Проект "Край Донской- казачий"
проект (старшая группа)

Елена

Проект- познавательно- творческий, долгосрочный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования города Ростова-на-Дону

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

_______________города Ростова-на-Дону «Детский сад № 86»______________________

344049, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 110/1, тел. 8 (863) 210-20-24, e-mail: mbdou86.2019@mail.ru

ИНН 6194002238; КПП 619401001; ОГРН 1196196045011

 

Проект:

« Край Донской - казачий»

Подготовительная группа №4

Музыкальный руководитель; Рожно Елена Алексеевна

Педагоги: Нетыкшк Галина Анатольевна

Анжела Васильевна

Тип проекта: познавательно- творческий, долгосрочный.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Срок реализации: 01.09.2024г. по 30.05.2025 г.

База, реализации проекта:  МБДОУ  №86 г. Ростов-на-Дону

 Актуальность

 Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего отечества»

На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный

Дошкольное детство  - время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает само утверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. Этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма , любовь к Родине не происходит само по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связанно  с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом,  город, родные места.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

К.Д. Ушинский говорил: отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной, что к ней относится ….»

 Поэтому, актуальность нашего проекта   стремление расширить познания дошкольников об истории  донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях.

 Проблема.

Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.

На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность  дошкольных образовательных учреждений.

Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно  на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.

 Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.

 Цель: Реализация содержания  регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.  

Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.

Противоречия

- У детей и родителей нечёткие, неясные, несформированные представления о казаках.

- В ДОУ недостаточная методическая база (д/и, презентации, видеоматериалы, конспекты занятий) по изучаемой теме.

- Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.

-Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.

- Недостаточно налажена система работы ДОУ с социумом и семьей

Задачи проекта:

- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.

 - Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;

- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);

- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.

 Итак, можно выдвинуть гипотезу: Если  в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области , а также будет способствовать  эффективному патриотизма , тогда мы можем предположить , что предполагаемый результат  будет таким:

  - Обогащение и систематизированные знания детей об истории казачества, традициях и его культурных ценностях;

  - Повышении компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.

- Пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечение социальных партнеров, родителей.

        

 Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом мы будем учитывать активное участие детей  и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т.д.

 Методы проекта: познавательно - игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Показатели эффективности осуществления проекта.

 Механизм реализации целей и задач:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ  №86 г Ростова-на-Дону.

- с детьми в различных видах деятельности;

-с родителями в совместной деятельности;

- с педагогами в методической работе (открытые просмотры деятельности с детьми, консультации, выступления на педагогическом совете).

Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется:

  • с помощью  деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
  • в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д;
  • через создание условий для  самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций народных костюмов, природы родного края, создание макетов знакомых населенных пунктов, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т.д.
  • обогащение знаний родителей. Повышение педагогической культуры родителей.

 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

1 этап подготовительный - (01.09.24. по 1.10.24 г.), цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.

Включает в себя:

-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев  данной тематики;

-составление конкурсов  игр для праздника;

 -написание сценария;

- подборе музыкального сопровождения.

 2 Основной этап. (с 1 октября 2024 г. по 15 мая 2025г.) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями  по реализации  проекта.

  • Проведение  цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ «У Дона – батюшки реки, живут лихие казаки».
  • Посещение  с детьми и родителями музеев  Донского казачества.
  • Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр; конкурсов.
  • Распределение ролей.
  • Работа с родителями (пошив декораций, костюмов, изготовление кукол);
  • Организация выставки творческих работ детей и родителей.
  • Проведение  праздника.
  • Создание презентации.

 3. Заключительный этап. (с 15 мая 2024г. по 30 мая 2025 г.).

 Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.

 - анализ результатов проекта;

- систематизация  материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.

Представление результатов на городском уровне, в ДОУ.

Заключительное мероприятие праздник «Мы, казаки!»        

