Проект "Пушкин к нам приходит"
проект (средняя группа)

Яшкина Юлия Ивановна

   В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: « Это Пушкин!» Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей Родины. 10 февраля – День памяти Великого поэта! В этот день его произведения звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. День памяти А.С. Пушкина в детском саду – это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В этом году в нашем детском саду  ему было посвящено много мероприятий, целью которых было привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову, закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина. Предварительная работа включала в себя изучение творчества А.С. Пушкина, а именно: беседы о детских годах поэта, о его семье, местах, где он жил, учился; просмотр презентаций, знакомство со сказками, заучивание стихов. Логичным завершением работы стал тематический вечер «Увенчанный любовью красоты», посвященный творчеству поэта: заинтересованные и увлеченные лица наших воспитанников (исполнителей и слушателей) – лучшее свидетельство того, сколь необходимы сегодняшнему дню чувства добрые, пробуждаемые поэзией А.С. Пушкина.

  Нам  хотелось бы представить вашему вниманию проект совместной деятельности детей и взрослых «Пушкин приходит к нам с детства» .

  10 февраля 2024 года  исполнилось 187 лет  со дня гибели великого  русского  поэта. В детском саду был утвержден план  мероприятий, посвященных этой  дате. В нашем детском саду прошло  сразу  несколько  мероприятий: тематические занятия в старших группах «В поисках Людмилы», была оформлена выставка детей и родителей «Герои Пушкинских сказок». Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты».

  Почему бал? Нам  хотелось не просто в очередной раз рассказать  воспитанникам о великом поэте и его  произведениях (это мы делаем на занятиях в каждой группе), а хоть  немного  окунуться в атмосферу  того  времени, когда жил и работал  поэт, взглянуть на него  просто как на светского человека.

  Проект  о «пушкинской  модели русской  культуры», включающей в  себя  танцевальную культуру XIX века (полонез, вальс, мазурка), этику и этикет (светские  манеры), особенности  самосознания общества  начала  XIX века, о моде и причёсках пушкинской  эпохи, а  также о  жизни и  творчестве  самого  поэта.

  Воспитание этических норм, культуры поведения  всегда было актуальным. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев в обществе. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей. В своей работе мы обратилась к такому методу, как «экскурсия в прошлое». Нам хотелось, чтобы дети поняли, что этикет придумали не сейчас. Воспитанием хороших манер люди занимались с давних пор и уделяли этому большое внимание. Детей учили красиво одеваться, красиво двигаться, танцевать. Дети получали знания на уроках музыки, танца, хороших манер. Думаем, что не нравоучения, а влияние на чувства детей средствами музыки, танца, красоты в одежде, обстановке даст положительный результат в воспитании этических норм у детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_pushkin1.docx537.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Пушкин приходит к нам с детства»

Средняя группа №4 «Брусничка» Воспитатель Яшкина Ю.И.

Мы Пушкину наш праздник посвятим,

наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

поэзии волшебными устами.

Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,

твои стихи я слышу с ко

ыбели.

Я сказками волшебными согрет,

что музыкой в душе моей звенели.

Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!

Спасибо за любовь к родному слову.

Мы этой встрече очень-очень рады,

твои стихи читать мы будем снова!

Пояснительная записка

В нашей стране нет человека, который не знал бы, не читал Пушкина! Александр Сергеевич Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям. Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: « Это Пушкин!» Рассказывать о Пушкине и просто, и трудно. Просто — потому что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно — потому что, какие бы слова ни подобрали, рассказывая о Пушкине, все они не смогут передать, как велик его талант и как много он сделал для своей Родины. 10 февраля – День памяти Великого поэта! В этот день его произведения звучат по всему миру. Выставки, литературные чтения, фестивали – имя поэта объединяет всех, кто любит русский язык. День памяти А.С. Пушкина в детском саду – это время, когда имя поэта звучит высоко и торжественно. В этом году в нашем детском саду ему было посвящено много мероприятий, целью которых было привитие любви к произведениям отечественной литературы, воспитание чуткости к художественному слову, закрепление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина. Предварительная работа включала в себя изучение творчества А.С. Пушкина, а именно: беседы о детских годах поэта, о его семье, местах, где он жил, учился; просмотр презентаций, знакомство со сказками, заучивание стихов. Логичным завершением работы стал тематический вечер «Увенчанный любовью красоты», посвященный творчеству поэта: заинтересованные и увлеченные лица наших воспитанников (исполнителей и слушателей) – лучшее свидетельство того, сколь необходимы сегодняшнему дню чувства добрые, пробуждаемые поэзией А.С. Пушкина.

