Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология и Мы»
материал (младшая группа)
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
1.выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
2. умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
3. развивать познавательный интерес у педагогов;
4. воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Экология и Мы».
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)
Ведущий: Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Ни для кого не секрет, что наш мир уже долгое время стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но, тем не менее, даже этот факт не останавливает человечество от варварского вторжения в природу, антропогенного загрязнения окружающей среды.
Почему мы так часто слышим слово «экология»?
А как вы понимаете слово «экология»?
Актуальность
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача - формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом. Итак, начнём
1. Методический турнир
1. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. ( уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; паспорта растений).
2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
3. Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
4. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
5. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)
9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Ответы: Занятие; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
2. Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд
3. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе)
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?
4. Д/И: «Собери картину»
В конвертиках картинки живой и неживой природы, вы должны их собрать
5. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе.
(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)
6. Угадай мелодию Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»
7. Нарисуй пословицу Ведущий: - Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Весна красна цветами, а осень пирогами. 2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
8. Сейчас я бы хотела чтобы мы с вами собрали ромашку и бабочку. На столах перед вами лежат лепестки от ромашки и бабочки с некоторыми высказываниями. Каждый из вас должен взять по одному лепестку и зачитать информацию вслух.
«А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8 ) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Заключение
Обобщение мастер-класса
Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги (Берут подготовленные и заранее разложенные листы бумаги. Желательно разрезать уже использованные листы, это экологичнее. Размер 10 на 10 см).
По команде все закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды.
Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки.
Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные!
Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.
Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не растопчи её полей! Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она - одна!
Ведущий: - На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе.
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту.
Благодарю всех за участие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_master-klassu.pptx | 177.73 КБ |
master_klass_po_ekologii.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов .
Задачи: 1.выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; 3. развивать познавательный интерес у педагогов; 4. воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Актуальность В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
1. Методический турнир
2 . Разминка ( Блиц вопросы)
3. Решение педагогических ситуаций ( конверт с заданием)
4 . Д/И : «Собери картину правильно »
5. Угадай мелодию ( фрагменты из песен о природе )
6. Нарисуй пословицу
7. А знаете ли вы ?
7. П равила поведения на природе (по очереди перечисляют правила поведения на природе)
Обобщение мастер-класса Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. Благодарю всех за участие!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология и Мы»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи: 1.выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; 3. развивать познавательный интерес у педагогов; 4. воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Экология и Мы».
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)
Ведущий: Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Ни для кого не секрет, что наш мир уже долгое время стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но, тем не менее, даже этот факт не останавливает человечество от варварского вторжения в природу, антропогенного загрязнения окружающей среды. Почему мы так часто слышим слово «экология»? А как вы понимаете слово «экология»?
Актуальность
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача - формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом. Итак, начнём
1. Методический турнир
1. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. ( уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; паспорта растений).
2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
3. Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
4. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
5. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)
9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Ответы: Занятие; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
2. Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд
3. Решение педагогических ситуаций.
(конверт с заданием у вас на столе)
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?
4. Д/И: «Собери картину»
В конвертиках картинки живой и неживой природы, вы должны их собрать
5. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе.
(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)
6. Угадай мелодию Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»
7. Нарисуй пословицу Ведущий: - Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Весна красна цветами, а осень пирогами. 2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
8. Сейчас я бы хотела чтобы мы с вами собрали ромашку и бабочку. На столах перед вами лежат лепестки от ромашки и бабочки с некоторыми высказываниями. Каждый из вас должен взять по одному лепестку и зачитать информацию вслух.
«А знаете ли вы?»
1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8 ) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.
Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.
Заключение
Обобщение мастер-класса
Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги (Берут подготовленные и заранее разложенные листы бумаги. Желательно разрезать уже использованные листы, это экологичнее. Размер 10 на 10 см).
По команде все закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды.
Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки.
Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные!
Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.
Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не растопчи её полей! Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую: Нас много, а она - одна!
Ведущий: - На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе.
Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту.
Благодарю всех за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему «Управление дошкольным учреждением в современных условиях»
Представлен материал для руководителей и заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений в рамках проведения городского мастер-класса...
Мастер-класс по кардмейкингу в дошкольном учреждение: Открытка "С днём защитника отечества".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7286094","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...
Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» (технология синквейна)
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации....
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Экология и Мы»
Воспитание любви к природе...
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....