Путешествие в город Мастеров
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бережная Ольга Васильевна

Занятие сформирует у детей представление о разных профессиях, поможет лучше понять значение труда в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_goro_masterov.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в город Мастеров

Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе  

Аннотация. В статье представлено познавательное занятие для детей подготовительной группы. Занятие сформирует у детей представление о разных профессиях, поможет лучше понять значение труда в жизни человека.

Ключевые слова. Речевое развитие дошкольников, игра-путешествие, устное народное творчество.

Цель: формирование у детей представлений о труде и его роли в жизни человека

Задачи:

-расширять представление о разных профессиях, о значимости каждой их них.

- способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности

- знакомить детей с устным народным творчеством: загадками, поговорками, пословицами, учить использовать их в связной речи.

- воспитывать приветливость, доброжелательные чувства друг к другу, чувство сострадания и желание помочь, тому кто оказался в беде.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о профессиях их родителей;

- знакомство с трудом работников детского сада;

- разучивание фольклорного материала: загадок, пословиц, поговорок о труде;

_чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях («Морозко», «Хаврошечка», «По щучьему велению», «Госпожа метелица» и другие;

- чтение книг о мастерстве и профессиях (В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»;

- дидактические игры «Один- много», «Кто, что делает?»

 Оборудование:

Кукла-мальчик Антошка. Костюм Бабушки-Загадушки (платок, очки, передник). Шкатулка с набором для шитья (нитки, иголки, ножницы, наперсток). Серии картинок-обводок (по всем темам),цветные карандаши, бумага – на каждого ребенка. Набор картинок «Профессии». Набор картинок «Инструменты» (предметные картинки: топор, ножницы, игла, лопата, молоток, грабли, отвертка, пила). Набор инструментов, запакованные в отдельные свертки: пила, топор, отвертка, клещи, рубанок. Аудиозапись песня В. Шаинского «Антошка»; шумы: стук молотка, стук ложки о край кастрюли.

Воспитатель. Скажите, ребята, почему так говорят: «Труд кормит, а лень портит?»

Ответы детей.

Воспитатель. Для чего трудится человек?

Ответы детей.

Воспитатель. Многие дети помогают взрослым выполнять разную работу , они очень трудолюбивы. Про таких детей говорят: «Мал золотник, да дорог», «Маленький да удаленький».

Ответы детей.

Воспитатель. А, кем бы вы хотели стать?

Ответы детей.

Воспитатель. Каждый из вас хочет кем-то стать, но это не так легко. Надо научиться справляться с трудностями. Вот послушайте стихотворение:

Хорошо, но трудно

Хорошо быть моряком.

По волнам несется судно-

Здесь работа, здесь твой дом.

Хорошо быть моряком,

Но трудно.

Хорошо пилотом быть,

В небе чистом и безлюдном,

Словно в море синем, плыть.

Хорошо пилотом быть,

Но трудно.

Хорошо быть офицером,

Для солдат своим примером,

В битве храбром безрассудно.

Хорошо быть офицером,

Но трудно.

Хорошо быть сильным, смелым,

Ловким, быстрым и умелым,

Заниматься важным делом.

Быть умелым просто чудно,

Но трудно.

(по югославской народной шутке)

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, трудно ли быть моряком, пилотом, офицером? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Повторное чтение конца стихотворения воспитателем

Воспитатель. Как стать умелым мастером своего дела?

Ответы детей.

Воспитатель. А про кого так говорят: «Спишь, спишь-и отдохнуть некогда»?

Дети. Про лентяев и лодырей

Воспитатель. Каких сказочных ленивцев вы знаете?

Дети. Мачеха и её дочка из сказки «Золушка», Емеля-«По щучьему велению», Вовка из «Тридевятого царства», Марфушка из «Морозко», ленивица из сказки «Госпожа Метелица»

Включается аудиозапись песни «Антошка». Появляется кукла Антошка. Он подпрыгивает, кувыркается, стоит на голове, потом ложится и засыпает.

Воспитатель. Вот это да! К нам заявился ещё один ленивец. Это Антошка. Давайте его разбудим.

Дети пытаются разбудить его разными способами, но всё безрезультатно. Тогда воспитатель предлагает кому–то из детей постучать ложкой по тарелке. Антошка просыпается.

Антошка. Где моя большая ложка?

Воспитатель. Ах, Антошка, сначала поздоровайся с ребятами.

Антошка здоровается.

Воспитатель. Антошка мы с ребятами пригласим тебя пообедать, но ты нам помоги - игрушки убрать .

Антошка. Не могу, спать хочу! (Смеется) «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть».

Воспитатель. Эх, Антошка нехорошо быть таким ленивым. Хочешь посмотреть на себя со сторны?

Антошка. Да. Это, наверное, интересно.

Воспитатель. Выходите, ребята, покажите Антошке, какие лентяи бывают.

Физкультминутка «Лентяй»

Во время чтения стихотворения дети импровизируют, показывая движения самостоятельно.

В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.

Спал я в пятницу, в субботу
Не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!