Нам хотелось бы представить вашему вниманию проект совместной деятельности детей и взрослых «Пушкин приходит к нам с детства» .

10 февраля 2024 года исполнилось 187 лет со дня гибели великого русского поэта. В детском саду был утвержден план мероприятий, посвященных этой дате. В нашем детском саду прошло сразу несколько мероприятий: тематические занятия в старших группах «В поисках Людмилы», была оформлена выставка детей и родителей «Герои Пушкинских сказок». Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты».

Почему бал? Нам хотелось не просто в очередной раз рассказать воспитанникам о великом поэте и его произведениях (это мы делаем на занятиях в каждой группе), а хоть немного окунуться в атмосферу того времени, когда жил и работал поэт, взглянуть на него просто как на светского человека.

Проект о «пушкинской модели русской культуры», включающей в себя танцевальную культуру XIX века (полонез, вальс, мазурка), этику и этикет (светские манеры), особенности самосознания общества начала XIX века, о моде и причёсках пушкинской эпохи, а также о жизни и творчестве самого поэта.

Воспитание этических норм, культуры поведения всегда было актуальным. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев в обществе. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей. В своей работе мы обратилась к такому методу, как «экскурсия в прошлое». Нам хотелось, чтобы дети поняли, что этикет придумали не сейчас. Воспитанием хороших манер люди занимались с давних пор и уделяли этому большое внимание. Детей учили красиво одеваться, красиво двигаться, танцевать. Дети получали знания на уроках музыки, танца, хороших манер. Думаем, что не нравоучения, а влияние на чувства детей средствами музыки, танца, красоты в одежде, обстановке даст положительный результат в воспитании этических норм у детей-дошкольников.

Направление развития: художественно-эстетическое, литературно-творческое

Участники проекта: музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители.

Актуальность темы: 187 лет со дня гибели великого русского поэта. Александра Сергеевича Пушкина – памятная дата.

Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества

Цель проекта: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о мужественности и женственности, приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса. Ключевые слова: совместная деятельность, нравственно-этические нормы, художественный вкус.

Задачи проекта:

Образовательные: познакомить с творчеством А. С. Пушкина, закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству великого русского поэта. Углублять и конкретизировать знания о различных видах танца Пушкинских времён (вальс, мазурка, полонез).

Развивающие: развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам, развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус. Развивать умение анализировать свои действия и поступки.

Воспитательные: воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим, стремление быть добрыми, нежными.

Начало работы: январь 2024

Завершение: апрель 2024

План мероприятий в рамках проекта «Пушкин приходит к нам с детства»

с по #1075;.

п/п

Наименование

мероприятия

Дата, время,

место проведения мероприятия

Количество участников,

человек

Ответственный исполнитель

I этап (поисковый, аналитический)

Информирование родителей о предстоящей деятельности. Заинтересовать детей в проблеме при помощи доступных средств: диалогов, бесед, игр, чтения литературных произведений, сбора информации.

Разработка моделей платьев, смокингов, варианты оформления современных платьев под наряды XIX века, создание образов участникам бала.

Изготовление подсвечников, декораций в заданном стиле. Изучение работ А.С.Пушкина, разработка сценария мероприятия, создание игровой программы в стиле XIX века, репетиции.

Сшиты платья Пушкинских времен для ведущих, смокинги для мальчиков, манжеты двух видов, жабо. Сделаны парики для мальчиков, ободки с цветами для девочек.

Подбор и анализ литературного и музыкального, иллюстративного, игрового фото и видео материала по теме.

Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.

Разработка сценария праздничной концертной программы.

#1075;. – #1075;

5

Заведущая

Старший воспитатель,

Музыкальные руководители

Воспитатели всех возрастных групп

II основной этап (практический)

1.

Художественная мини – галерея – экспозиция репродукций произведений живописи, графики, художественных произведений, отражающие образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин (старший дошкольный возраст) Презентации (Биография Пушкина А.С.)

#1075;. – #1075;

Групповые комнаты

Музыкальный зал

5

Воспитатели старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

2

Проведение занятий по обучению танцам: полонез, менуэт, вальс, игра «Ручеёк».

