслану и Людмиле.
Ведущий: Молодцы, ребята, вы сегодня все были такими активными и отлично справились с заданиями. Теперь немножко отдохнем и поиграем. У меня четыре больших кубика с разными картинками к сказкам Пушкина. А теперь, ребята, встаньте в круг. Под музыку вы передаете кубики друг другу. На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают внимательно загадку, и выкладывают картинку – отгадку.
Проводится игра «Сказочные загадки» (с кубиками)
Кубик ты передавай,
И загадку отгадай.
А потом его сложи
Всем картинку покажи!
Далее игра повторяется с начала, но уже с другой загадкой.
Ведущий: Молодцы, поиграли, отдохнули, теперь садитесь поудобнее, и слушайте внимательно.
13 слайд - Картина М. Врубеля «Царевна-лебедь»
Ведущий: Художник Михаил Александрович Врубель сумел в красках передать момент превращения птицы в царевну.
Рассматривают репродукцию.
Ведущий: Посмотрите, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. А композитор, с помощью звуков и своей фантазии, рисует музыкальный образ. Кто назовет композитора, который написал музыку к «Сказке о царе Салтане»?
(Дети называют композитора).
14 слайд - Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Звучит фрагмент «Царевна-лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Ведущий: Николая Андреевича часто называют великим сказочником в музыке, потому что он очень часто обращался в своем творчестве к сказке. Особенно любил Римский - Корсаков сказки Александра Сергеевича Пушкина. Композитор написал две оперы по Пушкинским сказкам, это – «Сказка о царе Солтане» и «Золотой петушок». Итак, сказочная опера «Сказка о царе Солтане».
Звучит музыка из оперы.
По ходу прослушивания задаются вопросы:
Отрывок «Белочка» - слушают
Ведущий: Кого рисует сейчас музыка?
- Почему вы так решили?
-Какой музыкой изображается белочка?
(танцевальной, веселой, озорной, ласковой, задорной, бойкой, прыгучей)
Звучит отрывок «Богатыри» - слушают
-Каким становится характер музыки, когда изображаются богатыри?
(грозным, торжественным, мужественным, величавым, напористым, взволнованным и решительным)
Звучит отрывок «Царевна Лебедь» - слушают
-Как меняется музыка при изображении Царевны - Лебеди?
(Музыка становится более спокойным, волшебным, задумчивыми ласковым, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь)
Ведущий: Вы прослушали музыку. Я вижу, вам понравились и музыка, и картинки из сказок, и каждый из вас по - своему представил и Белочку, и Богатырей, и Царевну -Лебедь. А теперь давайте попробуем передать свои музыкальные впечатления и впечатления от иллюстрации в рисунках. Во время вашей работы будет звучать музыкальная картина, которая будет напоминать о чудесах сказки. Вашими работами мы дополним нашу выставку.
Итог 15 слайд
Ведущий: Ребята вы сегодня помогли найти Людмилу из сказки «Руслан и Людмила». Кто автор этой сказки? (Ответы детей).
Ведущий. Кто написал оперу к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»?
Дети. Оперу сочинил русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.
Ведущий: Иллюстрацию какого художника к «Сказке о царе Салтане» мы сегодня рассматривали?
Дети. Иллюстрацию нарисовал художник Михаил Александрович Врубель.
Ведущий: Спасибо всем за интересную игру.
Спасибо нашему любимому поэту за прекрасные сказки.
Всем спасибо за внимание, а ребятам - за старания.
Звучит фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ приходит в детский сад
из опыта работы ГДОУ №18 комбинированного вида Московского района Санкт Петербурга по использованием ИКТ в дошкольном учреждении...
Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»
Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...
Дед Мороз, приходи и игру проведи"
Дети любят путешествовать. А ещё они любят подарки. Физкультурный досуг покажет им что же подарил дед Мороз их знакомым зверушкам...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на татарском языке. Область "Познание". Тема: "Тавышлар кайдан килә?" (Звуки откуда приходят?)
Привлечение детей к исследовательской деятельности с целью выявления причин появления различных звуков в нашем окружении....
Консультация для родителей "Как в жизнь приходит музыка"
Красочная консультация в папку - передвижку....
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...
«Приходи Снегурочка, приходи Дед Мороз»
Знакомство детей с понятием «Ёлка», «Снегурочка», «Дед Мороз» через беседы, стихи. Рассматривание картинок. Создание настроения в ожидании новогоднего праздника.[[{"type":"medi...