          (  Дж. Родари в переводе Маршака)

Антошка (плачет). Все надо мной смеются. А никто не знает, что это  Бабка-Лень отобрала у меня трудолюбие. Где его теперь найти? Помогите мне!

Воспитатель. Бедный Антошка! Поможем ему, ребята! (Да) Отправимся в город мастеров. Там мы попросим умельцев, жителей города, поделиться с Антошкой своим трудолюбием, его у них очень много.  Готовы? Закрывайте глаза, представьте себя летящими в «Чудолете» повторяйте за мной:

Сядем дружно в «Чудолет» и отправимся в полет.

Раз, два, три, четыре, пять, пора глаза нам открывать!

Пока у детей глаза закрыты воспитатель надевает платочек, очки передник и превращается в Бабушку –Загадушку. На экране появляется изображение города мастеров.

 Бабушка-Загадушка. Здравствуйте, ребята!  Я- Бабушка-Загадушка. Вы тут дело пытаете или от дела лытаете?

 Дети: Здравствуйте! Мы ищем трудолюбие для Антошки.

Бабушка-Загадушка. Вы попали как раз туда, куда надо на улицу «Угадай-ка».  Умеете отгадывать загадки? (Да)   Отгадайте, кто живет в нашем городе?

Дети отгадывают загадки, а Бабушка-Загадушка выставляет картинки-отгадки.

1.Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.

 (Строитель)

2.Встаем мы так рано,

Ведь наша забота-

Всех отвозить

По утрам на работу.

(Водитель)

3. Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать! 

(Пожарные)

4. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

(Врач) 

5.Он на работе роль играет

И мастерством нас поражает.

Мы с нетерпеньем день тот ждем

Когда в театр к нему пойдем.

(Актер)

Бабушка-Загадушка. Рассмотрите внимательно эти картинки и скажите, чем заняты взрослые на каждой из них.

Ответы детей.

Бабушка-Загадушка. В городе Мастеров все трудятся с радостью. Да вот только стара я стала, путаю, кто что делать умеет. Помогите, милые мои, мне разобраться.

Игра «Назови лишнее слово»

Бабушка-Загадушка. Определите, какое слово лишнее, и объясните почему.

Врач – лечит, перевязывает, продает, колет.

Водитель - заводит, ремонтирует, ездит, солит.

Повар – режет, фотографирует, варит, жарит.

Лесничий – сажает, растит, варит, спиливает, охраняет.

Дети: Врач – лечит, перевязывает, колет уколы, а продает продавец (и т.д)

Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! А сейчас с улицы «Угадай-ка» мы перешли с вами на улицу «Заботы»

(Воспитатель обращает внимание детей на домики вдоль улицы)

Игра «Мастера и мастерицы»

Бабушка-Загадушка. Вы сможете узнать, если захотите, профессии мастериц, живущих на этой улице. Их домики стоят как раз напротив домиков мастеров той же профессии.                                                                               В этом домики живет певец. А кто живет напротив?

Дети. Певица

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет садовник. А кто живет напротив?

Дети: Садовница

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет писатель. А кто живет напротив?

Дети: Писательница

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет учитель. А кто живет напротив?

Дети: Учительница.

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет ткач. А кто живет напротив?

Дети: Ткачиха

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет огородник. А кто живет напротив?

Дети: Огородница

Бабушка-Загадушка. В этом домике живет артист. А кто живет напротив?

Дети: Артистка.

Бабушка-Загадушка. А, сейчас мы переходим на улицу «Заботы». На этой улице живут люди, которые очень любят свою работу. Ребята, расскажите Антошке, какие они, эти люди, согласны?  (Да)

Игра «Добавь словечко»

Бабушка-Загадушка. Попробуйте представить, человек какой профессии может быть таким: Заботливый…

Дети. Заботливый врач.

Бабушка-Загадушка. Строгий.

Дети. Строгий учитель.

Бабушка-Загадушка. Добросовестный.

Дети. Добросовестный строитель.

Бабушка-Загадушка. Веселый.

Дети. Веселый клоун.

Бабушка-Загадушка. Смелый.

Дети. Смелый летчик.

Бабушка-Загадушка. Добрая.

Дети: Добрая воспитательница.

Бабушка-Загадушка. Аккуратная. 

Дети. Аккуратная медсестра.

Бабушка-Загадушка. Вежливый.

Дети: Вежливый продавец.

Бабушка-Загадушка. Трудолюбивый.

Дети. Портной.

Бабушка-Загадушка. Молодцы ребята! Пойдемте дальше на улицу «Умелые руки», где слышатся разные звуки. Возможно там мы найдем потерянное трудолюбие Антошки.

Фонематическая пауза «Узнай звук»

Воспитатель включает запись различных шумов.

Бабушка-Загадушка. Что вы услышали?

Дети: Стук молотка, виз пилы, как ложкой в кастрюле мешают и т.д

Бабушка-Загадушка. На улице «Умелые руки» сегодня будут строить дом, на радость новоселам. Строители ушли на обед и сложили свои инструменты. Здесь целый мешок с инструментами. Все они очень тяжелые, и каждый лежит в своем свертке.