Изучение манеры поведения в обществе: учатся здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, уметь танцевать, держаться в обществе дам и т.д. Репетиции, отработка танцевальных номеров.

Разучивание танцев: «Мазурки» под музыку Л. Делиба из балета «Коппелия», «Вальса тройками» под музыку» Георгия Свиридова из кинофильма «Метель, «Полонеза», Моцарта.

Слушание И.Штраус «Венский вальс», вальс оперы «Летучая мышь»; П.И. Чайковский полонез из оперы «Евгений Онегин»; М.И. Глинка «Вальс-фантазия», «Мазурка», романс «Я помню чудное мгновенье»; Г.В. Свиродов вальс из к-ма «Метель»; В.А. Моцарт «Симфония №40»; Вивальди «Весна», «Танец и песня крестьянских парней» (из цикла «Времени года»)

Нод «Музыкальная гостиная»

В течение декады

Музыкальный зал

29

Воспитатель подготовительной к школе группы

Музыкальный руководитель

3

Совместная деятельность детей с родителями по изготовлению «Книжки –малютки»

#1075;. – #1075;.

53

Воспитатели подготовительных групп

4

Разучивание и исполнение стихов А. С. Пушкина, музыкальные произведения, песни на стихи А.С. Пушкина, подбор музыкального сопровождения

#1075;. –#1075;

Групповые комнаты

103

Воспитатели старших, подготовительных групп,

Музыкальный руководитель

5

Конкурс чтецов, посвященный А.С. Пушкину.

#1075;.

Музыкальный зал

103

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель

Воспитатели старших, подготовительных групп

6

Консультация для педагогов в подготовке к Пушкинскому балу «Бал XIX века. Какой он?»

Деловая игра для педагогов в подготовке к Пушкинскому балу. Тема: Игра «Буриме»

Мастер- класс для педагогов «Декупаж»

Музыкальный зал

#1075;

#1075;

#1075;

25

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель

8

Размещение статей и фотографий, видео на официальном сайте учреждения

В течение декады

Социальные сети Viber, WhatsApp ВКонтакте , Telegram

-

Старший воспитатель.

9

Аппликация «Герои Пушкинских сказок» (средний возраст)

#1075;. –#1075;

Групповая комната

104

Воспитатели средних групп

10

Коллективное рисование «Герои Пушкинских сказок»

#1075;. –#1075;

Групповая комната

86

Воспитатели средних групп

11

Подготовлен видеоролик «Первый бал Наташи Ростовой» из к – ма с. Ф. Бондарчук «Война и мир»; видеоролик к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро», видеоролик – стихотворение на французском языке «Я вас любил»

В течение декады

Социальные сети Viber, WhatsApp ВКонтакте , Telegram, ЯRUS

157

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель

12

Цикл познавательных занятий на тему: «Пушкин с нами»

В течение декады.

Групповые комнаты

143

Воспитатели всех возрастных групп

Музыкальный руководитель

13

Неделя книги в рамках проекта

Чтение художественной литературы «Волшебные сказки А. С. Пушкина»

«Ветер, ветер! Ты могуч.» (из Сказки о мертвой царевне)

(для заучивания)

«Ветер по морю гуляет….»,

«Ель в лесу, под елью- белка…» (из Сказки о царе Салтане…)

«У лукоморья….» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»)

«Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне»

«Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»);

Экскурсия в «Городскую библиотеку семейного чтения»

Групповые комнаты

#1075;. – #1075;.

78

Воспитатели подготовительных к школе групп

14

Досуг – квест по сказкам А.С. Пушкина «В поисках Людмилы»

#1075;

48

Воспитатели старших групп

Музыкальный руководитель

15

Оформление выставки творческих работ «По сказкам Пушкина»

Музыкальный зал

132

Музыкальный руководитель

Воспитатели старших групп

III заключительный этап (итоговый)

16

Тематическое мероприятие Пушкинский бал «Увенчанный любовью красоты»

Оформление Художественной мини – галереи «Пушкин в каждом из нас»

Музыкальный зал

29

Воспитатели подготовительной группы

Старший воспитатель.