 И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:

- Создались  партнерские  взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;

- Прошли выставки творческих работ детей и родителей;

-  Провели совместный праздник  для  детей и родителей;    

- Создали  презентацию данного мероприятия;

- Систематизировали  материал по  реализации содержания регионального компонента  в ДОУ.

 Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе  планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам регионального развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города ; разработать картотеки подвижных, казачьих игр; разработать картотеки дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий; разработать и подготовить разнообразные презентации совместно с родителями (пополнение  методического, дидактического материала); подобрать  интерактивные формы  работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.

Планирование проекта « Край Донской- казачий»

месяц

тема

Цель и задачи

Содержание работы

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Мой любимый город

Развитие познавательного

интереса к истории Донского края.

Воспитание чувства любви к малой Родине.

Расширение содержания

сознания ребёнка за счет

сведений и событий, явлений, доступных его наблюдении.

Знакомство с родным городом, с историей

возникновения,

местонахождения, историей названия улиц, достопримечательностями

города

Экскурсия в

краеведческий музей «Мой

любимый город»/онлайн/

Выставка рисунков

«Земли родной любимый

уголок». Праздник «Я- родом из Донского края»

час искусства «Художники и музыканты Донского края»

Семинар «История нашего города».

Познавательная викторина «Знаю ли я свой город»

Фотовыставка «Мой любимый город».

Выставка рисунков

«Любимый уголок моего города».

октябрь

Играй и пой, казачий Дон.

Развитие способности

понимать ценность жизни.

Приобщать детей к Донской культуре.

Рассказ о празднике «Покров», народных приметах, связанных с этим праздником, о казачьих обрядах. Разучивание пословиц и поговорок.

Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок, знакомство с казачьими подвижными играми. Праздник «Покровская ярмарка на Дону».

Познавательная беседа «Покров – конец хороводам, начало

посиделкам».

Семинар

«Казачество – истоки и современность»

Разучивание песни «Ой, на горе- то калина».

Выставка – ярмарка

«Щедрая осень».

Создание мини –

музея «Предметы

быта казаков»

ноябрь

Казачья семья

Развивать сознание детей к принадлежности своей семье.

Воспитывать уважительное и

доброжелательное от ношение к членам своей семьи. Расширять представления детей о быте казаков. Через музыку

активизировать чувства детей.

Рассказ детям о роли мужчина

– отца женщины – матери в казачьей семье. Знакомство с казачьим фольклором, с разнообразием его жанров.

Разучивание и исполнение

колыбельных песен. Досуг «День матери- казачки»

Познавательная беседа «Песня – душа народа».

Музыкальная гостиная

«Лирические песни Дона».

Концерт казачьего хора «Аксинья».

Досуг «День матери – казачки»»

декабрь

История казачьего быта

Приобщать детей к национальным ценностям

(одежда, быт, культура казаков). Формировать

представления детей об устройстве казачьего жилья и

предметов домашнего обихода.

Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков

Познавательные беседы «Происхождение казачества»,

«Одежда казаков», «Ремесла на Дону». Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц и поговорок о труде.

Тематический день

«День казачки».

«День дарения».

Консультация

«Хвала тебе казачка».

Дефиле «Молода я, молода»

Демонстрация казачьей одежды.

Выставка рисунков «Мамы всякие нужны – мамы всякие

важны».

январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Создание условий для познавательного отношения к традициям и обрядам донских казаков.

Разучивание рождественских колядок. Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования.

Проведение подвижных игр.

Досуг «Щедрый вечер». Досуг

«Пришла коляда – накануне Рождества». Экскурсия в библиотеку «Герои – земляки»

Педагогическая гостиная «Развитие казачьей культуры»

Выставка семейных газет «Новый год в моей семье»

февраль

«Казак рождается воином»

Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей, любовь к Родине.

Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов.

Знакомство с патриотическими песнями донского края. Рассказ о казаках – героях.

Совместный праздник «Аты –

баты шли солдаты».

Тематический день

«Наши защитники».

Консультация «Они прославили наш город».

Коллаж из природного материала «Казачий герб – раненый олень».