Игра «Узнай инструмент»

Бабушка-Загадушка. Ребята ощупайте, взвесьте, угадайте, что это?

Все дети по очереди ощупывают каждый сверток, «взвешивают» его руками, угадывают, что это. Затем все свертки открываются. 

Бабушка-Загадушка. Что делают этими инструментами?

Дети. Это молоток. Молотком забивают гвозди.

Это пила. Пилой распиливают доски.

Это топор. Топором рубят дрова, обтесывают бревна, подгоняют доски.

Это отвертка. Отверткой закручивают шурупы.

Это клещи. Клещами вытаскивают сломанные или гнутые гвозди.

Это рубанок. Рубанком строгают доски, подгоняют их друг к другу.

Бабушка-Загадушка. На улице «Умелые руки» находится две мастерские, где можно взять инструменты для работы. Одна мастерская называется «Мальчик-с-пальчик», другая-«Иван-богатырь». Как вы думаете, какого размера  в них инструменты?

Дети. В мастерской «Мальчик-с-пальчик» они маленькие, а в мастерской «Иван-богатырь» инструменты большие.

Антошка. Мне очень хочется узнать, как эти инструменты, большие или маленькие, называются.

Игра «Большой-маленький»

Бабушка-Загадушка. Давайте разделимся на две команды. Я буду показывать вам картинки с различными инструментами. Первая команда называется инструменты из мастерской «Иван-богатырь», а вторая-из мастерской «Мальчик-с-пальчик».

Команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, воспитатель показывает по очереди каждой команде одну и ту же картинку, а дети хором, своей командой, из называют.

Дети (первая команда). Топор.

Дети (вторая команда). Топорик.

Дети (первая команда). Ножницы.

Дети (вторая команда). Ножнички.

Дети (первая команда). Игла.

Дети (вторая команда). Иголочка.

Дети (первая команда). Лопата.

Дети (вторая команда). Лопаточка.

Дети (первая команда). Молоток.

Дети (вторая команда). Молоточек.

Дети (первая команда). Грабли.

Дети (вторая команда). Грабельки.

Дети (первая команда). Отвертка.

Дети (вторая команда). Отверточка.

Дети (первая команда). Пила.

Дети (вторая команда). Пилочка.

Игра «Угадай, кем я буду»

Бабушка-Загадушка. Дорогие мои! Если вам хочется поселиться в городе Мастеров, кем бы вы здесь хотели стать? Предлагаю вам взять из наборов картинок-обводок один предмет, имеющий отношение к вашей будущей профессии. Обведите, раскрасьте его и предложите своим друзьям угадать по этой картинке, кем бы вы хотели стать. Например, вы обвели и раскрасили картинку-обводку «Дом». Попробуйте все угадать, кем хотел бы стать автор этой работы?

Дети. Он хочет стать строителем.

Дети рисуют, угадывают: танк-военным, ёлка—лесником, паровоз-машинистом, грузовик-водителем, платье-модельером и т.д.

Бабушка-Загадушка. Молодцы! Мастера и мастерицы просили вам в подарок вот эту шкатулочку передать. В ней вы найдете всё для шитья: нитки, иголку, наперсток, булавки, ножницы. Я думаю, и Антошке такой подарочек пригодится.

Дети. Антошка. Ура! Спасибо! Мне кажется, и моё трудолюбие ко мне опять вернулось! Хочу стать портным и шить всем новую красивую одежду.

Бабушка-Загадушка. Запомни, Антошенька, хорошие дела украшают человека. Ребята, попробуйте и вы дать ему добрые советы. Вы, наверное, много пословиц и поговорок о труде знаете.

Дети рассказывают пословицы о труде.

Антошка. Спасибо за добрые слова да за наставления. Это только «У Ленивого Емели семь воскресений на неделе». А я не Емеля, я Антошка. И буду теперь трудиться, как все. Вы меня многому научили.

Бабушка-Загадушка.  Настала пора прощаться. До свидания, ребята! До свидания, Антошка!

Дети. До свидания, Бабушка-Загадушка!

Бабушка-Загадушка предлагает детям закрыть глаза, вспомнить о том, что им понравилось в «Городе Мастеров» Дети закрывают глаза. Она снимает свой наряд и превращается в воспитательницу.

Дети на своих «Чудолетах» возвращаются в детский сад.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали? Что было интересного для вас?

Ответы детей

Дополнительный литературный материал к занятию

Пословицы

Труд кормит, а лень портит.

Скучен день до вечера, если делать нечего.

Сделал дело – гуляй смело.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Сам не плошай и товарищам помогай.

Делу время – потехе час.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

За доброе дело берись смело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Интегрированное занятие "Путешествие в город Мастеров"

Формировать умение детей-классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, варьируя во времени;- составлять рассказ о происхождении предмета;- понимать и реализовывать в своем поведении нравст...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по математике с элементами развития речи «Путешествие в Город Мастеров»Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество...

"Путешествие в город мастеров"

Ознакомление дошкольников со свойствами дерева и металла....

Проект "Путешествие в город Мастеров"

Проект для старшей группы позволяет более глубже познакомить детей с народно- прикладным творчеством....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....