Музыкальный руководитель

Ожидаемые результаты

Расширение знаний детей о Пушкине и его произведениях, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

В результате реализации проекта воспитанники получали следующие умения и навыки:

1. В сфере танцевальной и музыкальной деятельности:

  • умение танцевать, выражать себя в танце
  • умение создавать сценический образ
  • знания в области ораторского искусства
  • улучшение здоровья посредством физических нагрузок в танце

2. В сфере чувств:

умение выражать свои мысли и чувства культурного темперамента

3. В сфере организаторской деятельности:

  • умение работать в сотворчестве с другими индивидуальностями
  • умение договариваться, строить партнерские отношения

4. В сфере общения:

  • умение вести диалог
  • открытие в себе новых способностей
  • опыт культурного поведения в обществе
  • умение понять и принять другого, укрепление толерантного сознания

Выводы

Реализация проекта «Увенчанный любовью красоты» предоставило воспитанникам, педагогам и родителям равные возможности для самовыражения и самореализации в общении средствами искусств: музыки, танца, театра и художественного и литературного творчества.

Проведение бала прошло в целях стимулирования творческой деятельности, повышению исполнительского мастерства участников, популяризации хореографического искусства, развития массовой танцевальной культуры. А также сохранение и преемственность традиций музыкальной, хореографической и поэтической культуры, развитие эстетического вкуса.

Данный проект познакомил воспитанников с эпохой, сделав их действующими лицами, научил этикету: умение здороваться, знакомиться, приглашать дам на танец, ухаживать за ними, поддерживать разговор, держаться в обществе. А также приобщил детей к культуре созидания, повысил самоуважение, доверие к другим людям, открытость, толерантность.

Проект предоставил равные возможности для творческой самореализации детей, не зависимо от их академических способностей и успехов в детском саду.

Таким образом, совместная созидательная деятельность детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения «светского бала», развила способности к сотрудничеству и взаимопониманию, как в семье, так и в детском саду.

Список использованной литературы

Интернет-ресурсы

Искусство / [пер. с итал. И. Горелой; авт. рус. текста А. Брагин]. - М.: Астрель: АСТ, 2003.

Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3ч. Ч.2. Искусство Западной Европы XVII-XX веков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

Каменская И.М. История костюма. – М..1986

Соловьёв Э.Я. Этикет. - М.: ИВФ Антал, 1995.

Худеков С. Н. Искусство танца: история, культура, ритуал / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2010.

Этикет: Современная энциклопедия /Авт.- сост. И.Е.Гусев. - Минск: Харвест, 1999.

Список литературы для участников проекта:

Авенариус В.П. О Пушкине: Биографическая дилогия. Лит. очерки. Лицейские стихотворения А.С. Пушкина. - М.: Школа-Пресс, 1998.

Брун В. История костюма: от древности до Нового времени / [пер. с нем. Г. А. Светличной]. - М.: Эксмо, 1996.

Гулыга А.В. Искусство истории. - М.: Современник, 1980.

Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться или Мода на все времена. - Рига: ИМПАКТ, 1992.

Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. - М.: Высшая шк., 1993.

Каменская И.М. История костюма. – М..1986.

Платонова Н. И. Искусство: энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2003.

Соловьёв Э.Я. Этикет. - М.: ИВФ Антал, 1995.

Этикет от А до Я для детей и взрослых. - М.: Аст, 1997.

Этикет: Современная энциклопедия / Авт.-сост. И.Е.Гусев. - Минск: Харвест, 1999.

Ход мероприятия

Под музыку М. Глинки дети парами обходят зал и садятся на стульчики.

Презентация: Биография Пушкина.

1 слайд: На экране – портрет А. С. Пушкина

Ведущая. Сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого поэта. Его стихи известны во всем мире.

2 слайд: Много лет тому назад (6 июня 1799 года) в дворянской семье родился мальчик, которого назвали Александром. У него была старшая сестра и младший брат. У Пушкина были кудрявые волосы русого цвета, смуглая кожа и голубые глаза.

3 слайд: Детство Александра Пушкина прошло в Москве. Его родители Надежда Осиповна и Сергей Львович были большими любителями поэзии, имели прекрасную библиотеку. В их доме часто собирались писатели и поэты, и дети слушали их стихи.

4 слайд: В доме у Пушкиных жили две женщины, которые подарили Александру материнскую любовь и ласку. Это бабушка маленького Саши - Мария Алексеевна. Она научила Сашу читать и писать по - русски, а писать он начал очень рано в 3 года. Бабушка учила его танцевать, возила на детские балы.

5 слайд: Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Это она рассказывала ему сказки, познакомила с Королевичем и Кощеем, добрыми Волшебниками и злыми Колдунами. Когда Александр вырос, он воплотил услышанные им сказки, в свои замечательные стихи.