Фото –выставка «Мой папа – защитник Отечества».

март

«Нет такого

друга, как

родная матушка»

Приобщать детей к культуре

донского края. Воспитывать

любовь и уважение к матери.

Воспитывать бережное отношение к народным традициям

Рассматривание старинных и

современных фотографий.

Экскурсия в казачью горницу.

Рассказ о происхождении куреня. Сюжетно – ролевые игры, отражающие быт казаков. Праздник «донская красавица с любым делом

справится».

Сладкий вечер казачьих блюд.

Праздник «Масленица» (как его праздновали на Дону).

Разучивание масленичных закличек.

Познавательная беседа «казачий курень».

Педагогическая гостиная

«Приобщаем детей к социо – культурному наследию донских казаков». Конкурс

«Масленица -блиноедка».

Экскурсия в  краеведческий

музей «Знай свою историю»

Анкетирование «Воспитываю ли я в своем ребёнке гражданина и

патриота своей малой Родины».

Групповое собрание «Приобщаем детей к культуре и истории донского края».

Конкурс семейных газет «Мамины помощники».

апрель

«Донской

театр и его

традиции

Развивать у детей

музыкальное творчество,

посредством музыкально –

театрального искусства

Драматизации казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Брамбеус». Досуг «В гости к Чагуше», «Веселая ярмарка».

Познавательный рассказ «Театр на Дону». Знакомство с праздником «Пасха», раскрашивание пасхальных

яиц. Познавательны конкурс «Мы знатоки родного края».

Консультация «Народные гуляния» Музыкальная гостиная «Композиторы

Дона»

Трудовой десант «Чисто в дому – чисто на Дону».

Совместная драматизация сказки «Жбан»

Конкурс «Мой Чагуша лучше всех»

май

«На казачьем

кругу»

Воспитывать гражданско - патриотические чувства, любовь к Родине. Приобщать

к истокам донской культуры.

Беседа о казачьей геральдике, чинах и звания.

Познавательный рассказ «Конь – в жизни казака».

Разучивание пословиц и поговорок.

Экскурсия в музей боевой славы. Посещение казачьего юрта.

Праздник «Троица».

Педагогическая гостиная

«Гордимся славою предков»

Выставка семейных газет «они сражались за Дон».

Совместный праздник «Мама, папа, я – казачья

семья».

«День дарения».

Выставка «Из бабушкиного

сундука

 Список используемой литературы:

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
  2. Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч.- 2010г.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
  4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
  5. Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
  6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
  7. Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.



Предварительный просмотр:

Управление образования города Ростова-на-Дону

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

_______________города Ростова-на-Дону «Детский сад № 86»______________________

344049, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 110/1, тел. 8 (863) 210-20-24, e-mail: mbdou86.2019@mail.ru

ИНН 6194002238; КПП 619401001; ОГРН 1196196045011

 

Проект:

« Край Донской - казачий»

Подготовительная группа №4

Музыкальный руководитель; Рожно Елена Алексеевна

Педагоги: Нетыкшк Галина Анатольевна

Анжела Васильевна

Тип проекта: познавательно- творческий, долгосрочный.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Срок реализации: 01.09.2024г. по 30.05.2025 г.

База, реализации проекта:  МБДОУ  №86 г. Ростов-на-Дону

 Актуальность

 Национальная доктрина образования в Российской федерации до 2025г., тесно связывая цели и задачи образования с преодолением социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего отечества»

На современном этапе социального исторического развития патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный

Дошкольное детство  - время становления личности. Осознавая свое «я», ребенок начинает само утверждаться, стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения с окружающими. Этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу. Чувство патриотизма , любовь к Родине не происходит само по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связанно  с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом,  город, родные места.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

К.Д. Ушинский говорил: отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим Отечеством – литературой, географией, экономикой, а русский человек всего менее знаком с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной, что к ней относится ….»

 Поэтому, актуальность нашего проекта   стремление расширить познания дошкольников об истории  донского казачества, культуре, быте, его обычаях и традициях.

 Проблема.

Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому мы решили разработать и реализовать этот проект.

На современном этапе развития общества вопросы духовно- нравственного, патриотического воспитания выступают на первый план, что отражено в основополагающих нормативно – правовых документах, регламентирующих деятельность  дошкольных образовательных учреждений.

Приобщение ребенка к культуре своего народа, к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за нашу землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно  на знании истории донских казаков, его культуры поможет в дальнейшим с уважением и интересом относится к культурным традициям, чтить их.

 Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практической деятельности, а также исторические предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, была определена цель проекта.

 Цель: Реализация содержания  регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей.  

Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.

Противоречия

- У детей и родителей нечёткие, неясные, несформированные представления о казаках.

- В ДОУ недостаточная методическая база (д/и, презентации, видеоматериалы, конспекты занятий) по изучаемой теме.

- Неточное толкование и использование в речи знакомых слов и выражений, малый казачий лексикон.

-Слабое знание традиций и как следствие этого непонимание их ценности.

- Недостаточно налажена система работы ДОУ с социумом и семьей

Задачи проекта:

- Сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края.

 - Воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям;

- Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);

- Развивать способности детей на основе знакомства с историей казачества.

 Итак, можно выдвинуть гипотезу: Если  в воспитательно - образовательное пространство ДОУ ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области , а также будет способствовать  эффективному патриотизма , тогда мы можем предположить , что предполагаемый результат  будет таким:

  - Обогащение и систематизированные знания детей об истории казачества, традициях и его культурных ценностях;

  - Повышении компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.

- Пополнение предметно - развивающей среды за счет привлечение социальных партнеров, родителей.

        

 Итоговым результатом является анализ результатов реализации проекта и определений направлений дальнейшей деятельности. При этом мы будем учитывать активное участие детей  и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, играх и т.д.

 Методы проекта: познавательно - игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, праздники, выставки детского творчества. Показатели эффективности осуществления проекта.

 Механизм реализации целей и задач:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ  №86 г Ростова-на-Дону.

- с детьми в различных видах деятельности;

-с родителями в совместной деятельности;

- с педагогами в методической работе (открытые просмотры деятельности с детьми, консультации, выступления на педагогическом совете).

Решение поставленных целей и задач проекта осуществляется:

  • с помощью  деятельности, позволяющей получить детям конкретные знания по данной проблеме: НОД индивидуальная и подгрупповая, в режимных моментах;
  • в совместной со взрослым деятельности, в такой как: праздник, развлечения, игры, беседы, выставки, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии и т. д;
  • через создание условий для  самостоятельной деятельности детей: рассматривание иллюстраций народных костюмов, природы родного края, создание макетов знакомых населенных пунктов, рассматривание альбомов, книг, обустройство уголков ряженья, мини музеи и т.д.
  • обогащение знаний родителей. Повышение педагогической культуры родителей.

 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

1 этап подготовительный - (01.09.24. по 1.10.24 г.), цель которого, создание организационных моментов, обеспечивающих реализацию проекта.

Включает в себя:

-постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор стихотворений, загадок, песен, поговорок, пословиц, танцев  данной тематики;

-составление конкурсов  игр для праздника;

 -написание сценария;

- подборе музыкального сопровождения.

 2 Основной этап. (с 1 октября 2024 г. по 15 мая 2025г.) - практический, целью которого является организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями  по реализации  проекта.

  • Проведение  цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ «У Дона – батюшки реки, живут лихие казаки».
  • Посещение  с детьми и родителями музеев  Донского казачества.
  • Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр; конкурсов.
  • Распределение ролей.
  • Работа с родителями (пошив декораций, костюмов, изготовление кукол);
  • Организация выставки творческих работ детей и родителей.
  • Проведение  праздника.
  • Создание презентации.

 3. Заключительный этап. (с 15 мая 2024г. по 30 мая 2025 г.).

 Цель – анализ результатов реализации проекта, определений направлений дальнейшей деятельности.