6 слайд: А ещё в их семье жил большой пушистый кот. Когда няня Арина рассказывала детям сказки, он приходил к Саше на колени и мурчал.

7 слайд: Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием.

Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения.

8 слайд:

В 12 лет Саша поступил лицей. Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. И сегодня я приглашаю вас окунуться в мир Александра Сергеевича Пушкина. Давайте перенесёмся в те далёкие времена, когда жил и писал свои стихи А. С. Пушкин.

Голос читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила".

Ведущий: Дети, вы, конечно, узнали эти стихи. Кто их написал?

9 слайд:

Дети: Сказку написал Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин, став поэтом, написал много прекрасных произведений, в том числе сказок. Какие сказки Пушкина вы знаете? (Дети перечисляют).

Ведущий: Сейчас я вам загадаю загадку. А вы попробуйте отгадать.

День и ночь, как заведённый,

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь учёный.

Знаешь, речь идёт о ком?

Дети. Кот ученый

10 слайд - Кот учёный

За дверью раздаётся мяуканье, под музыку заходит Кот (ребёнок).

Кот: В Лукоморье случилась беда,

Телеграмму принёс я сюда. (Отдаёт Сказочнице телеграмму).

Ведущий (читает): "Пропала Людмила. Помогите её найти. Князь Владимир. "

Дети, поможем найти Людмилу? - героиню из сказки Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила"? (Дети соглашаются). Это будет не просто. Чтобы найти Людмилу, нужно выполнить разные задания. Вы готовы? (Ответы детей). Выполнив задание, вы получите подсказку. "Подсказка" - это часть картинки, сложив которую, вы узнаете, где находится Людмила. Итак, отправляемся на поиски Людмилы. Для начала вам загадка – отгадайте - ка ребятки, чьи это слова?

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»"

Дети. Золотая рыбка. 9 слайд

Под музыку "Аквариум" К. Сен-Санса появляется Золотая рыбка, исполняя импровизированный танец.

Ведущий: Рыбка, выполни наше желание: помоги найти Людмилу.

Золотая рыбка: Конечно, помогу, только сначала ответьте на вопрос:

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицею морской вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о… ( рыбаке и рыбке)

Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием.

РЫБКА: Получите подсказку. (Отдаёт детям часть картинки).

Ведущий: А сейчас послушайте три загадки из одной сказки, отгадав загадки, вы получите подсказки.

Звучит музыка Н. Римского-Корсакова из оперы "Сказка о царе Салтане".

10 слайд

Под музыку Сказочница выносит столик, садится на стульчик, берет в руки веретено и читает отрывок из сказки «О царе Солтане» - «Три девицы под окном».

Сказочница:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь...

«Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха»

Сказочница: Из какой сказки вы прослушали отрывок?

(Ответы детей).

Сказочница: Слушайте вторую загадку.

Что за зверь хрустальном доме князю прибыль создаёт?

"Во саду ли, в огороде..." Звонко песенку поёт?

Дети. Белка.

11 слайд

Звучит фрагмент «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

Вбегает Белка, пританцовывает

Белка: За правильный ответ даю вам подсказку. (Отдаёт часть картинки).

Сказочница: Третья загадка.

Сказочница: За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Кто же это?

Дети. Царевна Лебедь. 12 слайд

Звучит фрагмент «Царевна-лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Выходит Царевна-лебедь исполняет импровизированный танец.

Лебедь: За правильный ответ даю вам подсказку. (Отдаёт часть картинки).

Сказочница: А из какой сказки все эти персонажи?

Дети. Сказка о царе Салтане.

Сказочница: Ребята, вы справились - все подсказки собрали! А теперь давайте соберем картину из частей "Черномор в своём дворце".

Дети подходят к мольберту и под музыку собирают картинку.

Звучит фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Выходит Руслан (в руках меч и белая борода Черномора)

Руслан. Сей грозный меч накажет вора,

Лети хоть до ночной звезды,

А быть тебе без бороды!

Звучит увертюра к опере "Руслан и Людмила" М. Глинки - выходит Людмила, кланяется Руслану.

Людмила: Руслан, мой рыцарь, мой герой.

Ты спас меня от Черномора

Преодолел леса и горы...

Да будет нынче пир горой!

Звучит музыка М. Глинки - все аплодируют Руслану и Людмиле.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы сегодня все были такими активными и отлично справились с заданиями. Теперь немножко отдохнем и поиграем. У меня четыре больших кубика с разными картинками к сказкам Пушкина. А теперь, ребята, встаньте в круг. Под музыку вы передаете кубики друг другу. На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают внимательно загадку, и выкладывают картинку – отгадку.

Проводится игра «Сказочные загадки» (с кубиками)

Кубик ты передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

Далее игра повторяется с начала, но уже с другой загадкой.

Ведущий: Молодцы, поиграли, отдохнули, теперь садитесь поудобнее, и слушайте внимательно.

13 слайд - Картина М. Врубеля «Царевна-лебедь»

Ведущий: Художник Михаил Александрович Врубель сумел в красках передать момент превращения птицы в царевну.

Рассматривают репродукцию.

Ведущий: Посмотрите, как появляется из перьев лицо Царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. А композитор, с помощью звуков и своей фантазии, рисует музыкальный образ. Кто назовет композитора, который написал музыку к «Сказке о царе Салтане»?

(Дети называют композитора).

14 слайд - Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Звучит фрагмент «Царевна-лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Ведущий: Николая Андреевича часто называют великим сказочником в музыке, потому что он очень часто обращался в своем творчестве к сказке. Особенно любил Римский - Корсаков сказки Александра Сергеевича Пушкина. Композитор написал две оперы по Пушкинским сказкам, это – «Сказка о царе Солтане» и «Золотой петушок». Итак, сказочная опера «Сказка о царе Солтане».

Звучит музыка из оперы.

По ходу прослушивания задаются вопросы:

Отрывок «Белочка» - слушают

Ведущий: Кого рисует сейчас музыка?

- Почему вы так решили?

-Какой музыкой изображается белочка?

(танцевальной, веселой, озорной, ласковой, задорной, бойкой, прыгучей)

Звучит отрывок «Богатыри» - слушают

-Каким становится характер музыки, когда изображаются богатыри?

(грозным, торжественным, мужественным, величавым, напористым, взволнованным и решительным)

Звучит отрывок «Царевна Лебедь» - слушают

-Как меняется музыка при изображении Царевны - Лебеди?

(Музыка становится более спокойным, волшебным, задумчивыми ласковым, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь)

Ведущий: Вы прослушали музыку. Я вижу, вам понравились и музыка, и картинки из сказок, и каждый из вас по - своему представил и Белочку, и Богатырей, и Царевну -Лебедь. А теперь давайте попробуем передать свои музыкальные впечатления и впечатления от иллюстрации в рисунках. Во время вашей работы будет звучать музыкальная картина, которая будет напоминать о чудесах сказки. Вашими работами мы дополним нашу выставку.

Итог 15 слайд

Ведущий: Ребята вы сегодня помогли найти Людмилу из сказки «Руслан и Людмила». Кто автор этой сказки? (Ответы детей).

Ведущий. Кто написал оперу к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»?

Дети. Оперу сочинил русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.

Ведущий: Иллюстрацию какого художника к «Сказке о царе Салтане» мы сегодня рассматривали?

Дети. Иллюстрацию нарисовал художник Михаил Александрович Врубель.

Ведущий: Спасибо всем за интересную игру.

Спасибо нашему любимому поэту за прекрасные сказки.

Всем спасибо за внимание, а ребятам - за старания.

Звучит фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ приходит в детский сад

из опыта работы ГДОУ №18 комбинированного вида Московского района Санкт Петербурга  по использованием ИКТ в дошкольном учреждении...

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Дед Мороз, приходи и игру проведи"

Дети любят путешествовать. А ещё они любят подарки. Физкультурный досуг покажет им что же подарил дед Мороз их знакомым зверушкам...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на татарском языке. Область "Познание". Тема: "Тавышлар кайдан килә?" (Звуки откуда приходят?)

Привлечение детей к исследовательской деятельности с целью выявления причин появления различных звуков в нашем окружении....

Консультация для родителей "Как в жизнь приходит музыка"

Красочная консультация в папку - передвижку....

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

«Приходи Снегурочка, приходи Дед Мороз»

Знакомство детей  с понятием «Ёлка», «Снегурочка»,  «Дед Мороз» через беседы, стихи. Рассматривание картинок. Создание настроения  в ожидании  новогоднего праздника.[[{"type":"medi...