 - анализ результатов проекта;

- систематизация  материал по реализации содержания регионального компонента в ДОУ.

Представление результатов на городском уровне, в ДОУ.

Заключительное мероприятие праздник «Мы, казаки!»        

 И так, результативность проекта заключается в том, что в ДОУ:

- Создались  партнерские  взаимодействия детского сада и семьи воспитанников;

- Прошли выставки творческих работ детей и родителей;

-  Провели совместный праздник  для  детей и родителей;    

- Создали  презентацию данного мероприятия;

- Систематизировали  материал по  реализации содержания регионального компонента  в ДОУ.

 Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе  планируется продолжать работу по данной теме, углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам регионального развития дошкольников; продолжать сотрудничество с культурным социумом города ; разработать картотеки подвижных, казачьих игр; разработать картотеки дидактических казачьих игр; разработать цикл занятий; разработать и подготовить разнообразные презентации совместно с родителями (пополнение  методического, дидактического материала); подобрать  интерактивные формы  работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.

Планирование проекта « Край Донской- казачий»

месяц

тема

Цель и задачи

Содержание работы

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Мой любимый город

Развитие познавательного

интереса к истории Донского края.

Воспитание чувства любви к малой Родине.

Расширение содержания

сознания ребёнка за счет

сведений и событий, явлений, доступных его наблюдении.

Знакомство с родным городом, с историей

возникновения,

местонахождения, историей названия улиц, достопримечательностями

города

Экскурсия в

краеведческий музей «Мой

любимый город»/онлайн/

Выставка рисунков

«Земли родной любимый

уголок». Праздник «Я- родом из Донского края»

час искусства «Художники и музыканты Донского края»

Семинар «История нашего города».

Познавательная викторина «Знаю ли я свой город»

Фотовыставка «Мой любимый город».

Выставка рисунков

«Любимый уголок моего города».

октябрь

Играй и пой, казачий Дон.

Развитие способности

понимать ценность жизни.

Приобщать детей к Донской культуре.

Рассказ о празднике «Покров», народных приметах, связанных с этим праздником, о казачьих обрядах. Разучивание пословиц и поговорок.

Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок, знакомство с казачьими подвижными играми. Праздник «Покровская ярмарка на Дону».

Познавательная беседа «Покров – конец хороводам, начало

посиделкам».

Семинар

«Казачество – истоки и современность»

Разучивание песни «Ой, на горе- то калина».

Выставка – ярмарка

«Щедрая осень».

Создание мини –

музея «Предметы

быта казаков»

ноябрь

Казачья семья

Развивать сознание детей к принадлежности своей семье.

Воспитывать уважительное и

доброжелательное от ношение к членам своей семьи. Расширять представления детей о быте казаков. Через музыку

активизировать чувства детей.

Рассказ детям о роли мужчина

– отца женщины – матери в казачьей семье. Знакомство с казачьим фольклором, с разнообразием его жанров.

Разучивание и исполнение

колыбельных песен. Досуг «День матери- казачки»

Познавательная беседа «Песня – душа народа».

Музыкальная гостиная

«Лирические песни Дона».

Концерт казачьего хора «Аксинья».

Досуг «День матери – казачки»»

декабрь

История казачьего быта

Приобщать детей к национальным ценностям

(одежда, быт, культура казаков). Формировать

представления детей об устройстве казачьего жилья и

предметов домашнего обихода.

Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков

Познавательные беседы «Происхождение казачества»,

«Одежда казаков», «Ремесла на Дону». Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц и поговорок о труде.

Тематический день

«День казачки».

«День дарения».

Консультация

«Хвала тебе казачка».

Дефиле «Молода я, молода»

Демонстрация казачьей одежды.

Выставка рисунков «Мамы всякие нужны – мамы всякие

важны».

январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Создание условий для познавательного отношения к традициям и обрядам донских казаков.

Разучивание рождественских колядок. Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования.

Проведение подвижных игр.

Досуг «Щедрый вечер». Досуг

«Пришла коляда – накануне Рождества». Экскурсия в библиотеку «Герои – земляки»

Педагогическая гостиная «Развитие казачьей культуры»

Выставка семейных газет «Новый год в моей семье»

февраль

«Казак рождается воином»

Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей, любовь к Родине.

Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов.

Знакомство с патриотическими песнями донского края. Рассказ о казаках – героях.

Совместный праздник «Аты –

баты шли солдаты».

Тематический день

«Наши защитники».

Консультация «Они прославили наш город».

Коллаж из природного материала «Казачий герб – раненый олень».

Фото –выставка «Мой папа – защитник Отечества».

март

«Нет такого

друга, как

родная матушка»

Приобщать детей к культуре

донского края. Воспитывать

любовь и уважение к матери.

Воспитывать бережное отношение к народным традициям

Рассматривание старинных и

современных фотографий.

Экскурсия в казачью горницу.

Рассказ о происхождении куреня. Сюжетно – ролевые игры, отражающие быт казаков. Праздник «донская красавица с любым делом

справится».

Сладкий вечер казачьих блюд.

Праздник «Масленица» (как его праздновали на Дону).

Разучивание масленичных закличек.

Познавательная беседа «казачий курень».

Педагогическая гостиная

«Приобщаем детей к социо – культурному наследию донских казаков». Конкурс

«Масленица -блиноедка».

Экскурсия в  краеведческий

музей «Знай свою историю»

Анкетирование «Воспитываю ли я в своем ребёнке гражданина и

патриота своей малой Родины».

Групповое собрание «Приобщаем детей к культуре и истории донского края».

Конкурс семейных газет «Мамины помощники».

апрель

«Донской

театр и его

традиции

Развивать у детей

музыкальное творчество,

посредством музыкально –

театрального искусства

Драматизации казачьих сказок «Черная коровушка и Аннушка», «Кот Брамбеус». Досуг «В гости к Чагуше», «Веселая ярмарка».

Познавательный рассказ «Театр на Дону». Знакомство с праздником «Пасха», раскрашивание пасхальных

яиц. Познавательны конкурс «Мы знатоки родного края».

Консультация «Народные гуляния» Музыкальная гостиная «Композиторы

Дона»

Трудовой десант «Чисто в дому – чисто на Дону».

Совместная драматизация сказки «Жбан»

Конкурс «Мой Чагуша лучше всех»

май

«На казачьем

кругу»

Воспитывать гражданско - патриотические чувства, любовь к Родине. Приобщать

к истокам донской культуры.

Беседа о казачьей геральдике, чинах и звания.

Познавательный рассказ «Конь – в жизни казака».

Разучивание пословиц и поговорок.

Экскурсия в музей боевой славы. Посещение казачьего юрта.

Праздник «Троица».

Педагогическая гостиная

«Гордимся славою предков»

Выставка семейных газет «они сражались за Дон».

Совместный праздник «Мама, папа, я – казачья

семья».

«День дарения».

Выставка «Из бабушкиного

сундука

 Список используемой литературы:

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.
  2. Калайтанова Г.Н., Кончаловская Н.В., Баландина Л.А., Бех Л.В, Баукова Н.Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч.- 2010г.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
  4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
  5. Муравьева О.Ю., Агуреева Т.И., Мирошничеко Л.В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.
  6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
  7. Цветкова Г.Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спектакль по мотивам Донских казачьих сказок для детей 4 -7лет "Сказ про то, как казак Тишка Лихо Одноглазое перехитрил"

Спектакль показан в рамках Казачьего фестиваля "От Дона Тихого идем" педагогами ДОУ по плану фестиваля:" День казачьей сказки". Главный герой - казак Тишка: смелый, отважный, смекалистый, хитрый, встр...

«Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи игры»

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку ...

План работы "Край- Донской казачий"

План работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой донского казачества...

Край Донской - казачий край

Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».

Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...

Конспект занятия. Тема «Всероссийское и Донское казачье общество.Символика.Устав».

Познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах....